Найти в Дзене
ProЖКХ

Саморегулирование и стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Часть 2

«Но время показало нашу правоту: саморегулирование в этой отрасли не сработало бы, а вот благодаря лицензированию число липовых контор, мошенников и просто некомпетентных структур сократилось — только на первом этапе лицензирования мы очистили рынок от компаний, которые оказались не в состоянии выполнить даже элементарные требования закона». Из интервью журналу «Огонек» в 2017 году Михаила Меня, бывшего Министра ЖКХ, бывшего аудитора Счетной палаты, бывшего Губернатора Ивановской области, допустившего на данном посту растрату в 700 млн бюджетных рублей в отношении которого уголовное дело прекращено судом в 2021 году за истечением срока давности, т.е. не по реабилитирующему основанию (ныне гражданин Израиля). То, что сфера управления многоквартирными домами нуждается в регулировании ни у кого уже не вызывает сомнений, но весь вопрос в том, каким должно быть это регулирование: либо через усиление роли государства и дальнейшее совершенствование процесса лицензирования, либо через внедре
«Но время показало нашу правоту: саморегулирование в этой отрасли не сработало бы, а вот благодаря лицензированию число липовых контор, мошенников и просто некомпетентных структур сократилось — только на первом этапе лицензирования мы очистили рынок от компаний, которые оказались не в состоянии выполнить даже элементарные требования закона».
Из интервью журналу «Огонек» в 2017 году Михаила Меня, бывшего Министра ЖКХ, бывшего аудитора Счетной палаты, бывшего Губернатора Ивановской области, допустившего на данном посту растрату в 700 млн бюджетных рублей в отношении которого уголовное дело прекращено судом в 2021 году за истечением срока давности, т.е. не по реабилитирующему основанию (ныне гражданин Израиля).

То, что сфера управления многоквартирными домами нуждается в регулировании ни у кого уже не вызывает сомнений, но весь вопрос в том, каким должно быть это регулирование: либо через усиление роли государства и дальнейшее совершенствование процесса лицензирования, либо через внедрение механизма саморегулирования.

Два проекта Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года включают в себя прямо противоположные подходы.

Один подход предлагает, что Цели Стратегии достигаются решением следующих основных задач: снятие административных барьеров и переход от лицензирования к саморегулированию УК для развития конкурентного бизнеса по управлению МКД, (Раздел 4.1.3. проекта).

Разработчики второго варианта проекта Стратегии полагают, что сформированная система лицензионного контроля обеспечивает публичность и прозрачность процесса смены способа управлениякаждым многоквартирным домом или смены управляющей организации. Информация об управляющих организациях и поставщиках жилищно-коммунальных услуг размещается в отношении каждого многоквартирного дома в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (Далее – ГИС ЖКХ). Кроме того, в ГИС ЖКХ размещается информация о дисквалифицированных лицах – руководителей управляющих организаций, лишенных лицензий за нарушение обязательных требований.

Конечно же можно поспорить с тезисом о «публичности» и с тезисом о «прозрачности» процесса способа управления, когда на самом деле нет ни того и ни другого. По сведениям наших информаторов именно коррумпированные органы лицензионного контроля в связке с местными органами власти обеспечивают «захваты» многоквартирных домов и смену управляющих компаний, но об этом поговорим в рамках другой статьи, а сейчас вернемся к саморегулированию.

В своем варианте Стратегии сторонники лицензирования предполагали лишь косметические изменения в данной системе, чем по сути и занимаются нынешние депутаты Госдумы внося в Жилищный кодекс незначительные изменения, которые зачастую носят хаотичный, непоследовательный характер, больше похожий на латание дыр и замазывание трещин вместо капитального ремонта здания.

В рамках Стратегии планировалось реализация следующих мероприятий:

внедрение новых подходов в сфере государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД, централизация управления результатами деятельности органов государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.

Развитие институтов и моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций, в том числе по модели «регионального управляющего жильем», гарантирующего возмещение ущерба, при нарушениях которые повлекли аварийность МКД;

В итоге был принят третий вариант, который был оформлен в нормативном акте под названием Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.»

Что же там сказано про лицензирование и саморегулирование?

Задачами являются: совершенствование системы государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках общегосударственной реформы контрольно-надзорной деятельности.

Как же будут решаться поставленные задачи? Все очень просто! Через внедрение новых подходов, каких, спросите вы – об этом разработчики стратегии очень корректно умолчали, и я их конечно же понимаю.

Предусмотрены следующие мероприятия: внедрение новых подходов в сфере государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

О чем же говорят эти общие фразы в стратегическом документе, который как мы привыкли думать, не имеет никакого прикладного значения ни для бизнеса ни для граждан-собственников жилья? Эти фразы говорят о том куда будет двигаться вся сфера ЖКХ чего нам всем следует ожидать в ближайшее время и перемены/отсутствие перемен затронет каждого.

Мы все видели, каким образом в 2022 году была предпринята попытка реализовать данный «концепт» на практике через попытку принятия законопроекта проекту федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс” (законопроект Московской области по внедрению гарантирующей управляющей организации).

Законопроектом предусматривалось введение института гарантирующей организации (далее - ГУО), которая будет отбираться субъектом РФ и управлять новостройками, многоквартирными домами (далее - МКД), оставшимися без управления или где способ управления не реализован, МКД, в которых более 50% помещений находится в государственной и муниципальной собственности.

Также законопроектом ужесточаются лицензионные требования к управляющим организациям (далее - УО), требования к привлечению подрядным организациям для выполнения работ по содержанию и ремонту МКД, а также упрощается процедура лишения УК лицензии.

Данный законопроект получил крайне негативную оценку всего бизнес-сообщества в лице ведущих игроков рынка по управлению многоквартирными домами, организаций, объединяющих управляющие организации и представляющих их интересы, а также Государственно-правового управления Президента РФ, Экспертным управлением Президента РФ, Минюстом России, Минэкономразвития России, Исследовательским центром частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ.

Такая единодушная позиция бизнес-сообщества, ряда органов власти, экспертов позволяет утверждать, что текущая ситуация с лицензирование на данном этапе требует кардинальной ломки, и переходу к саморегулированию, как единственному способу избежания административного «зарегулирования» данной сферы и исключению дальнейших попыток по оказанию избыточного административного давления.

И нельзя не согласиться с позицией Комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Министерстве строительства, в которой указано, что создание регионального оператора может означать сворачивание рынка и возврат к госуправлению частным жилищным фондом.