Вообще-то, в отличие от многих других стран, где южане отличаются от северян этнически и/или культурно, в Таджикистане разница пролегает по регионам, а не по географическому признаку. Поэтому четкого раздела между югом и севером тут нет, но есть свои особенности у жителей определенной местности. Гиссарцы, кулябцы, худжандцы, памирцы и другие имеют довольно четкое местное самосознание и не склонны переезжать за пределы своей малой родины, за исключением Душанбе, который стал общим для них с советских времен.
Тем не менее, север отделен от юга горами, и они не обязательно доступны в зимнее время – если не заезжать на территорию соседнего Узбекистана, с которым далеко не всегда были хорошие отношения после распада СССР. Поэтому можно поговорить об отличиях северных и южных таджиков.
Таджикский народ происходит от населения трех античных среднеазиатских государств Хорезма, Согдианы и Бактрии – в большей степени, от второго и третьего, в меньшей степени – от первого. Каждое из них было основано древними индоариями, которые за пару тысяч лет до нашей эры мигрировали сюда из степей Южной Сибири.
Долгое время они отнюдь не являлись едиными, хотя входили в состав Персидской империи и более поздних скифских держав – Кушанского царства и ему подобных. Но после исламизации здесь впервые появилась единая культура. Произошло слияние трех разных народов в один, в результате чего появились таджики.
Пик таджикского влияния на востоке был достигнут в 9-10-х веках, когда Средней Азией владела династия Саманидов. Но затем миграции тюрок и монгол изменили этнический облик региона. Область проживания таджиков была рассечена, многие из них ассимилировались и стали узбеками.
В период нового времени будущий Северный и Южный Таджикистан имел разную политическую принадлежность. Первый составлял ядро владений и богатейшую часть Кокандского ханства. Второй оспаривался несколькими региональными державами, но чаще принадлежал Бухарскому хану, нежели кокандцам или афганским правителям Балха. Впрочем, фактически он был независимым, хотя и признавал свой вассалитет.
В начале 20-го века советская власть испытывала значительные затруднения в процессе административно-территориального размежевания в Средней Азии. Таджики здесь составляли один из крупнейших народов, и, без сомнения, были достойны создания собственной союзной республики.
Но они далеко не везде проживали компактно, практически, только в одних предгорных районах. А в остальных регионах жили совместно или чересполосно с киргизами и узбеками. Поэтому север и юг Таджикской ССР оказались относительно географически изолированы, и все транспортное сообщение между ними происходило через территорию соседнего Узбекистана. Но в то время это не являлось проблемой.
Север Таджикистана – это Согдийская область. Ее столицей является древний Худжанд, который назывался Ленинабадом в советское время. Регион расположен на юго-западе Ферганской долины – богатейшего, красивейшего и наиболее развитого региона во всей Средней Азии, который исторически был одним из ее главных культурных и экономических центров.
Здесь всегда проживали самые богатые и образованные таджики, которые сумели выйти на первый план в эпоху СССР. Ленинабадский клан почти единолично правил своей республикой и доминировал в коммунистической партии и государственных органах.
Был заключен некий негласный договор с Москвой, согласно которому ленинабадцы стояли у власти и, в обмен на поддержку, блюли общесоюзные интересы. Их младшими партнерами были кулябцы – жители соответствующего региона и города на юге Таджикистана. Они преобладали в силовых министерствах.
В ходе гражданской войны, последовавшей за провозглашением независимости, ленинабадский клан утратил свое привилегированное положение. Кулябцы, напротив, вышли на первые места. Многолетний президент страны Эмомали Рахмон по своему происхождению кулябец.
Тем не менее, Согдийская область, охватывающая Северный Таджикистан, сохраняет свое положение важного экономического и культурного центра. Треть жителей страны проживает именно здесь. Отличия, как я уже говорил, идут не по линии север/юг, а имеются между каждым регионом. Но в целом, северяне знают, что они всегда были более культурными и богатыми, и, в некоторой степени, это и сейчас действительно так.