Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟠🇩🇪📰(+)Die Zeit: «Санкции против России: Запад делает Россию сильнее, чем она есть» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Die Zeit в статье «Санкции против России: Запад делает Россию сильнее, чем она есть» рассказывает, что Россия уже давно не выглядит такой стабильной, как сейчас. Правительства стран Запада также несут за это ответственность. Тем не менее, страна остаётся уязвимой. Уровень упоротости: повышенный 🟠

В последнее время Владимир Путин снова становится всё более уверенным в себе © Пул Sputnik Кремль/AP/dpa
В последнее время Владимир Путин снова становится всё более уверенным в себе © Пул Sputnik Кремль/AP/dpa

Картинки, которые сейчас транслируются на весь мир из Киева и Москвы, не могут быть более разными. С одной стороны, это Владимир Зеленский, глава государства, которому приходится решать всё новые и новые проблемы. «Это один из худших месяцев для Украины», - сказал он несколько дней назад журналисту Fox Бенджамину Холлу. Когда Холл спросил президента о заявлении Дональда Трампа, что он может закончить войну в течение 24 часов, Зеленский ненадолго разъярился. Он хотел бы услышать план Трампа, если он у него есть. «Конечно, я мог бы закончить войну, если бы уступил России Крым и Донбасс, но Украина как страна не готова к таким уступкам».

Это интервью с разгневанным Зеленским Владимир Путин в Москве, должно быть, отметил с удовлетворением. Спустя некоторое время российский президент выступил на виртуальном саммите G20, в котором также приняли участие Олаф Шольц, Эммануэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен. Российский диктатор [«диктатор» 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»] самодовольно назвал свою агрессивную войну [«агрессивную войну» 😀 — прим. «М.П.»] «трагедией», которую необходимо закончить. Но Украина не хочет вести переговоры. И поэтому война продолжается.

Самоуверенность, с которой в последнее время выступает глава российского государства, трудно не заметить. И она резко контрастирует с бледным, самоизолирующимся Путиным нескольких месяцев назад. Весной российская армия всё ещё выглядела измотанной после завоевания Бахмута. А когда в июне глава наёмников Евгений Пригожин приказал своим войскам идти на Москву, даже власть Путина на короткое время оказалась под вопросом [не знаю, Макс, у меня, вот, изначально не было никаких вопросов, хотя казалось бы, ты в Гамбурге, а я в Ростоке, и оба мы в тот момент были не в Ростове. Впрочем, через месяц я всё-таки съездил — прим. «М.П.»].

С тех пор Россия совершила удивительное возвращение на многих уровнях. Как в военном, так и в экономическом плане режим Путина выглядит более стабильным, чем когда-либо в этом году. Ещё летом некоторые военные обозреватели считали, что продолжающиеся российские потери солдат и техники не могут быть компенсированы в долгосрочной перспективе. Однако у военных теперь есть не только мобилизованные в прошлом году, но и привлечённые в армию сотни тысяч добровольцев и заключённых. Мужчины из бедных провинций и тюрем шли за обещанием денег или снятием судимости после шести месяцев службы на фронте. По данным украинских спецслужб, несмотря на большие потери [разумеется. Потери гигантские. Все поля усеяным трупами. Только так русские и могут — прим. «М.П.»], численность российских войск на Украине выросла с 350 000 в апреле до более 400 000 в октябре 2023 г. Это более чем в два раза больше, чем в начале вторжения. Логистика на фронте и снабжение солдат заметно улучшились.

Тем временем военные расходы в России обеспечивают рост. «Российская экономика сейчас больше, чем до вторжения», - утверждает экономист и эксперт по России Янис Клюге из Немецкого института международных отношений и безопасности в Берлине. В третьем квартале экономическое производство выросло почти на 6% по сравнению с предыдущим годом. Этому способствовали высокие цены на нефть и обход ограничения цен на российскую нефть, введённого странами G7. Дополнительный дефицит российского бюджета в размере -3-4%, прогнозировавшийся в первом полугодии, сократился до -1% ВВП.

Изменилась и структура экономики. «Производство в различных оборонных отраслях выросло на 40-80%, в то время как в других отраслях, таких как автомобилестроение, оно сократилось», - объясняет Клюге. В то же время уровень жизни россиян с начала войны существенно не упал. Импорт потребительских товаров, таких как автомобили и одежда, из Азии в настоящее время снова значительно увеличивается. Продолжается и бум частного строительства. По данным Министерства строительства РФ, в настоящее время возводится рекордное количество квартир - 2,1 миллиона. «В целом, высокие военные расходы доходят до населения», - резюмирует Клюге.

Это заметно и по настроению жителей страны. С самого начала войны последний независимый институт опросов Lewada спрашивает людей, как они относятся к войне и как оценивают своё положение. «Сейчас в России практически нет признаков усталости от войны», - говорит социолог, директор «Левады» Денис Волков. Это связано с тем, что государство сейчас опирается в войне почти исключительно на добровольцев. «В крупных городах война уже не играет роли в повседневной жизни. Люди также всё более оптимистично смотрят на экономическую ситуацию», - объясняет Волков. А высокая зарплата добровольцев, которая во многих регионах страны в четыре-пять раз превышает средний доход, составляющий на сегодняшний день около €600, многими россиянами воспринимается как справедливое вознаграждение. Поэтому их собственные потери почти не играют роли в обсуждении.

«Между тем, поддержка армии среди населения остаётся стабильной и составляет 70-75%. Большинство людей воспринимают солдат как своих парней, независимо от того, поддерживают ли они войну как таковую», - сообщает глава «Левады». С другой стороны, недовольные в России молчат перед лицом репрессий, за редким исключением.

Эта стабильность и сила - во многом заслуга Запада. С сегодняшней точки зрения дебаты о том, как вести себя с Россией сразу после вторжения на Украину, кажутся странными. В марте 2022 года президент США Джо Байден во время выступления в Варшаве говорил о том, что российская экономика скоро сократится вдвое и перестанет входить в двадцатку крупнейших. Рубль превратится в руины, а санкции «подорвут способность российских Вооружённых Сил к восстановлению». Эти устаревшие прогнозы были встречены громом аплодисментов.

В то же время президент Франции Макрон заявил, что Запад не должен слишком сильно унижать Россию, как будто она уже потерпела поражение [снисходительно так заявил, насколько я помню 😀 — прим. «М.П.»]. Несколько месяцев спустя председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что российская промышленность находится в руинах [ну, с этой-то станется очередную глупость сморозить 😀 — прим. «М.П.»]. Военные даже извлекали полупроводники из стиральных машин и холодильников, чтобы ремонтировать военную технику. Утверждение, которое сегодня вызывает улыбку у специалистов и которому до сих пор нет никаких доказательств, кроме анекдотов от украинских военных. Вместо этого Россия уже давно начала массово закупать европейские, американские и японские микросхемы через сеть контрабандистов, почтовых ящиков и посредников. Несмотря на санкции, импорт микрочипов с тех пор увеличился, как и производство различных типов беспилотников, танков и ракет. Многие детали теперь поставляются из Китая. Гонконг, в частности, стал важным перевалочным пунктом для западной электроники, направляющейся в Россию.

Многие эксперты и политики, выступающие на стороне сторонников Украины, долгое время недооценивали адаптивность, устойчивость, безжалостность России по отношению к собственным войскам, а также её преступную креативность [«преступную креативность»! (kriminelle Kreativität) — офигенно! 😀 — прим. «М.П.»] в обходе санкций. Нынешняя самоуверенность политической элиты вокруг Путина подпитывается не в последнюю очередь этой недооценкой. Более того, разрыв между словами и действиями Запада заставляет Россию казаться сильнее, чем она есть на самом деле.

Потому что Россия остаётся уязвимой и сегодня. Самым уязвимым компонентом путинской военной машины остаётся экономика. «Устойчивость России - это не волшебство, она основана на высоких ценах на нефть», - объясняет эксперт по России Клюге. Во времена высоких цен на энергоносители Россия откладывала деньги на случай кризисов. В настоящее время, однако, большая часть доходов расходуется напрямую. «Военные расходы России находятся на грани, и если доходы от нефтяного бизнеса рухнут, у страны будет ограниченное пространство для манёвра, чтобы смягчить удар, поскольку резервы центрального банка заморожены», - объясняет Клюге. «Это приведёт к резкому падению курса рубля, разгоняя инфляцию и делая импорт более дорогим».

Такой сценарий может реализоваться, если цена на нефть ещё больше упадёт, например, из-за экономического кризиса на Западе или в Китае. Или если введённое в прошлом году ограничение цен на российскую нефть будет постоянно соблюдаться. У России был почти год, чтобы адаптироваться к этим санкциям без существенного ужесточения механизма. По данным Кивской школы экономики, 99% российских поставок в настоящее время продаются выше верхнего предела в $60 за баррель, установленного «Большой семёркой»

Другим важным слабым местом России является её сохраняющаяся зависимость от западных комплектующих для всех видов вооружений и инструментов для их производства. Поскольку большинство товаров, имеющих отношение к военному делу, всё равно попадают под санкции, главный вопрос заключается в более эффективном контроле. И США, и Европа, и другие западные союзники упустили драгоценное время. «Они лишь постепенно ужесточают экспортный контроль», - критикует Мария Шагина, эксперт по санкциям из Международного института стратегических исследований в Лондоне [ещё одна «русская патриотка» — прим. «М.П;»]. Например, недавно часть обязательств по контролю была передана от компаний банкам, которые должны более тщательно отслеживать транзакции. Однако это по-прежнему «игра в кошки-мышки», пишет Шагина. Вместо того чтобы перекладывать бремя экспортного контроля на частный сектор, таможня, экспортные ведомства, секретные службы и финансовые учреждения должны наконец скоординировать свои действия, если мы хотим, чтобы у них вообще был хоть какой-то шанс.

Автор: Максим Киреев. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: Максим в этот раз почти превзошёл сам себя. Почти-почти дотянул до умеренного уровня упоротости 😀

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»