Примерно такой пример симптома психического расстройства был описан в учебнике по психиатрии. Там говорилось, что у некоторых людей сильный стресс может вызвать «впадение в детство», разное по длительности, и это не притворство, а самая настоящая беда.
Человек по-настоящему страдает, и ничего сделать не может. Как только он, например, сильно пугается, включается автоматическое поведение – и вуаля, детские слова и детское поведение от взрослого.
Конечно, в некоторых случаях такое поведение может быть притворством, когда человек знает об этом расстройстве и может умело его изобразить. Но есть и реальное расстройство психики с данным симптомом.
Важно, что такое поведение включается – само, самопроизвольно. Ужаснуться своим поступкам человек может только постфактум. Есть ли смысл называть расстройство «злоупотреблением инфантильностью», и тем более осуждать это? Или лучше оказать помощь, если это возможно? Я думаю, нужно последнее.
В любом случае, осуждение точно не поможет. Даже наоборот: может усилить и так имеющееся у человека чувство вины. А что оно опасно, знают не только лишь все. Я писала об этом вчера.
Идем дальше. Вот у человека развивается психосоматическое расстройство. То есть, что-то болит или не так работает, а физических причин, которые бы показало УЗИ, МРТ, ЭКГ и другие инструментальные методы, - не обнаруживаются. Или обнаруживаются, но не в самом начале возникновения симптома, а уже сильно позже, когда болит достаточно долго.
Поскольку #психосоматика входит в поле моего научного интереса, я изучаю разные исследования. И недавно встретила мнение, что за психосоматикой стоит некое позволение себе злоупотреблять собственной же инфантильностью ради какой-то, зачастую неосознаваемой, выгоды. И вот с этим я – с позиции аутоординационной психологии и психотерапии – крайне не согласна.
Ряд неосознаваемых причин, которые вызывают боль или дисфункцию органа – конечно, есть, доказано практикой. Можно ли всегда назвать это выгодой? Едва ли. Исходя из практики психотерапевтов аутоординационного направления, психосоматика – это ряд очагов скрытого напряжения. Да, там содержится информация из периода детства, но далеко и далеко не всегда. В одном очаге может содержаться, в другом – нет, в третьем вообще вся информация будет идти из бессознательного, в котором не всегда возможно выявить временные рамки.
Поэтому и говорить о злоупотреблении инфантильностью – как минимум, некорректно. Это как говорить о том же самом, в рамках, например, послеродовой депрессии. Или вообще любой депрессии. Это уже из разряда: «Почему ты всё время копаешься? Займись делом! Живи ради детей». Усилить чувство вины – если депрессия не анестетическая – можно и весьма. Но это очень и очень вредно. Тут обязательно нужна помощь специалиста аутоординационного направления.
И еще такой важный момент, на который бы хотелось обратить внимание. Это постепенное изменение мышления в позитивную сторону после устранения психосоматических проявлений. Если «просто прошло» или, тем более, не прошло, а надо постоянно что-то делать, чтобы не болело (при отсутствии органических поражений) говорит о том, что нужный эффект не достигнут. Это свидетельство того, что для купирования симптома был задействован дополнительный ресурс организма человека.
И если в краткосрочном периоде этого кажется достаточно, то в рамках всей жизни это очень важный фактор. Это касается качества жизни, всех ее сфер. А лечить одно за счет другого – плохая тактика, согласны?
"Дяденька, дайте конфетку!», - умолял 50-летний мужчина полицейского...
28 ноября 202328 ноя 2023
2 мин