Найти тему

Психотриллер "Марионетка". Ловушка для ума.

Размышления о фильме «Марионетка» (“Marionette”, directed by Elbert van Strien, 2020).

Весьма непростой триллер с запутанным сюжетом и философскими изысканиями, с несколькими уровнями понимания и вариантами финала, настоящее пиршество для любителей интеллектуальных историй о загадках человеческой жизни. Притча о свободе, судьбе, предопределённости событий, и можно ли как-то изменить границы своей жизни, перезагрузить данные и получить новую жизнь.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Интересно, что вхождение в запутанный лабиринт этой истории происходит так плавно, последовательно.

Чаруешься, утопаешь в сюжете, а потом появляется ухмылочка режиссёра: вот ты и попался, мой дорогой зритель, из этого лабиринта выхода нет. Начинается всё как классический триллер, коих было во множестве: странная гибель одного персонажа, появление нового персонажа, более умного, загадочные дети, девочка и мальчик, особенно мальчик. Фильм «Марионетка» основан на короткометражном фильме того же режиссёра “De marionettenwereld”, изданного в 1993 году. Видимо, 27 лет тема не давала покоя господину ван Стриену, ибо должен быть весьма мощный побудительный мотив, чтобы развить идею до полнометражного фильма и реализовать. На мой взгляд, это стоило потраченных усилий.

История такая:

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Грустная женщина по имени Мэриан Винтер, психиатр, специализирующийся на детских душевных болезнях, покидает привычную сферу обитания в Нью-Йорке и уезжает туда, где холодно и дожди, где будет комфортно с грустным выражением лица, в Шотландию. Здесь есть для неё место психиатра, оно освободилось после того, как доктор МакВитти забрался на крышу лечебницы, желая поджечь себя и спрыгнуть. Но, только поджёг, в связи с чем попал в психиатрическую клинику.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

После непродолжительного знакомства с местными обитателями клиники, Мэриан принимает первого пациента, молчаливую и тревожно глядящую на дождь за окном девочку по имени Коринна. Вторым пациентом был Эммануил или Мэнни. Его привезла приёмная мать. Мэнни весьма агрессивен, но его агрессия замкнута в нём, и выплёскивает её через рисунки, что-то ожесточённо рисуя чёрным карандашом на листе бумаги. Мэриан с первых мгновений рекомендует себя как вдумчивый психиатр, способный найти общий язык с детьми. Коринна не стремится с ней разговаривать, но по выражению лица видно, что у девочки начинает пробуждаться доверие. Имей Мэриан чуть больше времени, и одна душа была бы спасена. Но она приехала в Шотландию не ради спасения Коринны, а ради познания загадки, кто такой этот странный маленький мальчик, который начал пугать её с первых же минут беседы.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Всё дело в его рисунках. Мэриан стала убеждаться, что он рисует события, которые произойдут. Только надо уметь расшифровать эти события. Все они насильственные. Кто-то где-то должен умереть. Согласно словам мальчика, он внушил прежнему доктору мысли о том, чтобы сжечь себя и прыгнуть с крыши. И якобы также он нарисовал будущее для Мэриан, чтобы она приехала из США в Шотландию. И Мэриан ждёт судьба пострашней, чем у прежнего доктора. Какую нарисует, такая и будет. В диалоге начал мелькать револьвер, который силой своего воображения мальчик положил в рабочий стол Мэриан. Пытаясь разгадать тайну мальчика, Мэриан пересекает свою дорожку с выжившим доктором МакВитти, читает его записи, ищет первые рисунки Мэнни, сопоставляет с событиями, и приходит к выводу, что мальчик видит некое будущее, и переносит его на лист бумаги.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Так в рисунках она увидела причину, которая побудила её покинуть США и уехать туда, где дожди. Дело в том, что у Мэриан был близкий друг, любовник, который погиб во время аварии. Они поехали отдохнуть в лес, да разбились. Она выжила, он нет. И это было нарисовано Мэнни. Для Мэриан, всё ещё глубоко страдающей от потери любимого человека, столкновение с такими откровениями стало весьма дорогим сюрпризом для психики, она начала много пить, что отразилось на её поведении и восприятии реальности.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Да и мальчик стал говорить, что он Бог, и может нарисовать любое будущее, может уничтожить всё человечество, если захочет. Мэриан решила пойти на радикальные меры и взять мальчика-Бога в заложники, приставив револьвер ко лбу, дабы потребовать от него вернуть ей прежнюю жизнь...

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Однако все эти события не главное, что есть в фильме. Здесь важно понять, насколько реально то, что происходит. Ибо основаная идея - реально то, что называешь, то, что считаешь реальностью. Где граница между тем, что воспринимаешь как реальность, и тем, что вымышленно. Режиссёр делает разграничения цветом, разделяя картинки на три оттенка, и это очень важно, чтобы понять, где события истинные, где воспоминания, где вымышленные. И какое отношение к событиям у персонажа.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Да, всё весьма запутанно, закручено, и нужно собирать мозаику. И так события плавно подходят к финалу, показывая взаимодействие между реальностью и фантазией. Тут можно сделать несколько выводов. Но главный итог, что проблема в отношении к тем или иным событиям в жизни лежит в душе самого человека. Как он хочет относиться к событиям, так и будет выстраивать свою жизнь: либо в агрессии, либо в радости. Либо видеть всё в отрицании и кошмарах, где повсюду гибель и искажения, либо принимать мир, следовать его потокам, видя всё в свете радости, простоты и гармонии. ВСЁ ЭТО ЕСТЬ Я САМ. С нами Бог, значит, ты сам творишь мир: улыбнись - мир улыбнётся, скорби - мир потускнеет. Мэриан в финале улыбнулась, и Бог улыбнулся одновременно с ней.

Друзья! Подписывайтесь на наш канал!

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru