Самая центральная из гостиниц столицы «Москва» в свое время была одним из главных символов советской эпохи: там размещали важных иностранных гостей, устраивали приемы, снимали кино. А еще есть версия, что проект гостиницы утверждал лично Сталин.
Говорят, что когда Иосифу Виссарионовичу представили два варианта фасада здания, разделенные осью симметрии, то он поставил подпись ровно посередине, утвердив таким образом сразу оба. Уточнять, что вождь имел в виду, желающих не нашлось. Он был не тем человеком, с которым хотелось спорить. И архитектор Алексей Щусев реализовал в одном проекте два фасада. Однако это всего лишь легенда. Сталин не имел к асимметрии гостиницы никакого отношения, причина заключалась в другом.
Образец удобства и комфорта
Охотный ряд стал одним из первых районов, где началась глобальная реконструкция столицы. Из царской и патриархальной Москве предстояло стать «социалистической». Главным строением района считались огромные торговые ряды, где исторически продавали дичь: мясо, пушнину и другие охотничьи трофеи. В начале 1930-х годов ряды снесли для строительства новой доминанты Москвы.
Сначала здесь хотели построить Дворец Труда, но планы изменились: городу не хватало гостиниц. В результате появилась целая программа по их строительству. Одну гостиницу планировали возвести на Арбате, вторую – у Киевского вокзала, а третью – на Охотном ряду. Последней, расположенной прямо у стен Кремля, предстояло стать образцом комфорта.
На конкурсе, который проводил «Моспроект», выбрали эскиз двух молодых архитекторов Освальда Стапрана и Леонида Савельева. А их консультантом стал уже известный на тот момент архитектор Алексей Щусев.
Проект Стапрана и Савельева предполагал строительство здания в стиле конструктивизма с ассиметричными фасадами. Заднюю сторону здания, которая выходила на площадь Свердлова (сегодня – Театральная площадь), планировали сделать полукруглой. В этой зоне хотели разместить концертный зал. Именно она потерпела больше всего изменений в сравнении с изначальным планом здания.
Архитектурный передел
Строительство гостиницы началось в 1932 году. И только тогда градостроители поняли, что полукруглый конструктивистский фасад плохо вписывается в исторический центр города: во-первых, он диссонирует с Кремлем своей аскетичностью, во-вторых, эта часть гостиницы могла оказаться значительно выше всех существующих вокруг строений и заслонить собой аж Большой театр. Заднюю сторону здания полностью изменили.
Возводить гостиницу решили в две очереди, а проект переделывали по ходу строительства. В 1935 году ввели в эксплуатацию первую, состоящую из 350 номеров. Гости заселились туда 20 декабря. Однако работы над второй очередью продолжались.
Примерно в это время главным архитектором проекта стал Алексей Щусев, что не устраивало Савельева и Стапрана, которых оставили в группе архитекторов консультантами. Тогда они опубликовали в газете «Правда» гневное письмо, в котором обвинили Щусева в краже их проекта. В результате главного зодчего отстранили от строительства на несколько месяцев. Но позже его вернули, а Савельева и Стапрана окончательно сместили.
Почему с фасадов гостиницы исчез декор
Правое крыло гостиницы строилось по эскизам Алексея Щусева. Правда, ориентировался зодчий не столько на эстетику архитектуры, сколько на безопасность. Дело в том, что несущий короб только что построенной второй очереди гостиницы опирался на стены старого пятиэтажного здания «Гранд-отеля», выстроенного в 1870 годах вдоль площади Революции.
Отель решили не сносить, а просто надстроить над его стенами новые. Однако старое сооружение начало трескаться. Как выяснилось позже, возводилось оно без надлежащего строительного надзора, и за кирпичными кладками нередко находили пустоты, заполненные строительным мусором.
Главная задача архитекторов заключалась в укреплении стен и облегчении конструкции. В тот момент заложили оконные проемы на четырех нижних этажах здания, а с фасада убрали декор. Так и появилась знаменитая асимметричность гостиницы «Москва», ставшая основой городских легенд.
Стоит заметить, что реконструкция старых зданий считается довольно непростым делом среди девелоперов. Как правило, у исторических строений оставляют лишь внешние стены, стараясь не давать на них никакой нагрузки. А внутреннюю часть перестраивают, размещая там элементы (колонны и стены), несущие основную нагрузку.
Примерно по такой схеме в проходила реконструкция исторического особняка на Поварской, построенного в середине XIX века архитекторами Гартманом и Струковым. Здание было решено в неоклассическом стиле.
Основная часть особняка была бережно отреставрирована ГК «Галс-Девелопмент» и стала частью современного клубного дома класса de luxe «Театральный дом». Подробнее узнать о проекте можно на сайте девелопера>>