Книге "Черный замок Ольшанский" не слишком повезло. В отличие от довольно точной экранизации другого романа Короткевича "Дикая охота короля Стаха", здесь довольно сильно отошли от текста, убрав часть сюжетных линий и перенеся действие из начало 1960-х в послевоенные годы.
Но если в первый раз следишь за поворотами сюжета, то при повторном просмотре, когда особое внимание начинаешь обращать на детали, замечаешь интересную вещь: лента эта еще и очень монохромная. В принципе, она вообще могла быть черно-белой без особого ущерба для качества. Ибо основной цвет на экране - серый. Серые пейзажи в Белоруссии, серые лица у персонажей, серая невзрачная одежда героев.
Но если первые можно списать на неяркий колорит болот, вторые - на усталость, третьи - на послевоенную разруху, то почему же и в сценах, происходящих в XVII веке, наряды у дворян того же оттенка?
Похоже, режиссер М. Пташук специально употребил такой прием, тем самым искусственно состарив свой фильм. Зачем? Возможно, суровые годы второй половины 1940-х в его памяти (режиссер родился в 1943-м) остались именно такими, без ярких красок, ибо жизнь тогда была крайне трудной и суровой. Ну, а князь Ольшанский, его жена и Валюжинич одеты неярко, чтобы не нарушать общего колорита этой картины.
К сожалению, визуальная невзрачность наложилась на некоторую затянутость, поэтому многие зрители жаловались, что им было скучно, когда они смотрели этот фильм. На мой взгляд, некоторая неспешность - не самая большая беда. Размеренность дает зрителям время обдумать события. А бело-серо-черный колорит - вообще неплохая находка, создающая определенную атмосферу. А вот то, что убрали легенду о даме и черном монахе и существенно сократили эпизоды XVII века, - серьезный минус.
В общем, на мой взгляд, фильм не ужас-ужас-ужас (особенно, если вы не читали книгу), но - четверка с минусом.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/