Найти тему
Отражение науки

Это — не «Запорожец». Неужели немцы «позаимствовали» наш дизайн?

В советские годы мы не были избалованы разнообразным дизайном легковых автомобилей. Но, конечно, свои поклонники были практически у каждой марки. Кому-то больше нравилась «новая» Волга, а кто-то предпочитал «старую». Проще всего было выразить свою индивидуальность по отношению к разным моделям «Жигулей». Свои сторонники были и у лаконичного дизайна «копейки», и у элегантной «пятёрки» с прямоугольными фарами, и у «шестёрки» со сдвоенными круглыми фарами и характерными молдингами. Но вот кого я никогда не встречал, так это людей, которых бы приводил в восхищение дизайн «Запорожца».

ЗАЗ-966 «Запорожец», советский автомобиль класса А, изображение: Torsten Maue, CC BY 2.0, commons.wikimedia.org
ЗАЗ-966 «Запорожец», советский автомобиль класса А, изображение: Torsten Maue, CC BY 2.0, commons.wikimedia.org

Cлучайно попалась фотография западногерманского автомобиля NSU Prinz 4, как две капли воды похожего на советский ЗАЗ-966 «Запорожец». Неужели немцы в кои-то веки восхитились нашим дизайном и скопировали «Запорожец»? Наши скопировать дизайн у немцев не могли, поскольку прототипы Запорожца появилсь уже в 1961 году, раньше немецкого автомобиля. Но оказалось, что ещё в 1960 году вышел американский седан Chevrolet Corvair cо столь знакомым нам дизайном. Да, американский автомобиль по сравнению с «Запорожцем» и «Принцем» был просто гигантом. Но американская гигантомания в том, что касается автомобилей, широко известна.

Западногерманский NSU Prinz 4, изображение: commons.wikimedia.org
Западногерманский NSU Prinz 4, изображение: commons.wikimedia.org

Все три модели технически очень отличались друг от друга. Похоже, что их объединяло только общее представление о красоте, характерное для того времени. Проблема в случае с «Запорожцем» была в том, что он пережил своё время. ЗАЗ-966 выпускался до 1979 года, а последующие модификации ЗАЗ-968 выпускались аж до 1994. Очевидно, то, что казалось современным и красивым автолюбителям шестидесятых годов, не казалось таковым автолюбителям следующего поколения. Немцы к тому времени давно забыли, как выглядел их NSU Prinz 4.

Chevrolet Corvair Cabriolet, изображение: Charles01, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Chevrolet Corvair Cabriolet, изображение: Charles01, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Впрочем, несмотря на специфическую внешность, многие владельцы «ушастого» относились к нему с теплотой. В советские времена автомобили стоили недёшево, к тому же за теми же «Жигулями» зачастую приходилось не один год стоять в очереди. Поэтому недорогой и более доступный «Запорожец» для очень многих был единственной возможностью обзавестись автомобилем.

Авто
5,66 млн интересуются