Найти тему

Признаки академизма в картине Аннибале Карраччи «Святые жены у гроба воскресшего Христа»

Оглавление

В прошлой статье я рассказывала об «Академии вступивших на правильный путь» и принципах обучения в ней. Сегодня предлагаю взглянуть на работу одного из основателей школы — Аннибале Карраччи — и подробнее обсудить признаки формирующегося академизма.

Аннибале Карраччи. «Святые жены у гроба воскресшего Христа», 1597- 1598
Аннибале Карраччи. «Святые жены у гроба воскресшего Христа», 1597- 1598

Картина «Святые жены у гроба воскресшего Христа» или «Жены-мироносицы» — одна из самых известных работ Аннибале Карраччи — была написана в 1597-1598 гг. Сейчас полотно храниться в Эрмитаже.

Сюжет

На картине изображен эпизод с жёнами-мироносицами, описанный во всех четырёх Евангелиях. Персонажи полотна — Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Зеведеева.

Женщины пришли утром в первый день после субботы ко гробу Иисуса с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. Но когда они подходят ближе — видят, что гроб пуст, Христос воскрес. Об этом указующим перстом им сообщает Ангел.

-2

Отмечу что художник не дает персонажам индивидуальных характеристик, это обобщенные лица, без персональных черт. На их месте могло бы быть любое идеализированное лицо. Также он одевает их в очень условные античные одеяния, пытаясь повторить ту «лучшую» эпоху, и изображает все жесты утрированными, театрализованными.

Композиция

Мы видим мощную и проработанную композицию, фигуры смотрятся монументально, хотя работа не очень большая (121 × 145,5 см). Три Марии выглядят скульптурными, тяжелыми. Детали скрупулезно проработаны.

Композиция картины строгая, лаконичная, вроде бы динамичная, но не страстная, а возвышенно отстраненная. Во всём этом безошибочно угадывается академизм.

-3

Мы видим нисходящее движение в фигурах трех Марий, при этом это динамическое движение постоянно прерывается.

Кроме того, композиция строится на соотношении двух треугольников. Такой прием с равнобедренными треугольниками использовал ещё Леонардо да Винчи. Треугольники помогают художнику уравновесить композицию.

-4

Взаимодействие персонажей всегда рождает динамику. А композиция — это не только расположения предметов или героев на холсте и их взаимодействие, но также колорит и светотень. Поэтому, к треугольникам и линиям свести композицию, конечно, невозможно. Но они действительно могут быть полезны в том, чтобы всё расставить по своим местам.

-5

Размещение голов персонажей, линии интерьера на картине Карраччи стремятся не к горизонтали или вертикали, а к диагонали, за счет чего и создается динамика. При этом развитие композиционной линии соответствует сюжету. То есть, композиция работает не на расположение объектов, а на выразительность повествования. Наше внимание, как европейского зрителя, проходит слева направо и приходит к кульминационному моменту. Движение поддерживается на всех уровнях: головы, руки, ноги.

Цвет

Стилистическая особенность академической живописи Карраччи — это нейтральный, коричнево-серый фон. Он как будто не изображает ничего конкретного, выглядит как театральный задник. Театральность в целом очень присуща академическому искусству.

Персонажи — на авансцене. Они наоборот очень выразительны и объемны. Драпировки проработаны детально, контрастно, цвета их одежд яркие.

-6

Кроме того, мы видим здесь соблюденное правило трёх цветов, существующее для всей академической живописи. Три цвета — это красный, синий и желтый. По мнению Карраччи они обязательно должны присутствовать на полотне.

-7

При этом три ярких цвета не просто введены в картину, они также уравновешены. Два ярких пятна — красно-синее слева и красно-желтое правее — как бы уведены на задний план. А впереди два светлых пятна — Мария в центре и Ангел, их одежды перекликаются между собой. За счет такого расположения также создается динамика, то есть возникает динамика не только слева направо, сверху вниз, но и вперед-назад.

Углы полотна тоже соотносятся друг с другом: вверху слева мы видим светлое небо, рассвет, а внизу справа — кромешную тьму. На этом противоречии, на этой диагонали, также строится динамика.

Итого, тезисно

Несколько признаков академизма в картине «Святые жены у гроба воскресшего Христа»:

  • Строгая композиция;
  • Ощущение монументальности;
  • Театральность и драматизм движений;
  • Акцентированность персонажей на не столь значительном фоне;
  • Правило трех основных цветов, локальность ярких пятен;
  • Условность «античных» одежд, акцент на драпировках;
  • Абстрагированные, лишенные индивидуальных характеристик лица.
-8

Карраччи рационально осмысляет античный идеал. В основе его картины математика и геометрия, знания об организации композиции, создании динамики и построении колористической сетки, а не индивидуальные порывы и персональные поиски. Даже эмоции персонажей ощущаются не произвольными и яркими, а правильными и выверенными.

Такое «просчитанное» искусство имело большой успех в своё время. А вы как относитесь к настолько рациональному творчеству?