Найти тему

Буллинг: выявить то, что скрыто

Вопросам любого рода издевательств над человеком, а в частности над ребенком, сегодня в Казахстане уделяют много внимания и даже ужесточают закон, что поделило казахстанских пользователей Казнета на два лагеря: одни считают, что такие явления были всегда и злить народ строгими законами еще больше не стоит, другие горячо поддерживают правозащитные тенденции.

Особенно негативные отклики получают новости о зафиксированных травлях подростков в домашних и образовательных условиях. В настоящее время это явление, которое действительно существует достаточно давно, имеет термин «буллинг», что означает систематические издевательства, запугивание и травлю конкретного человека. Осуществляются такие действия как одним обидчиком, так и группой людей. Поговорим о том, как зарождается конфликт, что его провоцирует и как с этим бороться?

Интересно, что конфликт может вспыхнуть между людьми в любой ссоре и при дальнейших разногласиях приобрести характер буллинга, то есть перерасти в системную, целенаправленную травлю. И, как правило, тяжело предугадать, что станет катализатором проблемы: поведение, мимика, тон голос, одежда. И все же некоторые признаки с психологической точки зрения можно отметить: обычно среди подростков жертвами буллинга чаще всего становятся те, кто отличается от других. Этих детей выделяет из общей массы какая-нибудь черта или признак, например, принадлежность к какому-нибудь неформальному молодежному движению, манера одеваться, особенности фигуры, ребенок, пришедший в новый коллектив и т .д.

Согласно приказу Министерства просвещения «Об утверждении Правил профилактики травли (буллинга)», главное отличие травли от конфликта – неравные силы. В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. Чаще всего он возникает спонтанно и не планируется заранее, а сопровождается выплеском накопившихся эмоций. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. А травля – это спланированное систематическое унижение одного ребёнка другим более доминирующим или группой других детей. В этом случае жертва ощущает себя беспомощной.

Как со стороны понять, что ребенок стал жертвой буллинга? (рекомендовано Министерством просвещения РК)Педагогам на заметку:– часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;– заходит в класс, и все замолкают;– пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;– пытается начать общение, но никто не реагирует;– во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;– очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;– очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;– вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.
Родителям на заметку:– нежелание ребенка идти в школу;– ухудшение успеваемости;– испорченные вещи, пропажа вещей, которые ребенок не может объяснить;– агрессия, обращенная на младших братьев и сестер, домашних животных;– синяки, ссадины, прокомментировать происхождение которых ребенок не в состоянии;– замкнутость, уединение ребенка.

Так в чем могут заключаться причины буллинга? Буллинг может проявляться в «скучающих» и предоставленных самим себе коллективах. В таком случае это упущение педагогов. К примеру, если школьник занят реализацией важных и интересных проектов, у него нет времени придираться к сверстникам без причины. Погрязшие в рутине и однообразии подростки запросто могут выплескивать лишнюю энергию, издеваясь над наиболее уязвимым членом коллектива.

Конечно, важно понимать родителям и педагогам, что именно мы, взрослые люди, ответственны за возникновение ситуаций буллинга. Это значит, что недостаточно проводится воспитательная работа в школе, слабо налажено взаимодействие с родителями  по вопросам семейного воспитания.

Буллинг – это продукт воспитания семьи и других общественных институтов, но во многом это ответственность и влияние родителей, проявляющаяся в воспитании детей. Родители видят в этом проявление маскулинности для мальчиков и лидерских качеств для девочек. Но такая модель воспитания далека от здоровой. Умение за себя постоять и травить кого-то – совершенно разные вещи. Педагогов и родителей чаще интересуют оценки, но уровень комфорта и безопасности ребенка тоже очень важен. В этом и состоит основная проблема. Недосказанность может обернуться трагедией, если с ребенком не разговаривать о чем-то, помимо его успеваемости, на которую влияет и психологическое состояние.

Для того чтобы избегать таких ситуаций, в рекомендациях министерства предлагается работать над совершенствованием эмоционального интеллекта педагогов, ассертивности, правовой грамотности, усилением воспитательной работы.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц