Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Аналитическая позиция и как ее достичь

Работая и общаясь со своими коллегами, в том числе в супервизионных группах, которые я веду, замечаю, насколько важно уметь конструировать в себе базовое состояние психоаналитической техники - аналитическую позицию. Это фундамент нашей практики, и все основные ошибки, тупики и провалы обычно связаны с недостаточным пониманием этой модели. Конечно, неудачи - это нормальный спутник профессионального развития, хорошая переносимость неудач позволяет приобрести свой опыт и со временем отточить свою позицию. Попытаемся дать по возможности подробное техническое руководство по созданию аналитической позиции, как мы ее видим.

Думается, в этом есть необходимость, так как имеющиеся описания довольно абстрактны. Фрейд говорит об аналитической позиции как о “парящем внимании” и подчеркивает нейтральность как главную составляющую психоаналитического взгляда, Салливан оппонирует, заявляя, что нужно ориентироваться на свои органы чувств, а главным инструментом наблюдения становится сама личность аналитика. Сдается, что можно найти такое положение, в котором эти описания не будут противоречить друг другу, а составят единую композицию.

Метафора парения привносит в наши размышления образ птицы, взирающей на землю с высоты и связывает аналитическую позицию с понятием контекста, который может варьироваться от узкого до широкого. Высота воспарения - птицы и ума - прямо пропорциональна широте контекста: с высоты видно больше объектов и причинно-следственных связей между ними, чем с более низкой точки зрения. Бог (чьим прообразом выступает солнце в солярных мифах) как идеальный объект видит все благодаря максимальной высоте и является максимально объективным объектом. Человек же ограничен своим ростом и гравитацией и может являться лишь субъектом. Стремление человечества воспарить как можно выше благодаря парапланам, самолетам и космическим аппаратам видится симметричным стремлению древнегреческих героев достичь Олимпа и узреть мир объективно, получив совершенное знание.

Салливан словно сдерживает Фрейда в этой икаровой попытке взмыть вверх и заземляет его, настаивая на важности именно человеческой, ограниченной сути, ограничениями которой и являются чувства и эмоции. Именно переживания делают нас субъектами и не дают стать объектами. Исходя из антропологических и нейропсихоаналитических исследований, можно представить эмоции как впечатанный в мозг и воссоздаваемый устройством нейронных связей заархивированнный опыт предков, который призван помочь нам принимать быстрые решения в опасных ситуациях, но одновременно создающий препятствие для собственных решений в результате приобретения личного опыта и жизнетворчества. Таким образом, “парение” видится результатом качественного прохождения этапов сепарации-индивидуации, позволяющим отделиться от моделей мышления предков в виде эмоций и достичь логического ясно-видения на экзистенциальной передовой.

Однако, чтобы оказаться в этой точке, нам необходимо хорошо ощущать свои эмоции в контрпереносе и постоянно отделять их от аналитической позиции - вероятно, это и есть усилие парения, важность которого подчеркивает Совэр в своей статье “Фрейд, Салливан и аналитическая позиция”. Это противоречит словам Фрейда о простоте позиции: “Между тем, эта техника очень проста. Она, как мы услышим, отказывается от всех вспомогательных средств, даже от записей, и состоит просто в том, чтобы не стараться специально что-то для себя отмечать и проявлять ко всему, что приходится слышать, одинаковое “равномерно парящее внимание”, как я это однажды уже назвал”. По сути, Фрейд описывает здесь медитативное состояние, как назвали бы его йоги. Но простота достигается сложнее всего - “отсечением привязанностей”, как те же йоги сказали бы, имея ввиду предубеждения и когнитивные искажения.

Представляется, что это и есть основная внутренняя работа аналитика на сессии, и именно суть этого усилия мы пытаемся описать. У этой птицы действительно два крыла: одна часть аналитика должна идентифицироваться с фигурой переноса клиента, чтобы ощущать контрперенос как источник эмпатии и информации об истории пациента, другая - всегда оставаться на высоте и в нейтральности, чтобы не погрязнуть в старом и привычном (что связывается некоторыми аналитиками с влечением смерти) и иметь возможность создавать свежие авторские модели с измененными связями, что открывает пациенту свободу творить свою жизнь самостоятельно и ощущать наивысшую радость - радость свободного созидания. В христианских источниках это описывается как “быть по образу и подобию”, причащаясь к истории создания земли богом. Можно провести аналогии и с буддистскими моделями мышления, где постулируется позиция Наблюдателя (Свидетеля) и медитация как инструмент сепарации от старого, явленного человеку в привычных действиях и ритуалах. История Гаутамы Сиддхартхи об уходе из родительского дворца, столкновение с человеческим страданиями, сидении под деревом с целью “пересмотра” и итоговое разрешение просветлением и есть модель отделения и взросления.

Итак, парение и нейтральность - результат усилия по постоянному осознанию и отодвиганию предлагаемой в переносе роли. Вследствии стремления психики экономить энергию, пациент в переносе упорно предлагает нам разыгрывать свою историю, а мы должны столь же упорно не ввязываться в это разыгрывание и не принимать на себя предлагаемые роли. На деле, конечно, все происходит не так идеально: скорее, происходят флуктуации микро-отождествлений и разотождествлений с историей пациента, так же, как и движения крыльев птицы в полете не совершенно симметричны. Важно понимать, почему пациент хочет разыгрывать перенос: дело не только в страхе нового и обеспечении себе безопасности в “зоне комфорта”, которая порой превращается в патологическое нарциссическое психическое убежище, описанное Стайнером в “Психическом убежище”: ловушку или лабиринт, из которых уже не найти выхода. Это стремление - еще и проверка на устойчивость объекта: не поддастся ли аналитик провокации и соблазну, не станет ли вести себя как отец, мать или учитель в моменты их эмпатических провалов? Только способность устоять перед этими искушениями делает нас эволюционными объектами для пациента, по Терминологии Вэхкэ. Как хороший родитель, мы должны позволить “ребенку” переживать свой опыт, отказавшись от попыток спасти его от жизни, но эмпатично разделяя с ним эти чувства и помогая пережить их, что продвигает его к следующей стадии психосексуального развития.

Раз уж было упомянуто спасение, давайте обратимся к модели драматического треугольника Карпмана, чтобы еще лучше рассмотреть усилие по поддержанию нейтральной и парящей, но одновременно эмпатичной аналитической позиции. Наше место - в центре треугольника, и основная задача - не попасть в один из углов (Спаситель, Преследователь, Жертва), так как перенос всегда происходит в рамках этой модели (рис.1). Считайте это психоаналитическим футболом, где аналитик - вратарь, а мяч внимания не должен залететь ни в одни из трёх ворот. Это возможно только при расслабленном (лучшая концентрация достигается именно в расслаблении, а не в напряжении, как кажется) наблюдении за мячом внимания. Это означает преодоление контрсопротивления аналитика, которому по-человечески также тяжело долго выдерживать неопределенность наблюдения и порой хочется завершить тайм, а иногда и игру и получить облегчение отождествлением с ролью. Симптомами поглощения контрпереносом служат разыгравшиеся в душе страсти, желание взять на себя слишком много и исправить жизнь пациента, садистические отклики в ответ на призыв Жертвы и вина впоследствии, неспособность переводить агрессию на себя и признавать свою ответственность за процесс, а также приступы выученной беспомощности и бессилия. Но личность - этот инструмент наблюдения по Салливану - это, кажется, нечто за рамками заданных ролей и именно потому обладающее свободой пересмотра и изменения. По инструкции Биона, мы идем в кабинет без памяти и желания, и только тогда можем быть полезны.

Голы будут забиваться, но важен исход каждого тайма, а в конечном счете, всей игры. Когда клиент будет говорить “со мной и о себе” - то есть, окажется с Другим один на один, без предков - тогда он окажется в положении Сидхартхи Гаутамы, достигшем просветления под деревом. И учиться быть этим деревом - наша парадоксальная задача.

Список литературы:

  • Freud, S., “Recommendations to Physicians Practising Psycho-Analysis.” The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Volume XII . James Strachey, editor. Hogarth Press: London
  • Совэр, П., “Фрейд, Салливан и аналитическая позиция”, Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2020.
  • Тэхкэ, В., “Психика и ее лечение. Психоаналитический подход”, 2020
  • Карпман, С., “Жизнь, свободная от игр”, 2016
  • Bion W.R. Notes on memory and desire// Psychoanalytic Forum. – 1967. – Vol. 2. – №3. – Р.271-280.
  • Салливан, Г. “Психиатрическое интервью”.
  • Стайнер, Д., “Психические убежища”, 2013

Заголовок спойлера

Разворачивающийся текст спойлера

Приглашаем в супервизионную группу для психоаналитически-ориентированных псипрактиков

Автор: Юлия Анатольевна Тимофеева
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru