Найти в Дзене
"Липецкая газета"

Легендарный борец заставлял соперников плакать от бессилия

Легендарный борец, стоявший у истоков елецкой школы самбо, Николай Курбаев в минувший понедельник, 27 ноября, отметил 70-летие.

Мастер спорта меж­дународного класса по самбо, мастер спорта СССР по дзюдо, трёхкратный призёр СССР, двукратный чемпион СССР, победитель многих международных турниров, чемпион мира по борьбе самбо — несмотря на все эти громкие титулы, Николай Алексеевич остаётся скромным, добродушным, полным обаяния человеком.

Боялись, что стырит маты

Он родился в Ижевске в цыганской семье.

В начале 60-х годов прошлого века его родные перебрались в Липецк, а затем после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР (1956 г.) о запрете цыганам кочевого образа жизни (его нарушение грозило пятью годами ссылки с исправительно-трудовыми работами) осели в Ельце.

Здесь тянувшийся к спорту мальчишка успел походить в секцию бокса, а затем увлёкся футболом. Однажды по пути на тренировку на стадион «Труд» услышал от друга, что неподалеку, в Детском парке, местные энтузиасты организовали кружок, в котором изучают тогда ещё мало известную в регионе борьбу самбо. Пятнадцатилетнего Николая заинтриговал сам термин, означавший «самооборона без оружия», и заставил отыскать этих энтузиастов. Неформальные лидеры коллектива —
Виктор Ильин (он тренировался у легендарного Ана­толия Харлампиева, ос­нователя советского самбо) и Александр Соколов (незаурядный организатор и известный впоследствии тренер) — с группой парней увлечённо оттачивали приёмы на ковре, сложенном из нескольких старых матов.

Кстати, из-за них Колю поначалу не хотели брать в секцию, мол, цыган — того и гляди стырит дефицитный спортинвентарь. Да и вообще, поначалу никто не воспринял худого и лёгкого Николая всерьёз. Но после того как он одного за другим одолел в пробных поединках ровесников, тренировавшихся в секции уже полгода и весивших куда больше Курбаева, шустрого паренька оставили в секции. Было это в августе 1968 года.

Впрочем, в то время на экранах страны уже 2 года шёл, как сейчас говорят, блокбастер «Неуловимые мстители» с харизматичным персонажем Яшкой-цыганом. Так что, возможно, Курбаева приняли в коллектив ещё и под влиянием кинокартины.

Первый блин комом

Дебют новичка состоялся на первенстве Липецкой области всего через месяц регулярных тренировок. Курбаев по сию пору вспоминает, как поразил его тогда липецкий спорткомплекс «Динамо», казавшийся огромным и жутко современным. В просторном и светлом зале лежал настоящий борцовский ковёр, а не старые маты, к которым Николай привык в Ельце. Видимо, стресс от разительного контраста оказался столь сильным, что начинающий самбист проиграл соперникам почти все схватки.

Впрочем, через короткое время, уже на другом турнире, Николай Курбаев сумел одолеть всех недавних «обидчиков», причём с явным преимуществом.

Быстрее Брюса Ли

По словам специалистов, курбаевский стиль борьбы отличался отточенной техникой, а главное — очень высокой скоростью: такой, что боровшиеся с ним опытные самбисты не успевали заметить начало атаки, как вдруг оказывались лежащими на ковре.

Я сам когда-то занимался дзюдо на базе Дома культуры «Эльта» и хорошо помню (это было ещё до фильмов с Брюсом Ли), как мои сверстники рассказывали друг другу, будто бы Курбаев прямо в тренерской одним движением руки запросто ловит на лету
трёх мух!

Развенчаю байку: столько мух в тренерской не летало… Но ничуть не сомневаюсь в его способности провернуть такой трюк. И дело не только в уникальных физических данных борца, а ещё и в его работоспособности, умении тренироваться до седьмого пота, порой стиснув зубы, переступая через боль, не обращая внимания на окружающие неудобства.

Курбаев вспоминает, как когда-то вместе с товарищами приходил на тренировки в школу механизации елецкого СПТУ № 13 (сегодня это здание принадлежит городскому театру «Бенефис»). Занятия здесь начинались с того, что спортсмены брали вёдра, швабры, тряпки и вымывали грязные полы, натоптанные за день сапогами учащихся СПТУ. Потом расстилали маты и только тогда начинали отрабатывать приёмы — по 300 бросков (!) за трени­ровку.

Позже борцы перебрались в другой спортзал, и Николаю приходилось каждый день проходить около 10 километров, чтобы добираться туда и обратно.

Роковой свисток

Зато уже в августе 1970 года Курбаев стал чемпионом Советского Союза среди юношей. Конкуренция была очень жёсткая. В одном весе с ельчанином (53 кг) за победу боролись свыше 70 спортсменов со всех республик огромной страны. По нынешним меркам — настоящий чемпионат мира!

В том же году Николай Алексеевич выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо уже среди взрослых, а позже стал первым в Ельце мастером спорта международного класса.

К 1974 году за плечами Курбаева были десятки побед на областных, всероссийских и всесоюзных первенствах. А вот на чемпионат мира того же года наш земляк мог и не попасть. Виной тому досадная случайность на первенстве СССР. Схватки здесь проходили одновременно на трёх коврах. Николай был на пике формы и выигрывал досрочно у всех своих соперников. Но в ходе очередного поединка ельчанин услышал свисток судьи, который остановил бой. Курбаев прекратил борьбу. Его противник поначалу также отреагировал на сигнал рефери, но секунду спустя неожиданно перешёл в атаку. В итоге Николай проиграл. Оказалось, судейский свисток действительно был, только его подал арбитр, судивший схватку на соседнем ковре…

Но даже несмотря на досадный проигрыш, ельчанина включили в состав сборной СССР на чемпионат мира по самбо, который проходил в Монголии.

Икра для монголов

Тогдашний столичный аэропорт Улан-Батора, по словам Курбаева, оказался очень уж неказистым и смахивал на большой дощатый сарай, сиротливо стоящий посреди степи. Кругом сновал народ в халатах, мохнатых шапках и характерных монгольских сапогах — сплошная экзотика!

Наши спортсмены по совету бывалых друзей прихватили за границу несколько банок русского деликатеса — икры. Думали выгодно реализовать ценный товар на местном рынке, а на вырученные тугрики прикупить заграничных сувениров. Но «коммерческий проект» потерпел крах. Оказалось, в монгольских продуктовых магазинах почти ничего не было за исключением… икры! Её здесь никто не покупал. Видимо, не привыкли степняки к дарам моря. Пришлось советским борцам есть икру самим, как в фильме «Белое солнце пустыни», — ложками.

Шампанское перед схваткой

Что касается чемпионата мира 1974 года, то, по воспоминаниям Курбаева, самым трудным для него оказался первый поединок с местным самбистом.

Накануне состязаний Николай никак не мог уснуть. Уж больно непривычным был здешний климат. Ночью жара доходила до 40 градусов. Чтобы снять стресс, вызванный акклиматизацией, тренер заставил ельчанина выпить бутылку шампанского. Только после этого Николай Алексеевич (он, кстати, алкоголь не употреблял и не употребляет) провалился в сон.

А на следующий день он вышел на переполненную спортивную арену, вмещавшую около 3000 зрителей, среди которых не было ни одной представительницы слабого пола. Монголы активно поддерживали своего борца. На стороне соперника были 50-градусная жара и лёгкое похмелье, которым страдал наш спортсмен. Но быстрый и техничный Николай выиграл схватку с явным преимуществом.

Хватило одной минуты

А затем ельчанин вчистую победил ещё двух силь­ных соперников — из Испании и Болгарии и стал чемпионом мира! Ему
запомнилось, как после схватки отчаянно рыдал бол­гарский борец, всерьёз рассчитывавший на чемпионство. Наш земляк уделал его на первой же минуте (как, кстати, и испанца!), мастерски исполнив свой коронный бросок — пе­реднюю подножку с последующим удержанием и болевым приёмом.

Помнит Николай и собственные слезы, невольно покатившиеся по щекам во время церемонии награждения. В тот самый момент, когда заиграл гимн СССР. Тогда спортсмен испытал чувство, не передаваемое словами. В нём перемешались гордость за страну, радость победы, осознание того, что он сделал всё для славы своего Отечества. В общем, настоящий патриотизм, без всяких громких слов.

Встретили, как космонавта

Когда поезд доставил первого елецкого чемпиона мира на городской вокзал, Николай глазам своим не поверил: весь перрон был заполнен радостными людьми. Земляки встречали Курбаева, как покорителя космоса. Он тут же оказался на руках восторженных ельчан. Потом была поездка через весь город в открытом УАЗике с эскортом мотоциклистов. У проходной завода «Эльта» (он же ехал на ЧМ-1974 как представитель этого предприятия) состоялся митинг, причём народ смотрел на своего чемпиона отовсюду — из окон домов и заводских корпусов, даже с крыши заводоуправления.

О том, что к нему пришла слава, свидетельствовали не только заголовки городской, областной и всесоюзной прессы, но и желание местных мальчишек стать Курбаевыми (я тоже этого не избежал). Пожалуй, это был пик популярности елецкой школы самбо. От желающих посещать секции борьбы в то время не было отбоя, что придало мощный импульс развитию спорта в Ельце да и в регионе.

Успел поработать таксистом

В дальнейшем Николай Алексеевич трудился наставником в родной спортшколе — в ГДК «Эльта».

В лихие 90-е, как и боль­шинство его коллег-тренеров, ушёл в свободное плавание по неспокойным волнам рыночной экономики. Успел поработать даже в такси. Вспоминает, как удивлялись некоторые пассажиры, признав в нём знаменитого борца. Говорили, мол, все думают, будто он живёт в Москве или за рубежом, где гребёт деньги лопатой, передавая секреты своего мастерства тамошним спортсменам.

Но Николай Алексеевич по сей день живёт в любимом Ельце. До недавнего времени тренировал местных мальчишек, обучая их приёмам самбо и дзюдо. Но сейчас решил сделать перерыв в занятиях.

С юбилеем вас, Николай Алексеевич, от души, от всех поклонников вашего таланта!