В нашем музее продолжает работу уникальная выставка «Шедевры тульских оружейников», посвященная 150-летию Тульского государственного музея оружия.
Сегодня наш рассказ посвящен дуэльному гарнитуру, изготовленному на фабрике тульского мастера Петра Корнеевича Гольтякова, из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Производство и украшение оружия в Туле для императорского двора и знати традиционно осуществлялось как на Тульском оружейном заводе, так и в частных мастерских. В связи с этим со временем в нашем городе формируются целые оружейные династии, прославившие тульское оружие в веках.
Знаменитыми оружейниками Тулы XIX века были представители старинного рода тульских мастеров – Гольтяковых. Это очень многочисленная династия. В Туле существовало две ветви с фамилией Гольтяковы, не связанные друг с другом родственными узами. Самыми известными из них являлись Петр Корнеевич и Николай Иванович Гольтяковы, работы которых представлены в собраниях крупнейших музеев России.
Петр Корнеевич Гольтяков начал свой путь с рядового мастера замочного цеха Тульского оружейного завода и дослужился до «надзирателя дела замков» – должности выборной, на которую мог претендовать только мастер. В 1839 году был награжден за работу на заводе медалью на аннинской ленте. Впоследствии Петр Корнеевич открыл собственную мастерскую, которая занималась выпуском капсюльных ружей, пистолетов и револьверов. Они получили широкую известность и узнавались по характерному клейму «Петръ Гольтяковъ в Туле» или «П.Г» и изображением государственного герба России. В 1852 году Петр Гольтяков получил звание оружейного мастера великих князей Николая и Михаила Николаевичей с правом ставить на своих изделиях императорский герб.
На выставке «Шедевры тульских оружейников» представлен дуэльный гарнитур, изготовленный в середине XIX столетия в мастерской Петра Гольтякова. Об этом свидетельствует надпись на верхней грани ствола, выполненная в готическом шрифте насечкой золотом: «ПГольтяковъ». Гарнитур состоит из двух капсюльных пистолетов, идентичных по конструкции и декоративному оформлению, а также из деревянного футляра с принадлежностями.
До середины XVIII века основным оружием дуэлянтов являлись шпаги, но со временем в таком качестве стали применяться пистолеты.
Ранние образцы дуэльных пистолетов не имели декоративного оформления и отличались от боевых моделей более тщательным изготовлением отдельных деталей и имели, как правило, восьмигранные стволы. Однако с конца XVIII века дуэльное оружие стали украшать. Пистолеты специально изготавливали абсолютно одинаковыми, чтобы уравнять шансы дуэлянтов, поскольку исход поединка должен был решить навык стрельбы, а не характеристики оружия. Также стволы подобных пистолетов делали с нарезами, чтобы повысить точность выстрела. Дуэльный гарнитур вместе с принадлежностями – шомполами, пулелейками, протирками и иными инструментами – для хранения укладывали в деревянный футляр-ящик.
Мода на дуэли пришла в Россию из Западной Европы, и первые поединки состоялись в середине XVII века между иностранными офицерами, находившимися на русской службе. Дуэли в нашей стране носили сословный характер, так как они могли «происходить только между благородными равными людьми». Со времен правления Петра I вплоть до конца XIX века дуэли были официально запрещены, а вызов на поединок и участие в нем могли привести к лишению чина, штрафу, конфискации имущества и даже к смертной казни. При этом, в отличие от Европы, в России дуэли воспринималась не как ритуал, призванный снять бесчестие, а как судебный поединок, в котором благодаря вмешательству «высшего правосудия» победу одержит «правый». В то же время европейский дуэльный кодекс предписывал, чтобы дистанция между противниками была не меньше 15 шагов, а нормой считалось расстояние в 25–35 шагов. В России же минимальное расстояние могло составлять 3 шага, а обычной дистанцией считалась 8–10 шагов. При этом с обоюдного согласия сторон дуэлянты имели право делать поочередно выстрелы до нанесения одному из них тяжелого ранения или смертельной раны. Дуэли в России были частым явлением, особенно в офицерской среде, и происходили вплоть до начала XX века.
Дуэльный гарнитур работы тульского мастера Петра Гольтякова имеет лаконичную, но от этого не менее впечатляющую художественную отделку и по праву считается настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Помимо золотой насечки, при его оформлении использовалась техника гравировки, с помощью которой на замочную доску и детали прибора пистолетов нанесен растительный орнамент. Ореховая ложа образцов украшена утонченной резьбой.
Наш музей хранит уникальное наследие легендарных тульских оружейников. В постоянной экспозиции представлен капсюльный револьвер Кольта, на верхней грани ствола которого выбито: «Петръ Гольтяковъ въ Туле».
Друзья, не упустите редкую возможность увидеть прекрасные изделия тульских оружейников, которые сейчас экспонируются на выставке, созданной нашим музеем в содружестве с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственным музеем-заповедником «Гатчина» и современными мастерами.
Ждем Вас!