О том, что это дача купца Хлудова авторства Льва Кекушева, я прочитала на табличке у входа в парк Ривьера:
«1896 г. – построена дача В.А. Хлудова в виде сказочного терема в русском стиле (архитектор Л.Н. Кекушев).
1898 г. – основан парк с редкими видами субтропических растений (по проекту агронома Р.И. Гарбе)».
А дальше – указатели вдоль тропинки «дача Хлудова».
Я заинтересовалась: московское купечество и вообще-то одна из тем, которые не оставляют меня равнодушной, а тут еще и Кекушев.
Немного истории:
Купеческий род Хлудовых был одним из самых известных в империи второй половины 19 века, а сам Василий Алексеевич – потомственный почетный гражданин Москвы, сын основателя Егорьевской мануфактуры и баловень судьбы.
Впрочем, как это часто бывает, она (судьба) в конце концов повернулась к нему спиной: после целого ряда неудачных вложений и попыток организовать бизнес прекрасно образованный, но, вероятно, обделенный коммерческой жилкой наследник состояния разорился.
И драма эта разворачивалась именно здесь, на землях нынешнего Сочи.
В то время (последняя четверть 19 века) раскинувшееся здесь поселение было небольшим форпостом России в предгорьях Северного Кавказа. И для того, чтобы стимулировать потенциальных инвесторов (как сказали бы сейчас), начался эксперимент в стиле «Мой гектар» - власти дарили земли на побережье всякому, кто был готов выполнить два условия: выстроить дом и окружить его садом.
А потому многие состоятельные люди отправились на юг осваивать малярийные земли, и среди них был получивший свою долю наследства Василий Хлудов – в прежние времена район от Мамайки до Кавказской Ривьеры так и назывался «Хлудова сторона».
Вначале предприимчивый купец засаживает примерно 100 гектаров земель виноградом средиземноморских сортов и строит вблизи небольшой винодельческий завод. Виноград получается кислым, а через пять лет грибок поражает растения: это для нас Сочи – юг, а средиземноморскому винограду не хватило света и тепла. За сим следует попытка вырастить яблоки крымских сортов, табак, строится молочная ферма – все начинания терпят неудачу.
И вот тогда неунывающий Хлудов, у которого еще остались кое-какие деньжата, закладывает на склоне декоративный парк, вначале сажая там лишь хвойные породы. А затем посреди парка вырастает терем-теремок дивной красоты – дача, авторство которой парковая табличка приписывает Льву Кекушеву.
И здесь возникают вопросы: целый ряд историков архитектуры ставят этот факт под сомнение, считая, что архитектором дачи был архитектор Александр Каминский, и вот почему
- К началу строительства дачи Лев Кекушев ещё учился в Петербургском институте гражданских инженеров императора Николая Первого и вплоть до 1890 года не имел самостоятельной практики.
- Проанализировав стилистические особенности и архитектурные приемы, исследователь творчества Кекушева приходит к выводу, что русский стиль (эклектика, замешанная на нарышкинском барокко), в котором выстроена дача, характерен именно для работ Каминского. Кекушев же придерживался модерна в его франко-бельгийском варианте (вспомним, к примеру, Никольские торговые ряды на Никольской улице напротив ГУМа или знаменитый особняк Листа в Глазовском переулке).
- Об этой постройке не упоминает в своих трудах главный биограф и исследователь творчества Кекушева М.В. Нащокина.
- И, наконец, в одном из писем В.А. Хлудова есть фраза: «закажу дачу Каминскому», а именно в эти годы архитектор был занят на строительстве Храма Архистратига Божия Михаила в Сочи, так что вполне мог, закончив один проект, заняться следующим, по соседству.
Но почему же эта дача – не дача Хлудова?
Ведь даже сайт пятизвездочного отеля, разместившегося там сейчас, настаивает на том, что это та самая, назвав здание объектом культурного наследия.
Листайте:
Все просто: строение - новодел.
Купивший обветшавший исторический объект в смутные времена у сочинских профсоюзов Брынцалов обязан был провести его реставрацию, но водочный король 90-х делать это не торопился.
И вот в 2009 году в силу ветхости здания его реставрация была признана невозможной - случайно ли? Прошло немногим больше ста лет с момента его постройки. Неужели его доконал суровый сочинский климат?
А ведь здание не пустовало, напротив, оно пользовалось повышенным спросом с самого момента постреволюционной национализации: сначала здесь было Сочинское курортное управление, затем – курортная поликлиника. С началом войны в здании дачи разместили штаб истребительного батальона, ну а с 1947 года туда снова перевели поликлинику, которая там и работала практически до конца 20 века.
То есть можно сделать вывод о том, что здание надлежащим образом отапливалось, проветривалось, ремонтировалось хотя бы косметически - с чего бы ему вдруг резко обветшать?
Ну а теперь в парке красуется выстроенная из новых материалов с применением новых технологий пародия на бывшую дачу. Надо ли говорить о том, что внутри она еще менее похожа на свой прототип, чем снаружи?
Листайте:
И опять возникает вопрос: нужна ли такая реконструкция? Не знаю. Но уж писать на табличках и сайтах, что это дача Хлудова, точно не стоило.
Еще о реконструированных зданиях читайте здесь: