На Санкт-Петербургской дороге, неподалеку от Ходынского поля по повелению Екатерины Великой выстроили нарядный красного кирпича дворец с башенками вроде крепостных и полукруглыми служебными постройками, образующими кольцо. Получил этот дворец название Петровского путевого. И это
парадокс первый – он назван Петровским, хотя строился по указанию Екатерины. Почему?
А все дело в том, что строили его на землях, принадлежавших Высокопетровскому монастырю, расположенному в Москве на улице Петровка. Так что к Петру Алексеевичу (как можно было по незнанию предположить) он отношения не имеет.
Листайте:
Очевидно сходство дворца с постройками в Царицыне – тот же стиль круто замешанной на традиционно русской архитектуре псевдоготики. Начинал строительство царицынских корпусов Василий Баженов, заканчивал Матвей Казаков.
Известно, что Царицыно Екатерине не понравилось до такой степени, что она просто прекратила финансирование строительства, и дело само собой увяло.
Однако Петровский дворец (в том же стиле) она одобрила и дважды бывала здесь, хоть и не подолгу: в 1785 году по дороге из Новгорода матушка провела здесь четыре дня, а потом, возвращаясь из Крыма в 1787 году, – еще десять.
И опять к архитектурному решению приложили руку оба великих русских архитектора, хотя участие Баженова было, можно сказать, опосредованным – он был автором временных павильонов, выстроенных на Ходынском поле, вблизи будущего дворца. Получив заказ на путевой дворец, Казаков, дабы не устраивать архитектурный «зоопарк», создал проект в том же стиле, что и павильоны Баженова.
Листайте:
Павел Первый положил начало традиции проводить несколько дней во дворце перед тем, как отправиться на коронацию в Кремль. Это было естественно и разумно – ведь дворец стоит на тракте Санкт-Петербург – Москва, и будущему императору неплохо передохнуть после долгой дороги, чтобы предстать перед подданными бодрым и свежим.
Но - вот ведь парадокс! – уже к началу царствования Александра Второго была построена Санкт-Петербурго – Московская (впоследствии Николаевская) железная дорога (1851 г.),
и будущий император со всей своей свитой сначала прибывал на вокзал, расположенный значительно ближе к Кремлю, чем путевой дворец, а потом был вынужден ехать обратно по направлению к Петербургу (вдоль по Питерской), чтобы заночевать в Петровском дворце. И уже оттуда отправлялся короноваться.
Разумеется, путевой дворец строился для русских императоров, но в нем пожил и французский, причем явился туда без всякого приглашения, сам.
Нетрудно догадаться, что это был приснопамятный Наполеон Бонапарт, который, пройдя через пылающую Москву, добрался до этих мест и обнаружил вполне пригодный для проживания дворец, где и провел некоторое время вместе со своим штабом и гвардией.
Дождавшись, когда Москва дополыхает, император всех французов выдвинулся в обратный путь, а дворец постигла участь прочих московских построек: он тоже сгорел.
Когда приступили к восстановлению спаленного города, было не до дворца, и поэтому ограничились лишь тем, что подвели его под крышу. Зашевелились только когда стало ясно, что в Москву с ревизией едет строгий Николай Первый – тогда дворец постигла первая реконструкция.
Что-то, как, например, парадную лестницу, восстановили так, как было при Казакове, но многие помещения и элементы декора устроили на свой лад, попроще и подешевле.
Листайте и любуйтесь:
Так потолок Круглого зала, высота которого под куполом шестнадцать метров, расписали в технике гризайль вместо того, чтобы восстанавливать казаковскую лепнину. Теперь, впрочем, это смотрится как изысканный декор, вполне себе исторический (действительно, из двадцать первого века что 1830е, что 1780е годы – далекое прошлое).
Листайте:
В последний раз дворец принимал высочайших особ перед коронацией 1896 года. Именно тогда он стал молчаливым свидетелем трагедии на Ходынском поле, когда в давке погибли четыре тысячи человек, что, впрочем, не помешало новоиспеченному императору продолжить торжества и ни в чем себе не отказывать. Парадокс!
Парадокс советских времен не так уж и парадоксален, учитывая распространенность такого перепрофилирования зданий – путевой дворец стал центром развития молодой советской авиации, поместив под свою крышу Военно-воздушную академию имени Жуковского. К чести военных, они довольно бережно обошлись с вверенным имуществом, не закрашивали масляной краской резные дубовые балясины и не рисовали красных звезд на гризайле.
Во всяком случае, парадные интерьеры второго этажа сохранились во всей красе, летчики скромно удовольствовались переделкой под свои нужды только третьего, менее ценного, этажа.
Листайте:
Получивший в свои загребущие руки московское имущество Юрий Лужков решил, что военным в таком дворце жирно будет, а потому затеял вторую реконструкцию. Во-первых, позарез нужна была гостиница «для своих», а во-вторых невозможно было жить без своего Дома приемов.
Только недавно стало возможным попасть на «секретный объект» в составе экскурсии, проводимой под эгидой Музея Москвы. Да и «свои», видимо, закончились, потому что в гостиницу теперь может заехать любой желающий.
Проводящие экскурсии гиды и не скрывают, что речи о какой-либо научной реставрации не шло, строения просто приспосабливали под нужды заданных объектов. Так помещения, занятые гостиницей, полностью переделали, обустроив номера с удобствами: попроще - на заднем дворе, средней руки – в боковых пристройках, выходящих на центральную площадь, а люкс – в главном здании.
Листайте:
Просто отделанные залы первого этажа отданы под музей, где можно увидеть макет дворца, гравюры и акварели с его изображением, картины и предметы, связанные с коронацией последнего императора.
А вот лестница и парадные залы на втором этаже – это то, зачем сюда стоит приехать.