Найти в Дзене
VK Play

Фильм был лучше: впечатления от «Скотт Пилигрим жмет на газ»

Еще одна деконструкция культовой истории – во времена, когда от этих деконструкций все очень устали

В конце ноября Netflix выпустил анимационный сериал «Скотт Пилигрим жмет на газ» (18+) – новую адаптацию довольно популярного комикса Брайана О’Мэлли. Хотя оригинальное название, Scott Pilgrim Takes Off, все же скрывает сразу несколько смыслов: так авторы решили обмануть фанатов и рассказать совсем другую историю. Делимся впечатлениями от сериала, который и нас тоже ввел в заблуждение.

-2

Оригинальный «Скотт Пилигрим» (18+) рассказывает о школьнике-канадце, который играет в музыкальной группе, обожает видеоигры и встречается с 17-летней Найвз Чау. Все меняется, когда во снах он начинает видеть загадочную девушку Рамону Флауэрс, а потом встречает ее и в реальной жизни. Скотт мгновенно влюбляется, предлагает ей стать парой и почти сразу узнает о Лиге Бывших, которую сформировали партнеры Рамоны. Чтобы получить право быть с Флауэрс, главному герою необходимо их всех победить в схватке.

История Скотта Пилигрима быстро стала очень популярной. О’Мэлли, по сути, создавал американизированную версию сенэн-манги и оттуда же черпал вдохновение, в том числе для стиля комикса. Японские подростковые истории тогда еще не обрели широкую известность, поэтому коктейль из стильного рисунка, сюжета про отношения и экшен-зарисовок в духе видеоигр был обречен на успех. «Скотт Пилигрим» завоевал несколько престижных наград, и вскоре на него обратил внимание Голливуд.

В 2010 году на экраны вышла экранизация от Эдгара Райта – постановщика, который зарекомендовал себя как мастер комедийной стилизации. В фильме сократили некоторые сюжетные линии, но в целом историю передали максимально близко к первоисточнику. Благодаря творческому подходу и дотошности Райта «Скотт Пилигрим против всех» (18+) стал если не культовым фильмом, то как минимум выдающимся. Кино было шикарно смонтировано: настолько, что на него регулярно ссылаются современные видео о монтаже. А некоторые сцены переснимали по 30 раз, чтобы добиться нужного эффекта.

-3

Когда Netflix анонсировал новую адаптацию, это вызвало недоумение – идеальная экранизация, казалось бы, уже есть. Однако создатели уверяли, что все будет круто: к работе в качестве продюсеров привлекли и Брайана О’Мэлли, и Эдгара Райта, а на озвучку позвали почти всех актеров из фильма. Все это звучало так хорошо, что тут же закрадывались подозрения о подвохе. И, как оказалось, не зря.

«Скотт Пилигрим жмет на газ» – не адаптация оригинальной истории, а очередная современная попытка деконструировать ее. Первый эпизод следует канону комикса, но в конце герой «умирает», и сражаться со своими бывшими вынуждена сама Рамона. Оригинальное название к этому повороту и отсылает: Scott Pilgrim Takes Off означает, что Скотт внезапно исчезает из истории.

Хронология Марвел: в каком порядке смотреть фильмы и сериалы Marvel

Проблем у этого подхода сразу несколько. Авторы зачем-то до последнего скрывали суть новой истории, поэтому теперь IMDB полон отзывов разгневанных поклонников. И у оригинального комикса, и у фильма есть большая преданная фанбаза, которой просто хотелось увидеть максимально полную адаптацию того самого сюжета. Голливуд же в последние годы увлекся деконструкциями любимых франшиз, причем самым грубым образом, пытаясь уничтожить любимых героев детства, выставить их слабыми, глупыми и бесполезными. Создатели нового «Скотта Пилигрима» действуют не так прямолинейно, но реакция на первые серии возникает негативная. И всего этого можно было бы избежать, если бы шоу сразу позиционировали как какую-нибудь альтернативную реальность. Или назвали бы его «Рамона Флауэрс против всех».

Куда серьезнее вторая проблема: когда ты остываешь и пытаешься принять новую историю, оказывается, что ничего интересного в ней нет. Оригинал увлекал именно динамикой отношений Скотта и Рамоны, их постоянными попытками решить свои проблемы. Оба персонажа поначалу очаровывали, а потом шокировали своей эгоистичностью: они врали и изменяли. Но любовь все же делала их лучше, а окружающие люди подталкивали героев к пониманию своих недостатков.

-4

Новая версия истории вроде бы пытается прийти к похожему финалу, но делает это как-то неумело и скучно. Авторы слишком уж часто фокусируются на второстепенных персонажах, показывают лишние детали из их жизни, включают долгие музыкальные вставки, и все это к центральной истории не имеет никакого отношения. Шоу, которое длится четыре часа, во всем проигрывает двухчасовому фильму по содержанию.

Сравнивать сериал с шедевром Райта не хочется еще и потому, что кроме стильной картинки в новинке ничего нет. Выглядит все здорово: эпизоды шоу – словно ожившие страницы комикса. Но там, где в фильме была очередная безумная склейка или смешно смонтированный диалог, в шоу в лучшем случае будет неловкая шутка или жалкая пародия на монтаж из кино. Картина 2010 года держала темп все 112 минут, не оставляя зрителю шансов вспомнить про мир за пределами экрана. Новый сериал буксует постоянно: ряд эпизодов вообще не развивает сюжет, а некоторые сцены без знания комикса понять невозможно.

Среди фанатов популярна теория, что «Скотт Пилигрим жмет на газ» – рефлексия О’Мэлли на тему своего распавшегося брака. Автор переосмысливает старую историю и пытается понять, могла ли она сложиться по другому. Вместо драк – разговоры, вместо попыток кого-то изменить – терапия и работа над самим собой. И понять автора в этом контексте можно: наверняка ему не хотелось адаптировать знакомый сюжет в третий раз, поэтому он поменял вообще все.

-5

Но необходимость знать такое количество нюансов перед просмотром, на мой взгляд, большой минус. Я с трудом представляю, что историю шоу можно понять без знания комикса: все-таки отсылок к нему много, да и важно осознавать, что и как именно изменилось. А у тех, кто видел только фильм, будет еще больше претензий. Они хотели увидеть смешную и абсурдную комедию про то, как парень в битвах добивается девушки. А получили 4-часовую историю о том, что драться и конфликтовать вообще-то плохо.

«Скотт Пилигрим жмет на газ» – это как если бы авторы «Джона Уика» анонсировали ремейк, в котором главный герой умирает вместо жены, и она оказывается знаменитым киллером. А после первой же перестрелки приезжает полиция, и весь оставшийся фильм герои проводят в камере, общаясь с психологами и проговаривая свои проблемы. Возможно, кому-то эта версия и пришлась бы по душе, но вряд ли фанатам франшизы с Киану Ривзом.

При этом называть сериал полным провалом не хочется. Здесь и очень приятная рисовка, и любимые актеры, вернувшиеся к озвучке своих героев, и редкие хорошие шутки, и несколько интересных поворотов. Но в финале сложилось впечатление, что шоу авторы делали в первую очередь для себя, а во вторую – для боссов Netflix, которые просили увеличить акцент на других персонажах. Возможно, если совсем ничего не знать про Скотта Пилигрима, то как самостоятельную историю ее воспринимать проще, и она покажется если не плохой, то хотя бы сносной. Но лично мне сложно было выбросить из головы и комикс, и фильм, а уж сравнения с ними сериал не выдерживает.

10 отличных игр, которые напомнят о 90-х

Отдельно меня разочаровало то, как сериалу искусственно накручивают рейтинг. Корпорации уже давно не стесняются давить на крупные агрегаторы и заставляют их корректировать оценки: например, не учитывать все «1 из 10», потому что их оставляют только «сексисты и расисты». Но в отзывах на «Скотта Пилигрима» хвалебные рецензии написаны совсем лениво. Авторы нагло врут, что это «та самая история», сравнивают монтаж сериала с фильмом, а иногда даже ставят «10 из 10» и боготворят Netflix просто за то, что получилось «хотя бы не так ужасно, как обычно». Если несколько лет назад стало сложно верить критикам, то теперь и сотни восторженных пользовательских отзывов вызывают подозрение.

«Скотт Пилигрим жмет на газ» – очередная попытка переосмыслить культовую историю. И опять неудачная: вместо того, чтобы дополнить сюжет и порадовать фанатов, авторы сделали личную историю для самих себя и боссов онлайн-кинотеатра.

Возможно, студиям пора уже понять: когда все кусочки пазла уже один раз сложились в цельную картину, не надо переставлять их местами. К счастью, оригинальный комикс и фильм никуда не делись.