Найти в Дзене
Записки актёра

О пошлости и мeрзоcти на сцене и как режиссёры подставляют актёров

Здравствуйте! Всё чаще современному актёру на сцене или в кадре приходится исполнять весьма спорные, откровенные, порой, жёсткие, пошлые и стыдные (для осень многих) режиссёрские задачи. Мне и самому приходилось выполнять такие задачи, от которых было жутко плохо на душе и стыдно. И я много общался на эту тему с коллегами - у всех разное понятие позора и стыда. Это очень важная для меня тема, и мне интересно ваше мнение. Дорогие читатели, не так давно был я на спектакле Чеховского фестиваля, в котором играет одну из главных ролей мой знакомый по театральному институту. Спектакль весьма и весьма новаторский - современная итальянская пьеса, этакий артхаус. Мой знакомый играет умственно отсталого человека, который застрял в возрасте малолетнего ребёнка, хотя ему уже под 40. Весь спектакль он всегда и везде таскает за собой горшок, на котором, кстати, изображено что-то напоминающее лики святых, и постоянно, снимая штаны в очень красивом контровом свете, садится на него и изображает физиче

Здравствуйте! Всё чаще современному актёру на сцене или в кадре приходится исполнять весьма спорные, откровенные, порой, жёсткие, пошлые и стыдные (для осень многих) режиссёрские задачи. Мне и самому приходилось выполнять такие задачи, от которых было жутко плохо на душе и стыдно. И я много общался на эту тему с коллегами - у всех разное понятие позора и стыда. Это очень важная для меня тема, и мне интересно ваше мнение.

Константин Богомолов в спектакле «Машина - Мюллер». Многие мои знакомые, которые с ним работали, рассказывают как он умеет увлечь артистов, убедить в своей правоте и зажечь глаза
Константин Богомолов в спектакле «Машина - Мюллер». Многие мои знакомые, которые с ним работали, рассказывают как он умеет увлечь артистов, убедить в своей правоте и зажечь глаза

Дорогие читатели, не так давно был я на спектакле Чеховского фестиваля, в котором играет одну из главных ролей мой знакомый по театральному институту. Спектакль весьма и весьма новаторский - современная итальянская пьеса, этакий артхаус. Мой знакомый играет умственно отсталого человека, который застрял в возрасте малолетнего ребёнка, хотя ему уже под 40. Весь спектакль он всегда и везде таскает за собой горшок, на котором, кстати, изображено что-то напоминающее лики святых, и постоянно, снимая штаны в очень красивом контровом свете, садится на него и изображает физические процессы (очень надеюсь, что изображает).

Кончится, издаёт характерные звуки - выглядит это всё довольно мерзко и вызывает дичайшее отторжение. Я специально смотрел на реакцию сидящих рядом зрителей, и почти у всех на лице было отражено негодование и омерзение. А в конце спектакля он выливает содержимое своего горшка на все декорации под громкую композицию группы «Рамштайн», забрызгивая, буквально, всё и всех на сцене. Потом музыка обрывается, наступает полная тишина, и отчётливо слышно, как эти массы капают с декораций и артистов. И в этой гробовой тишине, в ярком свете и состоянии полного ошеломления начинаются поклоны. Я видел как несколько зрителей хотели подарить цветы артистам, но замешкались и не знали как это сделать, ведь они все в этих массах. 

Я в спектакле «Скользящая Люче». Помню как долго убеждал режиссёра заменить матную фразу. Убедил, доказал и заменили
Я в спектакле «Скользящая Люче». Помню как долго убеждал режиссёра заменить матную фразу. Убедил, доказал и заменили

Это должно было быть катарсисом и вызывать сильные эмоции, но мне лично противно и мерзко на всё это глядеть. А после спектакля было общение создателей спектакля со зрителями, критиками и журналистами - это «фишка» фестиваля. Любой мог задать вопрос, и я всё ждал чтобы хоть кто-то выразил негодование, которое было явно написано на лицах, но нет - все, почему-то, делали вид, что всё ок и спрашивали какие-то поверхностные вопросы о погружении в роли, о подготовке к спектаклю, выборе материала и т.д.

Очень интересно почему никто не сказал, что это пошло и безвкусно. У меня даже закралась мысль, что это я один ничего не понимаю в современном искусстве, что я один этакий ретроград и любитель «нафталина». И моя мысль ещё больше крепла когда удалось перекинуться парой фраз с товарищем после окончания пресс - конференции. Он вышел из гримёрки вдохновлённый и, улыбаясь, спросил у меня - ну как? Впечатляет? А я и не знал что ему ответить. Не хотелось обижать его поэтому я спросил что это всё означало? Какую мысль пытались донести режиссёр, художник и актёры?

В Большом театре
В Большом театре

И он начал вдохновенно и с горящими глазами рассказывать про проблемы взросления и осознания себя, про отцов и детей, про закоренелые устои и много про что ещё. Но я совсем этого всего не увидел. Спросил его - а не неловко ли ему снимать штаны при зрителе?, а он даже оскорбился. Говорил что это искусство, и ради него он готов почти на всё.

Он искренне верил в свою миссию и в то что занят истинным искусством. Никакого стыда и позора он не испытывал, а, наоборот, гордился своей ролью. И это заслуга режиссёра, который смог заразить своими идеями артистов, убедить их в великой цели постановки и зажечь им глаза. Можно долго спорить и обсуждать что является искусством, а что нет, но я давно понял, общаясь с коллегами и смотря спектакли, что очень многие артисты убеждены что они заняты в самом настоящем искусстве, даже когда играют откровенную пошлятину и чернуху. При этом, я встречал артистов, которым жутко стыдно играть в подобных постановках, но они боятся отказываться, ведь можно потерять работу и доход.

У всех людей очень разное понятие позора. Для меня позор - это халтура и когда я не понимаю что я делаю, когда сам для себя не могу оправдать происходящее. Один режиссёр требовал от меня в спектакле ходить по кругу и материться. Он не смог объяснить мне зачем это нужно, какая цель у моего героя, что это означает. Просто требовал делать и не задавать вопросов. А мне неловко, стыдно и плохо от того, что я не понимаю ничего. Тоже боялся работу потерять и делал, но в душе испытывал позор и боль. И, думаю, зрителю всегда видно, что актёру неловко.

Евгений Стычкин в спектакле «Норма». Смотрел и было так его, почему-то, жалко. Не покидала мысль - как хороший артист мог согласиться это играть?…
Евгений Стычкин в спектакле «Норма». Смотрел и было так его, почему-то, жалко. Не покидала мысль - как хороший артист мог согласиться это играть?…

А сейчас я понимаю что не стоит всегда на все сто процентов доверять режиссёру. Иногда мы - артисты становимся инструментом выражения больных фантазий и мерзости. Опытный манипулятор может даже думающих артистов обаять своей идеей и представить мерзость, как великое искусство. Но это большая подстава для артиста. Так походишь с горшком, и можно навсегда потерять своего зрителя.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!