Найти тему
5 Колесо

Дорога жизни: как водители работают и выживают на сибирских зимниках

Две трети территории России занимает зона вечной мерзлоты. Именно здесь популярны зимники — временные дороги в тайге, действующие обычно с декабря по март. Пользуются ими нефтяники, газовики, заготовители леса, промысловики. Каждый зимник уникален и неповторим, а работа здесь сродни маленькому подвигу!

Основные знаки на переправе через реку — запрещающие.
Основные знаки на переправе через реку — запрещающие.

Немного истории

Из 195 стран мира Россия занимает пятое место по протяженности сети автомобильных дорог — перед пандемией 2020 г. их было 1 553 663 км. Много это или мало — полтора миллиона километров? На первом месте находятся США (7,15 млн км), на втором — Индия (5,9 млн км), на третьем — Китай (свыше 5 млн км), на четвертом — Бразилия (1,76 млн км). В числе стран-миллионников — Япония (6‑е место, около 1,3 млн км), Франция (7‑е место, около 1,1 млн км), Канада (восьмое место, более 1 млн км). У всех остальных стран сеть автодорог скромнее.

Дух зимника чувствуется еще на подъезде: кругом тайга, безбрежный океан снега и поблизости ни души!
Дух зимника чувствуется еще на подъезде: кругом тайга, безбрежный океан снега и поблизости ни души!

Сколько у кого зимников — никто не считал, но бытует мнение, что русские зимники — одни из самых суровых и длинных. Известно, например, что в Якутии около 20 арктических и северных районов соединены между собой зимниками суммарной протяженностью около 7 тыс. км. Как ни крути — это более половины (60 %) всей дорожной сети региона, по которой доставляют 80 % всех грузов местного назначения. Востребованность сезонных дорог колоссальная, ведь только для перевозки одной буровой требуется от 150 до 210 машинорейсов! А кроме нефтегазового оборудования существует внушительный перечень других грузов.

Расстояния здесь недетские, и их еще нужно преодолеть!
Расстояния здесь недетские, и их еще нужно преодолеть!

В царской России под термином «Зимник» понимали санный путь, проложенный по снегу, льду, замерзшим рекам и болотам. В ХХ веке слово приобрело иной смысл, поскольку было связано с обустройством временных дорог для движения автомобилей и тракторов. Если на заре коммерческих перевозок их прокладывали вручную, с помощью волокуш и нехитрых приспособлений на конной тяге, то спустя десятилетия в ход пошли грузовики, грейдеры, катки и другая спецтехника.

Даже на безлюдной дороге исправная светотехника, без преувеличения, — залог безопасности.
Даже на безлюдной дороге исправная светотехника, без преувеличения, — залог безопасности.

Название Зимник носят четыре деревни в Беларуси, два района и девять поселков в России. Однако у большинства людей это слово ассоциируется с временной (сезонной) автомобильной дорогой без специального покрытия, функционирующей только в самое холодное время года.

Оранжевый огонек проблескового маячка как путеводная звезда: предупреждает о движении автопоезда.
Оранжевый огонек проблескового маячка как путеводная звезда: предупреждает о движении автопоезда.

Самый известный зимник в нашей стране — проложенная по льду Ладожского озера Дорога жизни с «Большой земли» к блокадному Ленинграду. А наиболее длинный (120 км) и самый северный в России прокладывают по замерзшему морю от Певека до села Айон. Самые востребованные зимники — сибирские, в районах добычи сырой нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Кроме Сибири зимники используют на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, где есть потребность в вывозе леса, перевозке оборудования, доставке продуктов питания и прочих грузов.

Малейшая ошибка при управлении автопоездом — и ты уже на обочине, а то и в кювете, откуда выбраться без посторонней помощи невозможно.
Малейшая ошибка при управлении автопоездом — и ты уже на обочине, а то и в кювете, откуда выбраться без посторонней помощи невозможно.

Не путать с постоянными шоссе!

Иногда непосвященные люди сравнивают зимники с постоянными автодорогами в суровом климате, что в корне неверно. Это, как говорят одесситы, две большие разницы или четыре маленькие. Любое сравнение некорректно.

Например, построенное в 1974 году шоссе Dalton на севере Аляски предназначено для обслуживания нефтепровода Trans-Alaska. На этом сходство с зимником заканчивается. У дороги длиной 666 км, берущей начало в 134 км от Фэрбанкса на пути в сторону Северного Ледовитого океана до Дедхорса всего три города. На русских зимниках чаще всего никаких поселков, не то что городов, нет. И проезжая часть — укатанный снег или намерзший лед, а никак не морозостойкий асфальт. Самая низкая температура здесь достигает минус 32 градуса по Цельсию, а в Сибири или на Крайнем Севере нередко за –40 ˚С.

Весной лучше всего осуществлять движение ночью, когда нет переходов температуры воздуха через ноль.
Весной лучше всего осуществлять движение ночью, когда нет переходов температуры воздуха через ноль.

Не сравнятся с русскими зимниками проложенное в 1749 году шотландское шоссе Cairnwell Pass между Гленши и Бремором. В этом же ряду Arjeplog в Заполярной Швеции со среднегодовой температурой –20 ˚С. Даже самое холодное в России Колымское шоссе, построенное в зоне вечной мерзлоты с зимними температурами до –50 ˚С, никакой не зимник. Хотя, на пути между Магаданом и городом Нижний Бестях в Якутии есть немало общего с классическим зимником. Здесь даже водка в стеклянной таре замерзает!

Лес-кругляк — один из видов коммерческих грузов, которые доставляют по зимникам.
Лес-кругляк — один из видов коммерческих грузов, которые доставляют по зимникам.

Что может частично сравниться с сибирским зимником? Пожалуй, только шоссе McMerdo в Антарктиде. Путь длиной 1600 км от американской станции Мак-Мердо до острова Росс, к станции Амундсен-Скотт, проходит через шельфовый ледник. Впрочем, не станем преувеличивать: Южный Полюс и Сибирь-матушка — не одно и то же.

Народная мудрость гласит: «Что русскому хорошо — то немцу смерть!» Применительно к сибирскому зимнику можно сказать, что это «капут» любому иностранцу, не приспособленному к жизни и работе в суровых дорожно-климатических условиях. Один из иностранцев после проезда по зимнику так рассказывал внукам о своем вояже: «Ваш дедушка побывал в Сибири и живым оттуда вернулся!»

Снега в Сибири — завались: накапливается выше человеческого роста!
Снега в Сибири — завались: накапливается выше человеческого роста!

Конечно, трудно себе представить европейца, ремонтирующего грузовик при минус тридцать за бортом. Невозможно вообразить его и меняющим (а уж тем более бортирующим!) на морозе спущенное колесо. А русские дальнобойщики выполняют и не такое! Тем не менее, перевозки по зимнику по плечу и не каждому соотечественнику.

Сибирский зимник — это суровая школа естественного отбора: слабакам и неумехам здесь не место!
Сибирский зимник — это суровая школа естественного отбора: слабакам и неумехам здесь не место!

Помимо прочных навыков, технических знаний, стальных нервов и доброго здоровья нужно иметь силу воли и кое-что еще. Не зря знатоки называют профессию сибирского дальнобойщика школой естественного отбора. Здесь, конечно, не Земля Санникова, но принимает она далеко не каждого, независимо от наличия прав категории C, CE и продолжительности стажа вождения!

На бумаге и в жизни

Не стоит думать, что зимники — это какая-то своевольная партизанщина. Ничего подобного! Существуют нормы, предписывающие оборудовать зимник с двухсторонним движением шириной полосы 3 м каждая при достижении снежного покрова высоты 10 см и более. Допускаются однопутные участки с полосой шириной проезжей части 4,5 м и «карманами» для разъезда длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м.

В морозный день верхний выхлоп седельного тягача издалека создает эффект движения паровоза.
В морозный день верхний выхлоп седельного тягача издалека создает эффект движения паровоза.

Делается это для того, чтобы разминуться могли не только одиночки, но и сцепки. Расстояние между такими точками не произвольное, а четко оговоренное: на равнинной местности — не реже, чем через каждые 500 м, в горной или сильно холмистой — на удалении прямой видимости встречного транспорта.

Максимальный ездовой комфорт у водителя тогда, когда солнце светит не в лицо, а «в спину».
Максимальный ездовой комфорт у водителя тогда, когда солнце светит не в лицо, а «в спину».

В действительности бывает по-разному. Однако рассказы про то, что кто-то, упершись во встречный грузовик, потом пятился задним ходом 20, а то и 20 км — вранье. Не имеют ничего общего с действительностью и россказни про то, что кто-то съехал в снег и утонул или гнал, как по автобану. И то, и другое — что называется, «сказки Венского леса». Даже на самом совершенном и безупречном зимнике нельзя двигаться со скоростью больше 70 км/ч, а чаще всего есть ограничения на уровне 40 км/ч и даже меньше.

Иногда на маршруте встречаются самодельные знаки: перевозчикам некогда ждать, пока появятся стандартные!
Иногда на маршруте встречаются самодельные знаки: перевозчикам некогда ждать, пока появятся стандартные!

Снега зимой здесь порой выпадает столько, сколько многие в своей жизни никогда не видели. И поскольку вокруг всё белым-бело, практикуется установка ориентиров в виде вертикальных красно-белых вешек. На прямых участках их втыкают в грунт через каждые 50–100 м, а в поворотах, на закруглениях и кривых — через 20–30 м. Иногда снега столько, что вешки заносит снегом если не целиком, то почти по самую макушку.

Каждый уважающий себя дальнобойщик в таежный рейс обязательно берет стальные цепи противоскольжения.
Каждый уважающий себя дальнобойщик в таежный рейс обязательно берет стальные цепи противоскольжения.

Особого внимания удостаиваются ледовые переправы. Очень часто их укрепляют путем вмораживания в лед скрепленных межу собой круглых бревен. А на участках, где требуется повышенная несущая способность, под временным дорожным полотном дополнительно нятягивают продольные и поперечные стальные тросы. Потом на стальную сетку укладывают толстые доски и проливают водой. После ее замерзания получается мощная ледяная подушка. В таком виде зимняя переправа может выдерживать автопоезда полной массой до 100 т и более!

Предупреждение о том, что впереди ледовая переправа, устанавливается задолго до подъезда к ней.
Предупреждение о том, что впереди ледовая переправа, устанавливается задолго до подъезда к ней.

Правда, следует внимательно отнестись к частоколу дорожных знаков «высаженных» перед таким «мостом». Они указывают время работы переправы, устанавливают допустимый вес транспортного средства, четко обозначают дистанцию между автомобилями, предельную скорость движения и приоритет проезда. Игнорирование требований может стоить не только денег в виде штрафа, потери транспортного средства и груза при проваливании под лед, но и жизни.

Частокол дорожных знаков выдает всю нужную информацию по ограничению веса, допустимой скорости, минимальной дистанции и т. д.
Частокол дорожных знаков выдает всю нужную информацию по ограничению веса, допустимой скорости, минимальной дистанции и т. д.

SOS вне цивилизации

Сибирский зимник — это не маршрут для путешествий расслабленных туристов, не место для изнеженных натуралистов и инфантильных «зеленых». Это суровая реальность для закаленных русских мужиков на заработках за баранкой тяжелых грузовиков, многотонных автопоездов, импортной и отечественной спецтехники.

На крутых подъемах и спусках, и особенно на перевалах, без цепей обычно не обойтись.
На крутых подъемах и спусках, и особенно на перевалах, без цепей обычно не обойтись.

Любителям приключений и настоящих испытаний тут самое место. В глухой тайге не работает сотовая связь, нет комфортабельных отелей, оборудованных трак-стопов и хотя бы деревянных «нужников». Нет и уютных придорожных кафе с объявлениями на линии выдачи готовых блюд вроде «Половинки супа и борща не наливаем», «Второе выдаем полными порциями». Здесь даже горячий чай или кофе можно найти только в термосе дальнобойщика.

Постоянные покорители таежных дорог — бескапотные «Уралы».
Постоянные покорители таежных дорог — бескапотные «Уралы».

На зимнике отсутствуют эвакуаторы и, в случае чего, рассчитывать на стороннюю техпомощь фактически не приходится. Хотя, в теории, на 150 км зимника должен быть хотя бы один стационарный ремонтный участок. Конечно, в крайнем случае коллеги по профессии придут на выручку, но надевать цепи на ведущие колеса или разогревать застывшее в картере моторное масло за вас никто не станет. Вот выдернуть из сугроба или ямы — другое дело: это всегда пожалуйста!

Традиционные «Урал-4320» здесь присутствуют в множестве модификаций, с различными кузовными надстройками.
Традиционные «Урал-4320» здесь присутствуют в множестве модификаций, с различными кузовными надстройками.

Причиной поломки или отказа техники может стать все, что угодно: низкие температуры, высокая влажность, некачественное топливо, высокие вибрации, механическое воздействие и банальный перегруз. Правило «бери больше — вези дальше» точно не про сибирский зимник. Прямо перед нами хрустнула и разломилась задняя ось бортового полуприцепа. Оказалось, что максимальный вес превысил нормативный более чем на две тонны. Критичным оказалось попадание в ямку и ее проезд на высокой скорости.

Результат перегруза в большинстве случаев предсказуемый. Например, здесь это разломившаяся ось полуприцепа.
Результат перегруза в большинстве случаев предсказуемый. Например, здесь это разломившаяся ось полуприцепа.

Сибиряки горевали недолго: тут же связались с базой, запросили помощь. Прибывший на место замдиректора компании по транспорту организовал перегрузку труб на один автопоезд, а сломанный полуприцеп — на другой. Глядя на его уверенные действия, было понятно: выполнять вызов SOS ему не впервой. Вообще нужно констатировать: средняя продолжительность жизни любой техники на зимнике невелика. Да что говорить о брошенной технике, когда бесхозными остаются целые стоянки! На одной из них было расположено ржавеющее нефтехранилище компании «Юком», на другой — комплексный пункт содержания подъездных путей.

Вышедшая из строя техника обычно подолгу ждет сложного ремонта или дальнейшей участи.
Вышедшая из строя техника обычно подолгу ждет сложного ремонта или дальнейшей участи.

По негласным правилам, через каждые 30–40 км глухих направлений для проезда транспорта в тайге должны быть пункты обогрева и запасы еды на экстренный случай. В нашем рейсе такие пункты в виде деревянных домишек оказались заколоченными или необитаемыми. Действующим был только маленький сруб — домик охотника и «схрон» с продуктами. Последний представляет собой «курятник», поднятый на несколько метров над землей с приставленной деревянной лестницей. Сделано это для того, чтобы припасы не съели звери. И, по устоявшемуся джентльменскому правилу, никто без крайней надобности на чужое добро не зарится. Припасы-то на крайний «пожарный» случай, а когда он наступит — предугадать никому не дано.

Ну а как мы проехали по настоящему зимнику, и что увидели в дороге, подробно расскажем в следующий раз.

Что еще почитать:

Современная кабина и 470-сильный мотор: чем интересен тягач «Валдай 45»

Тест первого российского электрогрузовика EVM Pro

Проехал на обновленном УАЗ «Профи» с ГБО: делюсь впечатлениями