Найти в Дзене
Истории тётушки Юлии Рысь

Пирамида Маслоу и контент сомнительного содержания

Это статья — мой эксперимент. Немногие постоянные читатели знают, что я стараюсь избегать хейта. Хотя мне самой досталась доля предупреждений: Так статьи из цикла Крым мистический. Пост-апокалиптическая атмосфера заброшек — получила статус политического контента, который не может монетизироваться. А черновой вариант книги Непрошеный дар. Глава 3. Ведьмино отродье — заработал предупреждение за "язык вражды". Мне очень долго пришлось разбираться с тех.поддержкой, чтобы доказать, что "я не верблюд" и статья носит ознакомительный характер с достопримечательностями Крыма, а черновик главы — литературное произведение. Некоторое время спустя все предупреждения с канала сняли, но, как говорят в Одессе: "осадочек остался"! Ведь показы и "недополученную прибыль" мне никто и не думал возмещать. Впрочем не об этом. Дзен всегда отличался загадочным поведением по отношению к каналам и их авторам, об этом я упоминала ни раз. В последнее время ситуация усугубилась тем, что рекомендательный алгор

Это статья — мой эксперимент. Немногие постоянные читатели знают, что я стараюсь избегать хейта. Хотя мне самой досталась доля предупреждений:

Так статьи из цикла Крым мистический. Пост-апокалиптическая атмосфера заброшек — получила статус политического контента, который не может монетизироваться.

А черновой вариант книги Непрошеный дар. Глава 3. Ведьмино отродье — заработал предупреждение за "язык вражды".

Мне очень долго пришлось разбираться с тех.поддержкой, чтобы доказать, что "я не верблюд" и статья носит ознакомительный характер с достопримечательностями Крыма, а черновик главы — литературное произведение.

Некоторое время спустя все предупреждения с канала сняли, но, как говорят в Одессе: "осадочек остался"! Ведь показы и "недополученную прибыль" мне никто и не думал возмещать. Впрочем не об этом. Дзен всегда отличался загадочным поведением по отношению к каналам и их авторам, об этом я упоминала ни раз.

В последнее время ситуация усугубилась тем, что рекомендательный алгоритм подсовывает в ленту всякую... скажем культурно, откровенную пошлятину и желтуху. На одном из каналов, посвященных блогингу, автор привёл свои доводы и предположения. С некоторыми гипотезами я была согласна, некоторые смущали... Я не высказывала своего мнения, потому что в моём представлении пазлы не сложились в картинку.

Так видит желтую прессу нейросеть Kandinsky 3.0
Так видит желтую прессу нейросеть Kandinsky 3.0

А сегодня, когда я в очередной раз делала резервную копию своих черновиков, залезла в совсем уж архивные материалы, датируемы 2011 годом. На глаза попалась моя же статья о... рекламе! Да-да, о способах и методах, на которые идут рекламодатели, чтобы показать себя. И знаете, читая статью я поняла, что если заменить слово "реклама" словом "контент" суть статьи не изменится. При этом многое, по крайней мере для меня, объясняет.

Некоторые фразы из статьи я буду приводить без изменений, для наглядности.

Дисклеймер: моя теория не претендует на истину в последней инстанции. Я просто высказываю своё мнение с позиции опыта работы в журналистике и рекламе.

***

Говорят, что в любви и на вoйнe все средства хороши. И если рассматривать борьбу за потребителя полноценным рекламным сражением, то получается, что и рекламный продукт может носить любую окраску. Лишь бы заставить покупателя купить, носить, есть и пить… В общем, делать всё возможное и невозможное ради того, чтобы конечный потребитель сделал то, ради чего, собственно говоря, и затевалась рекламная кампания — купил продукт любыми правдами и неправдами. Так ли это?

С одной стороны, да. Дикая конкуренция, сопряженная перенасыщенностью рынка однотипными товарами и услугами, создает благоприятную среду для процветания Закона Джунглей. А в условиях Закона Рыночных Джунглей не до сантиментов — здесь уже каждый участник выживает, как может и как считает нужным. В джунглях рекламы можно врать не краснея, шокировать и ошарашивать, жонглировать сознанием и создавать сомнительные ценности, применять самые разные методы: агитацию, пропаганду и манипуляции.

С другой стороны, этически спорные рекламные приемы, проникающие на сознательном и бессознательном уровне в умы среднестатистического гражданина могут вызвать стрессы, сформировать ложные представления или, что совсем печально, запустить разрушающие личность факторы. В итоге на выходе мы получим откровенно зомбированного человека, который будет считать "чёрное белым" и наоборот... Но зато покорно потребляющий всё, что ему навязывает реклама!

Ну, или в нашем случае контент. А чем статьи и ролики отличаются от рекламы? Автор, как владелец своего творчества, имеет право его рекламировать. Причём совершенно бесплатно. Достаточно пройти простую процедуру регистрации и... вуаля, пара кликов и вы уже владелец своей собственной онлайн газеты. А уж, каким будет его персональное СМИ, человек пишущий в сети, тоже решает сам. Кто-то памятуя "Работницу", "Крестьянку" и "Сад и огород" пишет о быте. Другие превращают свой канал в мемуары и онлайн-дневники. Третьи — в кулинарную книгу... четвёртые и пятые тоже придумывают свой формат. Или как я — создают свою "Роман-газету". Выбор на самом деле огромен.

Кардинальное отличие канала от рекламы, пожалуй только в целевой аудитории. Точнее в том, что понятие целевой аудитории отсутствует как таковое. Человек может не повестись на рекламу новенького смартфона, и даже не обратить внимание на дорогой агрессивный ролик букмекерской конторы... А прочесть статью, или посмотреть видяшку может. Для этого и иметь много не надо. В случае с текстовым форматом досточно уметь читать русским по белому, а для просмотра видео-контента обладать зрением. Всё!

А дальше автор пишет, читатель потребляет контент, выбирая то, что ему интересно. Со спросом и предложением тоже просто, если вспомнить Пирамиду потребностей Маслоу.

Для справки: моя девичья фамилия — Маслова. В связи с этим декан надо мной постоянно подтрунивал, спрашивая: "Юля, а Вы в курсе, что об этом говорил ваш известный однофамилец"? И мне приходилось вспоминать цитаты Маслоу..."
Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Пирамида потребностей неспроста изображается в форме треугольника с широким основанием — в самом низу, находятся базовые нужды, которые волнуют ВСЕХ без исключения. Хотите лайфхак по контенту? Выбирайте любую тему, которая тем или иным способом будет "закрывать" базовую потребность по Маслоу и... успех вам гарантирован!

Не верите? Я расскажу подробнее на конкретных примерах.

— Физиология — сюда относятся все потребности живого организма: голод, жажда, отведение отходов жизнедеятельности и... продолжение рода.

Кулинарные рецепты, "умные" статьи на тему сколько нужно пить воды (чая, кофе, высокоградусных напитков), туалетный юмор, рассказы об отношениях полов в супружеской спальне и вне её (с интимными подробностями в красках и лицах, про чувства — см. ниже).

Все эти темы, всегда и во все времена будут читаться! Потому что все без исключения люди живут с учётом физиологических потребностей. Как-то я уже упоминала об этом в статье про итальянские ругательства:

В районе Неаполя (как и в Каталонии) можно купить на память фигурку какающего человечка. Испанский "caganer" [каганЕр] и итальянский "cacone" [какОнэ] — символизируют то, что все люди равны, потому что все ходят в туалет "по-большому": и королева, и нищий, и все остальные...

Перед физиологией все равны. Из свободных источников
Перед физиологией все равны. Из свободных источников

— Безопасность в иерархии потребностей находится выше, но всё равно относится к базовым. Каждому человеку присуще желание ощущать защищённость от внешних страхов и угроз.

Сыграть в контенте на чувстве безопасности можно по-разному. Например, можно рассказать человеку, как избавиться от страхов при помощи действенных методик. Или... надавить на сравнение: вот смотри, как кому-то в мире плохо, а тебе хорошо — ты сидишь в тепле, светле и мухи тебя не кусают. Да-да, люди смотрят ужастики и новости про всякие катаклизмы, чтобы понять, в какой же, на самом деле, безопасности они живут! Где-то там на другом краю планеты "бум-бах", а у нас... тихо!. Даже если и не сильно тихо, то всё равно лучше.

На этой базовой потребности построены все новостные ленты, пестрящие криминальными хрониками и сводками с полей. Сюда относится и феномен популярной в 90-х годах газеты "СПИД-Инфо".

— Принадлежность и любовь — об этой группе потребностей отлично говорят слова из песни:

Каждый хочет любить
И солдат, и моряк,
Каждый хочет иметь
И невесту, и друга.
© Автор текста Несмелов А., композитор Евзеров В.

С этим тоже всё просто, сюда можно отнести любой контент, проходящий под девизом "ты не один", "ты достоин любви и понимания".

В качестве наглядного примера, в Европе я узнала, что существует Клуб тех, кто терпеть не может укроп. Представляете, есть целое движение ярых противников этой специи. Мне было очень приятно узнать, что я не единственный человек, который не приемлет укроп на своей кухне. Также существуют Клубы противников кинзы. Если коротко, то на этой теме тоже можно писать статьи, которые будут интересны большинству. Хотя и существует риск нарваться на ярых оппонентов, которые будут готовы порвать вас в комментариях, как "Тузик тряпку" только за то, что вы посмели не любить (или любить) не тоже самое, что и они.

В этой же группе находится и любовь между полами, как высокое чувство, воспеваемое поэтами и романтиками. Здесь же и обратная (тёмная) сторона любви — ненависть, обман, предательство...

Стоит отметить, что чем выше по иерархии потребностей, тем целевая аудитория меньше. Условно говоря, если "процесс создания детей" нравится всем, то... любить партнёра, или проявлять родительские чувства по отношению к готовым детям уже... не всем интересно.

— Уважение и признание

К этой группе потребностей относятся тема славы, успеха, престижности и т.д. Тоже довольно обширная тема, хотя и людей, которые ею интересуются уже в разы меньше тех, кого интересует только базовые потребности.

— Познание

Ещё выше по иерархии и меньше по численности заинтересованных лиц относится тема знаний, умений и навыков. Вступая на стезю узконишевого канала нужно понимать все риски: желающих потребить контент меньше, а желающих обесценить любые ваши труды больше.

Две последние Высшие потребности господин Маслоу добавил уже на закате своей карьеры. По мнению отца-создателя до этих потребностей "дорастает" всего лишь 10 % людей. Возможно, сейчас их процент выше, если учесть, что первая идея была изложена Абрахамом Маслоу в работе "Теория человеческой мотивации" в 1943 году, когда уровень жизни был значительно ниже, чем у современников.

Так видит самореализацию нейросеть Kandinsky 3.0
Так видит самореализацию нейросеть Kandinsky 3.0

— Эстетика

Сюда входит стремление к красоте, поиск идеалов и смыслов жизни.

Тема спорная. Но не в плане нравственности и этики, а в плане понимания красоты и эстетики. Для кого-то период Ренессанса свидетельство культурного подъёма, а для кого-то "тётки" на полотнах Рубенса "толстые и страшные". Говоря о культуре вслух (да ещё и в онлайне!) важно понимать, что каждый комментатор будет рассуждать со своего уровня потребностей по Маслоу. Это раз. А два-с, то что эта тема тоже интересна узкому кругу лиц.

— Самоактуализация

Согласно теории мотивации Абрахама Маслоу это высшая ступень, до которой может подняться человек. Это смелость и ответственность за то, что человек хочет реализовать свои способности.

На мой взгляд все блогеры и авторы, которые в какой-то момент решились на публичную деятельность в Сети достигают этого уровня. Некоторые, перепрыгивая через ступеньки и пропуская важные этапы. Но об этом уже не мне судить.

В конечном итоге каждый для себя принимает окончательное решение сам. Кто-то предпочитает быть подлецом и трусом, который, спрятавшись за откровенно сомнительной контент, готов пойти на любые меры, чтобы обойти конкурентов. А кто-то готов выйти на рынок со своими продуктами с “открытым забралом”, чтобы честно заработать читателей "своим" товаром, а не созданием видимости положительного образа.

Быть, а не казаться

И в этом случае совершенно не важно в какой сфере вы работаете, вы можете писать о том, как осуществлять перевозку опасных грузов, заниматься разведением шиншилл в условиях тропиков или продавать косметику. Главное помнить, что каждый в ответе за “тех, кого приручил”. В данной ситуации за содержании контента несёт ответственность автор, а не платформа.

А если вас не читают, это не значит, что вы "плохой" писатель. Возможно, вы просто вышли за рамки потребностей рынка. А рынку всегда нужно одно — смотрите пункт про базовые потребности.

Так видит громкие заголовки нейросеть Kandinsky 3.0
Так видит громкие заголовки нейросеть Kandinsky 3.0

Ещё один пример из жизни. Когда-то я работала в журнале "Всё об охране труда". Мы, штатные и внештатные журналисты бегали по респондентам и брали "живые" интервью, чтобы написать полезную статью о том, как важно соблюдать режим труда, отдыха и безопасной жизни, но... Даже в самые лучшие годы наш журнал проигрывал "СПИД-Инфо" и прочим изданиям.

Выводы делайте сами! Как обычно, я просто хотела поделиться с вами мыслями и гипотезами. И как обычно, мыслЯ потекла и переросла в многА букаФФ текста.