Наслушавшись разнообразных отзывов, решился-таки посмотреть новый сериал «Золотой телёнок». Впечатление от просмотра, мягко говоря...
Но сперва небольшое предисловие.
Самой известной экранизацией знаменитого романа Ильфа и Петрова является фильм Швейцера 1968 г. с Юрским в главной роли.
Несмотря на великолепный актёрский ансамбль (Балаганов-Куравлёв, Паниковский-Гердт), высокий уровень режиссуры, фильм по сравнению с романом лично мне показался грустным. Как сказала кинокритика тех лет, что ж, посмеёмся в другой раз.
Хотелось формата комедии. Сбылось. В 1971 году вдоволь посмеялись при просмотре гайдаевских «12 стульев» — тот же Филиппов в роли Кисы многого стоил.
Оба романа о похождениях великого комбинатора являются классикой советского юмора. Поэтому и новая экранизация «Телёнка» ожидалась комедийной. Ну разумеется, с поправкой на то, что во второй части уже другой Бендер, недорезанный одичавшим компаньоном Воробьяниновым, и в силу этого помудревший.
Маловразумительную вольную интерпретацию 1993 года В. Пичула под названием «Мечты идиота» даже не хочется упоминать. Крылову с его фактурой надобно было играть Берлагу, но никак не Остапа.
Впрочем, отвлёкся.
Полную, без купюр, экранизацию (с Васисуалием Лоханкиным, Птибурдуковым, Варварой, художниками-авангардистами, другими яркими персонажами, не вошедшими в фильм Швейцера) в восьми сериях явила режиссёр-дебютант Ульяна Шилкина.
На главную роль был приглашён звёздный актёр Олег Меньшиков. Чего стоят такие блестящие роли как Костик из «Покровских ворот», обаятельный прапор из «Кавказского пленника», интеллектуально-аристократичный Эраст Фандорин из «Статского советника», Артеньев из «Моонзунда».
У звезды были все шансы блеснуть. Увы, в этой роли Муза господина Меньшикова не посетила, что прямо отразилось на качестве картины.
Став театральным функционером, некогда яркий мастер сцены, очевидно, утратил дух актёрства. Явил манекенное обаяние, непроницаемое лицо-маску. Напоминает уставшего от навязчивой публики сонного пресыщенного мэтра.
Остап Юрского был физически и творчески голоден, источал оптимизм, напор, бешеную энергетику, блеск в глазах — рисунок роли, максимально близкий к образу романа.
В противовес Юрскому, по силе темперамента новый Бендер равен мёртвому кавказцу. Редкие вспышки энергии Командора можно охарактеризовать фразой одного из героев романа Ухудшанского: «Падаете? Ну-ну...»
Меньшиков играет не О. Бендера, а самого себя. «Звездит». Этакий Актёр актёрыч. 50-летний Ромео. Либо Гумберт, вяло волочащийся за юной Зосей Синицкой. Нет энергетики борца: такой не то что миллион — полтинника не отнимет. Блестящий, афористичный текст проговаривает монотонно. Но в придачу много самолюбования, что очень напомнило одного из известных ведущих-шоуменов первого канала. Энергетика откровенно натужная. Остап с душком. И дело тут, наверное, не только в возрасте, хотя роль возрастная (Звезда старше своего литературного прообраза лет этак на 15).
Как сказал один из персонажей романа, «не выдержал очной ставки, подкачал». В данном случае, очной ставки со зрителем.
Ну хотя бы такой ключевой момент, как первое появление главного героя.
Харизматичный бродяга Юрского, отвязно дрыхнущий в зале на сеансе немого кино, запоминается сразу.
Вялый комбинатор Меньшикова, манерно шествующий по городку подиумной походкой, забывается через минуту (вот уж, действительно, нежно себя несёте, расплескать боитесь).
В восьми сериях, хоть и без купюр, явлено нечто тягомотное. И совершенно недопустимая отсебятина в финале, которой в романе и в помине нет (всё-таки, режиссёр-дебютант Шилкина — не Муратова и не Лиознова, чтобы так вольно править классиков).
Трудно определить жанр. Какая-то мыльная опера. Совершенно неинформативные и неуместные мультипликационные вставки на протяжении всего сериала. Убрать их — хуже не станет.
Впрочем, есть и неплохие находки. Органичен и более интересен, чем главный герой, Девотченко в роли подпольного миллионера Корейко. Конечно, далеко не Евстигнеев. Но эфемерного комбинатора переигрывает.
Об экипаже «Антилопы». Шура Балаганов искренен, но до Куравлёва явно не дотягивает. При этом нетипажен абсолютно, образу романа не соответствует. Какой-то Батхед из мультсериала.
Новый Паниковский с Гердтом несопоставим. Чтобы переиграть последнего, надо обладать как минимум равной харизмой. У неплохого, в общем-то, актёра Окунева таковой, увы, нет.
Сомнителен фактурно затмевающий Командора амбал в роли Козлевича.
Неплохи второстепенные персонажи: Семчев (бухгалтер Берлага) и Светин (зиц-председатель Фунт).
В то же время Полыхаев и Скумбриевич невнятны.
Михаил Ефремов в роли Васисуалия Лоханкина, пожалуй, любопытен. Но лишь потому, что из старого фильма вырезан Лоханкин-Папанов.
О «нежной и удивительной» — любви двух комбинаторов Зосе Синицкой. Новая Зося (Ольга Красько) яркую энергетику стильной Светланы Стариковой из старого фильма, увы, тоже не затмила...
Уж делать новую экранизацию — так помнить о высокой планке, заданной старой. Все деятели новой режиссёрской волны, берясь за ремейки либо новые экранизации, повторяют одни и те же ошибки.
Фильм не плох и не хорош. Он выхолощен. Формат неудачного театра одного актёра (очевидно, на него и делались ставки).
Острые афоризмы в устах героев этой актёрской команды «не стреляют», не работают.
Можно охарактеризовать сие творение, как разросшийся дипломный фильм дебютанта — задел на будущее. Ну так и надо было показывать его узкому кругу киноспециалистов, не тренируясь на массовом зрителе.
Как сказано в бессмертном романе, долой рутину с оперных подмостков!
Стоит ли ждать ещё одной экранизации...
Не знаю. Не думаю.
Во всяком случае, в обозримом будущем.
Не родились ещё таланты, способные переиграть Юрского, Гердта и Куравлева. И подняться до уровня режиссуры Швейцера.
В общем, рекомендую старую добрую постановку 1968-го.
Как говорил ещё один классик, у Бога добавки не просят.
victor для портала Alterlit.ru