Найти тему

Как работать над пониманием фразы при СМА и сенсорной алалии.

Оглавление

Есть нарушения речи, где красной нитью проходят серьёзные проблемы с пониманием слов и предложений. Степень нарушенного восприятия речи может быть разной. Самая сложная, которая в своей крайней форме вообще не даёт возможности вызвать у ребёнка реакцию даже на отдельные звуки речи, носит название "замыкательная акупатия". На эту форму нарушения речевого слуха впервые в своих работах указала Н. Н. Трауготт. Она по праву считается одним из основоположников логопедии. Считаю ученическим долгом упоминать иногда в статьях своих учителей, которые ввели меня в мир логопедии. Эти имена должны звучать обязательно.

С трепетом берегу книгу Натальи Николаевны Трауготт. В небольшой по объему работе "Как помочь детям, которые плохо говорят", Наталья Николаевна очень доступно объясняет сложнейшие термины, связанные с алалией. Мне невероятно повезло слушать её лекции. Это она приоткрыла нам, студентам, тайны алалии. Своих первых учеников я возила на консультации к Наталье Николаевне. Это было возможно, она никогда не отказывала. Бесценный опыт для молодого специалиста - наблюдать за работой Профессионала! Она учила каждым своим движением, прикосновением к ребёнку, словом, обращённым к малышу. Мне кажется, я забывала дышать во время этих встреч, боясь пропустить что-нибудь важное. Внизу фото разворота книги Н. Н. Трауготт.
Берегу, никому не даю в руки эту книгу!
Берегу, никому не даю в руки эту книгу!

При замыкательной акупатии зрительный образ предмета не связывается со звучащим словом.

Формируется ядро проблемы ещё до того, когда мы начинаем ждать от ребёнка первых слов. Ведь звуки речи (фонемы) начинают связываться со зрительными образами в возрасте появления "гуления" у младенца. Если фонемное восприятие грубо нарушено, то не происходит, как при нормальном онтогенезе, постепенное закрепление слышимых звуков с определёнными предметами. Начальные проявления замыкательной акупатии - это когда маленький ребенок не связывает рисунок губ мамы со звуками ее речи. (Не говорим сейчас о детях с нарушением зрения. У них образ предмета формируется без зрительного восприятия, за счет других органов чувств). Экстремальная степень нарушения речевого слуха характерна для сенсорной алалии. При сенсомоторной алалии (СМА), считается, что до замыкательной акупатии дело не доходит. Хоть и не сразу, но у ребёнка с СМА формируется ситуативное понимание речи. Это, без сомнения, хорошо. Но есть здесь не слишком приятный момент: привычка ориентироваться в понимании речи только на отдельные слова остаётся надолго. То же происходит и при сенсорной алалии. В процессе работы, дети с СМА и сенсорной алалией в конце концов выходят на фразовую речь.

Наступает момент, когда предложения становятся достаточно насыщенными лексически. Фонетическое и грамматическое оформление фразы таковó, что близкие ребёнка понимают его в большинстве случаев.

Но вот насколько он сам понимает развёрнутую речь окружающих? Нет сомнения, что ребёнок уже ориентируется в пространстве звучащей речи, но хотелось бы определить, насколько полно это происходит. Это не так легко установить.

Определению степени непонимания фраз мешают две причины:

1. Ребёнок с высоким уровнем интеллекта отлично приспосабливается к своим трудностям. Он ориентируется в окружающем настолько хорошо, что догадывается по мельчайшим невербальным подсказкам о смысле фраз, с которыми к нему обращаются.

2. Сами взрослые привыкают разговаривать с ребёнком особым образом. Голосом выделяются важные ключевые слова в предложении. Дети на это прекрасно реагируют, воспринимая слова, несущие логическое ударение, как организаторы смысла предложения.

Создаётся впечатление, что ребёнок полностью понимает обращённую к нему речь. Нужны особые тестовые задания, чтобы понять полноту восприятия смысла высказываний. Эти же дидактические приёмы становятся основой тренинга по воспитанию понимания обращенной устной речи.

Первый приём для развития понимания фразы

Вспомним комедию "Кавказская пленница." Слегка перефразирую реплику одного из героев: "То что нам мешает, то нам и поможет!"

Привык ребёнок опираться при понимании речи на выделенные логическим ударением слова? Отлично, используем приём изменения порядка слов в предложении, благо русский язык это позволяет.

Смещаем логическое ударение на то слово, с помощью которого хотим "запутать" ребёнка. Цель, конечно, не в этом. Наша задача: максимально повысить чувствительность системы восприятия именно к смысловой стороне речи.

На видео отлично разыгранный мамой Жени диалог, который смело можно назвать диагностическим. Настолько удачно сформированы описания картинок, что можно абсолютно точно оценить уровень понимания речи у Жени.

В ролике картинки для тренинга тоже показаны, но фото удобнее, поэтому смотрите галерею.

Привычка реагировать на ключевые слова очень прочная. Понадобится некоторое время, чтобы у мальчика пошла реакция на смысл фразы целиком.

Второй приём для развития понимания фразы

Он используется в возрасте старше 5,5 лет, когда уровень развития речи ребёнка можно будет соотнести с ОНР 3. Мы убираем все интонационные подсказки и наговариваем для ребёнка одно или два предложения, максимально убрав выразительность.

Монотонно, снизив все модуляции голоса, просим:

- Покажи убегающую от кошки мышку.

- Покажи догоняющую мышку кошку.

Заметили, тут появились новая для ребёнка часть речи - причастие. Причастия хороши для нас тем, что притягивают на себя основной смысл фразы, а дополнения "теряются" на их фоне, т. к. мы убрали из произношения логическое ударение. Остался его величество смысл в чистом виде! Нужно максимально вслушаться в слова, чтобы понять, о чем говорится в этих предложениях.

Приведу ещё примеры подобных фраз:

- Покажи идущий за грузовиком мотоцикл.

- Покажи уезжающий от мотоцикла грузовик.

- Покажи рисующего карандашом мальчика.

- Покажи рисующий карандаш у мальчика.

Третий приём для развития понимания фразы

Обязательно нужно в тренинги включать фразы, которые значат одно и то же, но смысл выражен за счет антонимов. Оба предложения верные по смыслу, но описывают картинку разными словами с антонимичным значением. Задаём провокационный вопрос: "Как правильно? Машина больше девочки, или девочка меньше машины." Правильно и так, и так!

Еще варианты таких предложений:

  • Самолет быстрее птицы или птица медленнее самолета?
  • Лимон кислее мёда или мёд слаще лимона?
  • Снег холоднее огня или огонь горячее снега?

Девочка меньше машины или машина больше девочки? Для начала найдите девочку!
Девочка меньше машины или машина больше девочки? Для начала найдите девочку!
Обращаю внимание на то, что фразы для тренинга не должны быть слишком длинные, до 5-6 слов, не более. Помним, что мы имеем дело с недостаточно сформированной системой восприятия речи, поэтому аккуратно дозируем нагрузку.

Разберите на занятии 2-4 фразы, больше не стоит, даже если ребёнку понравилось задание. На эмоциях он может сам проскочить момент, за которым следует переутомление. Тренинги нет необходимости форсировать, они и так хорошо работают. Чувствительность к смысловой стороне речи значительно повышается за 3-4 месяца работы с подобными предложениями. Достаточно пару раз в неделю тщательно разобрать несколько фраз. Ребёнок быстро привыкает быть "настороже". Сначала он становится более внимателен к смыслу предложений на занятиях, потом это умение переходит в жизнь.

При раннем начале работы с ребёнком с СМА или сенсорной алалией (от двух до 3,5 лет), можно со временем сформировать полноценное понимание устной речи. Хотя письменная речь всю жизнь будет восприниматься легче. Но это характерно для многих людей, у которых не было в анамнезе алалии. Поэтому я считаю, что ребёнок с этими диагнозами может выйти в полностью развитую связную речь, которая считается нормой.

Всем успехов в развитии речи!