(Исход 6)
В Исх. 6 рассказывается о новом начале избавления Израиля от египетского рабства. В первой попытке убедить фараона отпустить народ Моисей и Аарон потерпели неудачу: фараон отклонил их просьбу совершить Господу праздник и сделал жизнь для израильтян ещё труднее. Когда израильтяне пожаловались Моисею, он передал их сетования Господу.
Божий ответ на жалобы людей можно найти в 6:1–13. Вначале Бог заверил Моисея в конечном успехе миссии (ст. 1). Потом Бог повторил Своё имя, «Яхве», и велел Моисею напомнить людям завет, который Он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом. Благодаря этому завету Он услышал стенания еврейских рабов. Он избавит их, сделает Своим народом и введёт в землю ханаанскую (ст. 2–8). Однако израильтяне настолько пали духом, что слова Моисея их не утешили (ст. 9). Бог снова отправил сопротивляющегося Моисея к фараону с требованием отпустить Израиль (ст. 10–13).
На этом повествование прерывается, чтобы привести родословную левитов, рода Моисея и Аарона (ст. 14–27). После этого мы читаем, что Бог призвал Моисея освободить людей; но в ответ на Божий зов Моисей снова попытался уклониться от поручения, возразив, что он не умеет убедительно говорить (ст. 28–30). Божий ответ на это возражение мы читаем в главе 7.
БОГ ОТКРЫВАЕТ СВОЁ ИМЯ И ПОВТОРЯЕТ ОБЕЩАНИЕ
"И сказал Господь Моисею: «Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном. По действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей»" (Исх. 6:1).
Это был ответ Бога на вопросы Моисея из 5:22: «Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ этот?», «Для чего послал меня?» Бог, по сути, отвечал: «Подожди! Это ещё не конец истории; Я, в конце концов, избавлю Израиль, и ты сам увидишь, как Я поступлю с фараоном». Из Божьего ответа можно понять, что причиной, по которой Он позволил фараону воспрепятствовать первой попытке Моисея, было то, что по достижении Богом успеха станет очевидно, что фараон отпустил народ «вынужденно». Оглядываясь на это событие, люди не станут говорить: «Смотри, каким добрым царём был фараон. Он сжалился над нами и позволил уйти из Египта». Чем больше фараон будет противиться просьбам Моисея, тем больше славы обретёт Бог, когда Израиль, наконец, освободится от власти фараона.
В стихе 1 даётся практически дословный перевод еврейского текста. Действием «руки крепкой» Бог заставит фараона освободить Израиль. Фараону «настолько захочется, чтобы они ушли, что он сам прогонит их» (Современный Перевод).
"И говорил Бог Моисею и сказал ему: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем 'Бог Всемогущий', а с именем Моим 'Господь' не открылся им, и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак, скажи сынам Израилевым: 'Я Господь, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простёртою и судами великими. И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, выведший вас из-под ига египетского. И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь'». Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ" (Исх. 6:2–9).
В стихах 2 и 3 Господь снова, как и в 3:14, назвал Себя: «Господь [Яхве]». Он сказал, что патриархи знали Его как «Бога Всемогущего» («Эль Шаддай»; см., например, Быт. 17:1), но не как «Яхве». Трудность для толкователя Писаний составляет то, что слово «Господь» («Яхве») часто встречается в Бытии. Обычно патриархи сами называли Бога «Яхве». Как же тогда Бог мог сказать, что Аврааму, Исааку и Иакову Он не был известен как «Господь», то есть «Яхве»?
Согласно одной точке зрения (ложная «документарная гипотеза»), Пятикнижие было создано на базе четырёх древних источников. Считается, что в одном из этих так называемых источников (Документ «Э») потомки Авраама не называли Бога именем «Яхве» вплоть до времени Моисея. Более того, согласно этому взгляду, «Яхве» было имя Бога племени, к которому присоединился Моисей, когда бежал из Египта. Таким образом, во времена Моисея Богу, которому поклонялись патриархи, было присвоено имя «Яхве», имя бога кенеян.
Наиболее вероятно, Бог имел в виду, что отцам не было известно полное значение имени «Яхве». В древности имя было не просто способом идентификации человека. Ему также придавались важные значения, что-то говорящие о характере, месте или профессии человека, который носил его. В таком случае имя «Яхве» могло быть известно с самого начала, но его значение стало ясно только тогда, когда Яхве избавил Свой народ и установил с ними заветные отношения. Это имя не было новым, но во время исхода обрело новое значение, так как Яхве вступил в новые отношения со Своим народом, Израилем. «Яхве» было не только уникальным личным именем Бога, но и именем, отражавшим «отношения», — тем именем, которым Бог назвал Себя, устанавливая связь с людьми.
Как следует из книги Исход, знать Бога по имени «Яхве» не означало просто знать, что Бога Израиля зовут «Яхве». И египтянам и израильтянам уже было известно, что Бог Израилев звался Яхве. Одним назначением казней египетских было дать египтянам возможность «узнать» Господа. Например, в 7:17 Моисей заявляет: «Так говорит Господь: “Из этого узнаешь, что Я Господь”. Вот этим посохом… я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь». А в 10:2 Бог говорит, что совершил знамения среди израильтян, «чтобы вы знали, что Я Господь». Ни в том, ни в другом случае Бог не сказал: «Я совершил знамения, чтобы вы знали, что Я Бог». Значит, Он не имел в виду, что им нужно было знать, что Яхве существует, чтобы уверовать в Него или чтобы иметь возможность называть Его правильным именем. Он имел в виду, что им нужно было знать, кто Он, какой Он и что Он может делать, — чтобы начать или продолжать взаимоотношения с Ним.
Бог сказал, что у Него две причины избавить Израиль. (1) Он заключил завет с Авраамом, Исааком и Иаковом (ст. 4), и (2) Он услышал их «стенание» и «вспомнил» тот завет (ст. 5). Говорить, что Бог «вспомнил», не значит подразумевать, что Бог может забыть; это значит, что Бог решил действовать и Своими действиями благословить тех, кого Он вспомнил, в соответствии со Своими ранее открытыми намерениями.
Затем Бог велел Моисею объявить о Его намерениях народу, предварив сообщение словами «Я Господь» (Яхве). «Я Господь» — выражение, часто используемое в Исходе и во всём Пятикнижии. В каждом контексте, где встречается это выражение, оно является основанием для повеления, обещания или угрозы. В силу того, что Бог — Господь, что Бог — Яхве, с учётом всего смысла, содержащегося в этом имени, было что-то, что Израиль должен был сделать, какое-то обещание, на которое они могли положиться, или какая-то угроза, которой они должны были бояться. Имя «Яхве» говорит о сущности Бога. Если Бог, Яхве, такой, какой есть, то имеется определённый путь, которым должны следовать люди, и есть причина их успокоить или предостеречь. Имя «Яхве» отражает сущность, личность Господа; знать, что Господь есть Яхве, — это знать, что Собой представляет Господь.
В стихе 6 Бог велит Моисею объявить Его имя народу, чтобы они точно знали, кто избавляет их. В тот момент в истории им нужно было ещё многое узнать о Господе; вероятно, Божье объявление не придало им той уверенности, на какую можно было рассчитывать. Фактически, Бог сказал, что одной целью избавления было то, что впоследствии они узнают, «что Я Господь, Бог ваш, выведший вас из земли египетской, из-под ига египетского» (ст. 7).
Чтобы они узнали Его, Бог собирался вывести их из Египта, освободить от тяжкого труда, «избавить» от рабства и спасти «судами великими» (ст. 6). Он хотел принять их «Себе в народ» (ст. 6) и быть им Богом (ст. 7). Он планировал ввести их «в ту землю», которую обещал «Аврааму, Исааку и Иакову» (ст. 8). Стихи 6–8 намечают основные события в истории Израиля с этого момента и до вступления в Ханаан: (1) Бог освобождает Израиль из Египта (Исх. 1–18); (2) Бог делает Израиль Своим народом (Исх. 19—Левит); (3) Бог даёт Израилю землю (Числа—Иисус Навин).
Согласно стиху 9, Моисей пересказал Божью весть народу. Но вместо того чтобы вострепетать от нового слова от Бога и с воодушевлением воспринять Его дополнительное заверение, люди продолжали пребывать в унынии. Фараон сломил их дух. Он достиг своей цели (5:9). Казалось, что в состязании с Богом Израиля фараон побеждал!
БОГ СНОВА ПРИЗЫВАЕТ МОИСЕЯ
"И сказал Господь Моисею, говоря: «Войди, скажи фараону, царю египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей». И сказал Моисей пред Господом, говоря: «Вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? А я не словесен». И говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли египетской" (Исх. 6:10–13).
Очевидно, в унынии пребывали не одни только сыны Израилевы; упал духом и Моисей. Казалось, он забыл свой разговор с Господом у горящего куста (см. 3:12). Он снова прибег к старым отговоркам, но на этот раз для придания веса своим словам добавил ещё и свидетельство: «Даже мой народ не желает слушать меня. Как же Ты думаешь, что ко мне прислушается фараон? Я ведь уже говорил Тебе, что не умею убедительно говорить!» Согласно стиху 13, Бог ответил тем, что повторил Своё поручение Моисею и Аарону, опять сказав, что призвал их вывести «сынов Израилевых» из Египта.
РОДОСЛОВНАЯ МОИСЕЯ И ААРОНА
В этом месте повествования автор вставляет родословную Моисея и Аарона:
"Вот начальники поколений их: сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. Это семейства Рувима. Сыновья Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын хананеянки. Это семейства Симеона. Вот имена сыновей Левия по родам их: Гирсон, и Кааф, и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыновья Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыновья Каафа: Амрам, и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыновья Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их. Амрам взял Иохаведу, тётку свою, себе в жёны, и она родила ему Аарона, и Моисея. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь. Сыновья Ицгара: Корей, и Нефег, и Зихри. Сыновья Узиила: Мисаил, и Елцафан, и Сифри. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара. Сыновья Корея: Асир, Елкана и Авиасаф. Это семейства Корея. Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их. Аарон и Моисей, это те, которым сказал Господь: «Выведите сынов Израилевых из земли египетской по ополчениям их». Они-то говорили фараону, царю египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из Египта; это — Моисей и Аарон" (Исх. 6:14–27).
Сразу видно, что эта родословная не даёт полного перечня всех сыновей Иакова. Автор приводит имена сыновей Рувима, старшего сына Иакова, а затем имена сыновей Симеона, второго по старшинству. Потом приводятся имена сыновей Левия, третьего сына Иакова, и далее идёт родословная племени Левия. Автор ничего не сообщает о других сыновьях Иакова. Таким образом, можно сказать, что в Исходе приводится ограниченная родословная, сосредоточенная на колене Левия и, в частности, на роде Моисея и Аарона. Из этой родословной в стихе 20 читатель узнаёт имена отца Моисея (Амрам) и матери (Иохаведа).
Изучая родословную, мы не можем не задаться двумя вопросами. Первый — почему в середине повествования об избавлении Израиля от египетского рабства автор книги Исход прерывает его, чтобы вставить родословную?
Родословная вставлена между двумя фазами рассказа. О первой попытке Моисея убедить фараона отпустить народ рассказано в 4:27—6:13. Она закончилась неудачей; фараон торжествовал, а Бог продолжал настаивать на том, чтобы Моисей и Аарон избавили Израиль (6:13). Во второй фазе Моисей начинает всё сначала, почему автор и делает краткий обзор того, что было раньше. На этот раз усилия Моисея оказались успешными (6:28—12:51). Эта родословная явно нужна была для того, чтобы напомнить читателям, что эти вожди Божьего народа — потомки Левия, сына Иакова. Тогда было ещё важнее, чем теперь, знать, от кого человек ведёт свой род.
Была и другая причина вставить родословную в этом месте: сузить фокус повествования. Функция родословных в Бытии частично заключалась в том, чтобы сузить генеалогию человечества до линии Авраама, а затем линию Авраама сузить до Иакова, чтобы в центр внимания поставить семейство, через которое Бог собирался благословить мир. В Исходе одна родословная (если её можно так назвать) уже была представлена: «Вот имена…» (1:1–5). Тот отрывок обращал наше внимание на родоначальников колен Израилевых. Он отвечал на вопрос, что за народ вышел из Египта. Ответ — потомки сыновей Иакова. Родословная в главе 6 выполняет функцию, подобную функции списков, которые мы встречаем в Бытии. Кто из потомков, перечисленных в главе 1, избавил Израиль? Глава 6 отвечает и на этот вопрос: избавителями Израиля стали Моисей и Аарон, два потомка Левия.
Родословная в главе 6 также сосредоточена на тех израильтянах, которые должны были стать священническим родом. Так как родоначальником колена священников был Левий, родословная представляет его. Аарон был первым первосвященником, и потому родословная особое внимание уделяет ему и его семье, а не Моисею (имя Аарона стоит раньше имени Моисея). После Аарона акцент ставится на Елеазаре, преемнике Аарона на посту первосвященника. Наконец, в следующем поколении упоминается Финеес — явно потому, что позднее (по причине его ревностного отношения к Господу) Бог дал ему и его потомкам «завет священства вечного» (Чис. 25:13). То, что этот отрывок подчёркивает священническую роль Аарона и его потомков, не значит, как утверждают некоторые комментаторы, что он был написан автором (авторами) документа «Ж» позднее в израильской истории, потому что тогда было сомнение, какой род должен служить священниками. Даже во время странствия по пустыне, когда была написана эта книга, людям нужно было понимать важность Ааронова священства.
Относительно родословных в Исх. 6 Алан Коул пишет:
«Главная история будет продолжена в стихе 28. А сейчас повествование прерывается, чтобы более точно и подробно рассказать, кто такие Моисей и Аарон. Способом идентификации у евреев были родословные, в данном случае родословная отцов-родоначальников, начиная с Рувима, старшего колена. Она каждый раз возвращается к началу, пока не доходит до Левия, требуемого колена. Колена, идущие за ним, уже не упоминаются. Далее в племени Левия выделяется семейство Амрама и называются его сыновья, Аарон и Моисей… Остальная часть родословной имеет уклон в сторону священнической линии: в ней упоминается семейство Аарона с особым акцентом на третьем сыне, Елеазаре… и рождении Финееса. Это в Израиле, как можно видеть из Чис. 25:10–13, ортодоксальная священническая линия».
Другой вопрос, возникающий в связи с данной родословной, касается приведённых в ней чисел. В частности, Моисей был представителем только четвёртого поколения в роду Левия. Левий был отцом Каафа, Кааф — Амрама, Амрам — Аарона и Моисея. (Таким образом, Левий был прадедом Моисея). На первый взгляд, трудно понять, как 430 лет (согласно 12:40) могло съёжиться всего до четырёх поколений (ср. с Быт. 15:16) и как Израиль мог умножиться с семидесяти человек, пришедших в Египет с Иаковом, до двух миллионов, вышедших с Моисеем. Кроме того, текст говорит, что Левий жил 137 лет (ст. 16), Корей жил 133 года (ст. 18), а Амрам жил 137 лет (ст. 20). В совокупности они прожили 407 лет, что близко к тому отрезку времени, который Израиль провёл в Египте. Однако, когда Израиль пришёл в Египет, Левий был уже немолодым человеком, а Корей тоже пришёл в Египет из Ханаана (Быт. 46:6, 7, 11). Так как жизни сыновей и их отцов частично накладывались друг на друга, то годы, если воспринимать их буквально, нельзя просто складывать, чтобы определить продолжительность пребывания в Египте. Четыре поколения, скорее, составят сотню или, самое большее, двести лет, а никак не четыреста.
Наиболее консервативные комментаторы решают проблему, принимая, что в этой родословной, как и в других библейских родословных, пропущено несколько поколений. Арчер отмечает, что в родословной, приведённой в 1 Пар. 2:1, 4, 5, 9, 18–20, между Левием и Аароном насчитывается девять или десять поколений. Умберто Кассуто говорит, что ни здесь, ни в Бытии числа в родословных нельзя воспринимать буквально. Он предложил фигуральные значения этих чисел, сложив которые, он получил «период времени в 430 лет, что соответствует числу, записанному в [12:40]».
БОГ СНОВА ПОВЕЛЕВАЕТ МОИСЕЮ ГОВОРИТЬ С ФАРАОНОМ
"Итак, в то время, когда Господь говорил Моисею в земле египетской, Господь сказал Моисею, говоря: «Я Господь! Скажи фараону, царю египетскому, всё, что Я говорю тебе». Моисей же сказал пред Господом: «Вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?»" (Исх. 6:28–30).
Стихи, следующие сразу после родословной, вызывают вопрос: когда Господь говорил с Моисеем на этот раз? Проблема снова в повторении; 6:28–30 повторяет мысли из 6:10–12 с использованием практически тех же слов. Рассказывает ли автор в 6:28–30 о другой ситуации или о той же, что была описана в 6:10–12? Если о той же, тогда почему он посчитал необходимым повторить эту информацию почти дословно?
Пожалуй, лучше всего понимать 6:28–30 как начало новой главы в рассказе об избавлении. Предыдущая глава охватывала 4:27—6:13, стихи, которые от начала до конца можно прочитать как захватывающую историю. В ней рассказывалось о неудаче в миссии Моисея, но она вполне понятна. Затем между двумя частями истории идёт разделяющая линия в виде родословной в 6:14–27. Новая часть начинается с 6:28 и продолжается до 12:51; в ней автор рассказывает об успехе второй попытки избавления. Уолтер Кайзер пишет: «Многие считают, что этот раздел [6:13–30] “прерывает” повествование. Но само повествование подошло к поворотной точке. В 1:1—6:12 была установлена сцена, а теперь начинается главное действие».
В 6:28 Моисей указывает, что разговор с Богом происходил в Египте (не отрицая, что Он говорил с ним и на Синае), и сообщает, что «в то время» Он велел Моисею говорить с фараоном от Его имени. Очевидно, 6:10–13 и 6:28–30 описывают одно и то же событие; сообщение о нём является хорошим заключением к рассказу, заканчивающемуся в стихе 13, и подходящим началом новой истории, начинающейся в стихе 28. В тексте говорится, что Моисей снова заявляет об отсутствии у него красноречия. В следующей главе Бог решает проблему Моисея; по сути, это то же решение, что Он предложил ранее (4:14–16).
Интересно, что и в 6:12 и в 6:30 о своём неумении говорить Моисей сказал, назвав себя буквально человеком с «необрезанными устами», — идиома, явно означающая «не искусен в ораторстве» или что-то в этом роде. (В Современном Переводе «я очень плохо говорю»). Уилбур Филдс, наверное, прав, когда указывает, что выражение «необрезанные уста» означает «уста, не умеющие находить и произносить слова, необходимые для достижения нужной цели», как выражение «необрезанные сердца и уши» означает «уши и сердца, которые не в состоянии услышать и понять». Эта фигура речи передаёт ту идею, что быть «обрезанным» означает занимать низкое положение, не отвечать требованиям или быть нечистым, — взгляд, отражающий представление израильтян о себе как об «обрезанных», особо призванных и благословлённых Богом в противоположность «необрезанным» (всем остальным), лишённым такого благословения.