И тут учительница выдала:
— Да? Ой, я сама в этих окончаниях путаюсь, сейчас в интернете гляну.
Есть у меня племянницы, обе школьницы. Одна в седьмом, другая в четвёртом классе. Девочки обе умные, развиты не по годам. От них я и знаю эту замечательную историю.
Началось всё с того, что учительница по английскому у старшей племянницы, Вики, ушла в декрет. Это была трагедия буквально всей школы: учитель опытный, знающий, дети её очень любили. Ну что ж поделать. Стали с замиранием сердца ждать, кого дадут на замену. Две недели подгруппа просто посещала занятия у другого учителя, а потом им объявили, что с завтрашнего дня к ним придёт новый преподаватель.
Это оказалась молодая девушка. Очень молодая, лет двадцать. Но дело не в возрасте. Ребята сразу заметили, что она немного странно разговаривает и двигается. Сначала даже подумали, что человек недавно перенёс ковид, а русский - не её родной язык (внешность располагала к такому мнению). Ну да ладно, решили дети, главное, чтобы знания давала.
Первые уроки прошли в режиме знакомства, поэтому, кроме странной манеры речи и движений, ребята ничего больше не заметили. Яна Александровна, так звали учительницу, шла строго по учебнику, давала задания на чтение и перевод текстов.
Но на третьем уроке началась грамматика. Тема была лёгкая, повторение одного из времён, и дети этот материал уже знали от предыдущей учительницы. Никто не ждал подвоха, но вдруг, при разборе окончаний, Яна Александровна допустила ошибку. Потом вторую. Подгруппа сначала молчала, а затем Вика осмелилась уточнить:
- Яна Александровна, в этих окончаниях же согласная удваивается, так? И буква "уай" на "ай" заменяется.
Остальные поддержали девочку, и тут учительница выдала:
- А? Что? Да? Ой, я сама в этих окончаниях путаюсь, сейчас в интернете гляну.
Повисла неловкая пауза. Ребята не знали, как реагировать на такое, поэтому решили промолчать.
Думали, этим всё и ограничится. Мало ли, с кем не бывает, молодой преподаватель все-таки, может, просто переволновалась.
Но через несколько дней Вика опять принесла новость про учительницу:
- А наша Яна Александровна суши ест на уроке!
Я даже не поняла сначала. То есть как, прямо при детях?
Оказалось, да. Сидит за столом, ест суши руками, а потом ещё и пальцы облизывает. Немного непедагогично и негигиенично. Хотя дети и на это глаза закрыли. Главное, что не кричит на уроках.
Потом был диктант. Точнее, диктант оказался целой эпопеей. Яна Александровна сказала приготовить листочки, а сама начала открывать шоколад. Да, прямо там, на уроке. Сказала, как откроет, начнёт диктовать.
Мучилась она с несчастным продуктом минут пять. Дети даже помочь предлагали, на что получили довольно странный ответ:
- Нет, не надо мне помогать, а то ещё заберёте у меня потом шоколадку.
Забрать? У учителя? Такое ребята слышали впервые.
Правда, помощь потом всё равно понадобилась. Но не с шоколадом, а с диктантом. Оказывается, Яна Александровна не знала, как его проводить. Начала диктовать то на английском, то на русском, и вообще запуталась.
Дети и тут пришли на помощь. Класс у них дружный, понимающий. Одна из отличниц предложила провести диктант. Учительница с радостью согласилась. И, казалось бы, всё замечательно. Только после уроков ребят ждал неприятный сюрприз.
Зайдя перед уходом в свой класс, чтобы забрать оставленные там вещи, ребята столкнулись с выходящей оттуда Яной Александровной, а уже в кабинете - с рассерженной классной руководительницей.
Оказывается, учительница по английскому написала на них докладную за плохое поведение. А поводом стал проведённый ими же диктант.
Доказать, что они просто хотели помочь, а не буянили на уроке, дети не смогли. Да их, в общем-то, даже не слушали. Отчитали и отправили домой. Обидно, конечно, было очень. Но с учителем же особо не поспоришь.
Пару недель после этого события ничего не происходило. Но потом ребятам задали сочинение на дом. Тема для них была лёгкая, они писали подобное с предыдущей учительницей, поэтому в хороших оценках были уверены.
Каково же было их удивление, когда многие получили тройки или даже двойки за эту работу! Тут уже дети не выдержали и начали разбираться. Прямо на уроке, поэтому слышали все. Вот пара цитат.
- Яна Александровна, почему Вы убрали мне окончание множественного числа в предложении "Один из этих театров"?
- Ну так там же у тебя написано - один. Значит, надо единственное число.
- Но мы же и на русском, и на английском употребляем здесь слово "театр" во множественном!
- Ой всё, ну что ты пристал?
- Яна Александровна, а почему Вы мне вместо глагола "дрался" написали "думал" (на английском слова "thought" - думал и "fought" - дрался произносятся одинаково, но пишутся по-разному)?
- Ой, да я вообще замучилась придумывать тебе ошибки! Слишком грамотно написано!
Дети не знали, как реагировать. Вика рассказывала мне новости про учительницу по английскому несколько раз в неделю, но я тоже не понимала, что с ней не так. А потом всё прояснилось.
На родительском собрании классный руководитель довольно сильно ругала всю английскую подгруппу Яны Александровны. За всё. Буквально за само их существование. И тут прозвучала фраза:
- Яне Александровне и так тяжело, у неё ДЦП, у людей с таким диагнозом слабая психика, а дети сейчас очень жестокие, доводят бедного учителя!
Вот тогда всё и стало понятно. Все её странности в манере речи, поведение десятилетнего ребёнка (кстати, кроме поедания суши и шоколада, она ещё регулярно заказывала себе что-то в онлайн-магазинах прямо на уроке и обсуждала это с детьми), неумение построить правильную линию поведения и дистанцию между преподавателем и учащимися.
То есть у человека просто диагноз. Официальный. С которым она пошла работать в школу, к подросткам. До сих пор интересно, кто её вообще туда взял. Ведь, хоть классный руководитель и заверила, что мозг у Яны Александровны не затронут, всё её поведение говорит об обратном. Не говоря уже об отсутствии профессиональных навыков.
И нет, ни у меня, ни у моих племянниц и их родителей нет предубеждения относительно людей с ДЦП. Но только я не думаю, что все они могут работать преподавателями.
В конце учебного года Вика рассказала, что Яна Александровна у них больше вести не будет. Зато буквально в мае новой учительницей похвасталась младшая племянница, Алёна. Говорит, очень хорошая девушка, не кричит, ничего учить не требует, только стишки с ней на уроках слушаем и пятерочки получаем. А зовут эту учительницу Яна Александровна.