Найти в Дзене

Пикантный подтекст картины

Молодую кружевницу прерывает торговка птицами, которая предлагает свои изделия через витрину (1672-3)
Молодую кружевницу прерывает торговка птицами, которая предлагает свои изделия через витрину (1672-3)

Что именно происходит на картине художника Питера Корнелиса ван Слингеландта, казалось бы, понятно из названия: "Молодую кружевницу прерывает торговка птицами, которая предлагает свои изделия через витрину". Однако есть в ней и более перченый подтекст.

Питер Корнелис ван Слингеландт (20 октября 1640 – 7 ноября 1691) - голландский художник, писавший портреты и жанровые сцены. В Голландии 17 века птицы были весьма неоднозначным символом. Слово Vogel (птица) и vogeln (ловить птиц) было эвфемизмом, означавшим интимные отношения. Символом особого разврата считались воробьи, куропатки и особенно петухи. Были и другие пикантные символы, например, сброшенные детали одежды (особенно туфли), ракушки (особенно устрицы, которые предлагают дамам) и многое другое. Разумеется, все зависело от контекста, и не всякая устрица или туфля имела скрытый смысл. Обычно таких "маркеров" было несколько, и они были вписаны в соответствующий сюжет. На данной картине к ним добавлена статуэтка амура в правом верхнем углу, сброшенные туфли и корзина с грязным бельем. Исходя из этого, можно предположить, что торговка - на самом деле сводня. Девушка занимается рукоделием. Зарабатывали рукоделием относительно немного, поэтому молодые и симпатичные кружевницы или портнихи часто становились объектом интереса сомнительных дам. Некоторые могли не устоять перед искушением.

Подобные штрихи можно увидеть и на других картинах

Метсю, Габриэль "Подарок охотника "(ок.1658-1661) Рейксмузеум
Метсю, Габриэль "Подарок охотника "(ок.1658-1661) Рейксмузеум

Озорные сюжеты любил Габриэль Метсю. Мужчина преподносит даме куропатку. Дама сбросила туфли. На шкафу статуэтка Купидона.

Габриэль Метсю "Продавец птицы" (1662) Дерево (дуб), масло. 61,5 х 45,5 см
Дрезденское государственное собрание произведений 
искусства
Габриэль Метсю "Продавец птицы" (1662) Дерево (дуб), масло. 61,5 х 45,5 см Дрезденское государственное собрание произведений искусства

"Продавец птицы" тоже может быть не так прост. Более того, он мог предлагать не продать, а купить. Заяц тоже был фривольным символом.

-4

Пустая клетка была символом утраченной девственности. И это не говоря уж про петуха.

Разумеется, все зависело от контекста, и не каждый петух или заяц - символ распутства. Для этого должна быть комбинация символов. Птица в натюрморте или разгуливающая на птичьем дворе - просто птица.

о других подобных символах тут

#картина #живопись #искусство #художник #17век