Люди склонны недооценивать ситуацию. Обычно мы думаем, что действия человека обусловлены какими-то внутренними факторами - генами, гормонами и т.п. Однако социальные психологи давно установили, что может гены с гормонами и влияют, но вот работа их в немалой степени зависит от ситуации.
Например, давайте возьмём старшеклассников (17-19 лет, американцы) и поместим их в однополые или разнополые группы. А потом спросим, насколько им важно зарабатывать больше денег в будущем. Что мы увидим?
Что присутствие присутствие девочек вызвало заметный рост важности больших заработков [1].
Ещё раз. Когда мальчики видели в комнате только других мальчиков, они оценивали важность больших заработков средне. Но если в комнате были девочки, то важность больших заработков подскакивала (кстати, у девочек такого эффекта не было).
В другом эксперименте студентам и студенткам показывали рекламу либо с привлекательными девушками и парнями (соответственно), либо с пожилыми женщинами и мужчинами [2].
И вы уже догадались - когда студенты видели рекламу с привлекательными барышнями, они больше задумывались о своих амбициях и доходах. Студентки в то же время размышляли о своей привлекательности.
Оно и понятно - дело-то молодое. Парни видели девушек на экране, задумывались о свиданиях, затем размышляли о пожеланиях женщин и, следуя традициям, полагали, что деньги женщинам важнее всего.
А девушки видели парней, задумывались о свиданиях, затем размышляли о пожеланиях мужчин и, следуя традициям, что внешность мужчинам важнее всего.
Кстати, в этом исследовании, что доброта и интеллект равно важны и студентам, и студенткам.
Причём в обоих экспериментах люди не понимали, что подверглись влиянию ситуации и полагали, что «просто подумали об этом».
Конечно, ситуация не панацея, не она одна влияет, но недооценивать её крайне опасно. Лучше понимать, как на нас влияют различные ситуационные факторы и уметь хоть как-то взаимодействовать с ними.
Ваш 👍 поможет другим людям увидеть эту новость.
[1]. Roney, J. R. (2003). Effects of visual exposure to the opposite sex: Cognitive aspects of mate attraction in human males. Personality & Social Psychology Bulletin, 29, 393–404.
[2]. Li, N. P., Bailey, J. M., Kenrick, D. T., & Linsenmeier, J. A. (2002). The necessities and luxuries of mate preferences: Testing the trade-offs. Journal of Personality & Social Psychology, 82, 947–955