Найти в Дзене

Деньги как экономическая и правовая категория. Реферат.

Оглавление

Введение

1. Деньги как экономическая категория

2. Деньги как правовая категория

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. За свою историю человечество использовало различные виды денег. У одних народов роль денег выполняли меха и кожи, в других – зерно или скот. Это были преимущественно продукты массового производства, играющий решающую роль в экономике народов. Для того, чтобы стать деньгами, товар должен обладать специфическими свойствами: быть долговечным, делимым и редким. Наиболее идеально этим требованиям отвечали благородные металлы, из которых чеканились монеты. Сегодня монеты отошли на второй план, а главную роль стали играть бумажные и банковские деньги.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

В современной финансово-правовой науке все чаще встает вопрос о сущность денег как общественного явления, исследованию содержания этого понятия как категории публичного права, в частности, финансового, которое находится на новом этапе своего развития и должно решать задачи, поставленные требованиями времени и потребностями общества, что обусловливает актуальность исследуемой темы.

Целью настоящей работы статьи является определение содержания понятия "деньги" денег как экономической и правовой категория.

Исследование феномена "деньги" проводилось с давних времен до современности представителями разных сфер наук – философами, историками, экономистами, юристами. Каждый из них определял свой подход к определению сущности этого феномена и вложил свой смысл в категорию "деньги" с позиций науки, которую он представлял.

Определенные аспекты указанной тематики освещались в работах современных исследователей-представителей финансово-правовой науки, таких как: А.А. Гольдфарб, Е.Ю. Грачева, Р.Р. Зарипов, Ю.А. Кудрявцев, Н.А. Саттарова, Д.Н. Шурухнова, Н.Д. Эриашвили и других, которые указывали на денежный характер финансово-правовых отношений, но не ставили перед собой задачу определения содержания категории "деньги" как платежного средства с позиций финансового права.

С позиции экономики, деньги исследовались большим количеством ученых, в частности: А.М. Исмаиловой, В.Н. Сидоровой, А.М. Тавасиевым, Ю.С. Эзрох, Л.И. Юзвович и др.

1. Деньги как экономическая категория

Деньги – общественное явление, их появление и эволюция обусловлена возникновением и развитием товарного производства, они являются одним из важнейших элементов рыночной экономики.

Филогенетическая концепция эволюции денег выделяет два этапа в развитии хозяйственной системы общества: бартерная экономика и денежная экономика.

Термин "бартер" (от английского barter) означает меновую торговлю. Бартерная экономика пришла на смену натуральному хозяйству, в условиях которого продукты труда не имели свойств товара, потому что изготавливались только для собственного потребления. Для приобретения свойств товара продукт должен отвечать определенным условиям, он должен:

- производиться не для собственного потребления, а для продажи;

- удовлетворять определенные потребности, т.е. быть полезным для покупателя;

- иметь стоимость, которая выражает затраты, связанные с его изготовлением и признаны обществом, что подтверждается при купле-продаже.

При переходе к бартерной экономике именно стоимость давала возможность соизмерения товаров при их обмене. Мерой стоимости одного товара был другой товар или определенное его количество. При чистом бартере происходит непосредственный обмен редкими полезными товарами с переходом права собственности на них. В отличие от него торговый бартер предполагает регулярный прямой товарообмен. Бартерная экономика со временем перестала удовлетворять потребности общества и стала тормозить развитие товарного производства. Возникла необходимость в переходе от прямого обмена к косвенному. Появилась потребность в универсальном товаре, который охотно принимался каждым участником экономических отношений в обмен на предлагаемые товары и услуги. Таким товаром стали деньги, появление которых ознаменовало переход к денежной экономике.

Если первоначально роль денег первоначально выполняли животные, мех, зерно, в некоторых местностях даже ракушки, затем – металлы, преимущественно драгоценные, то впоследствии они были заменены на бумажные банкноты и монеты из простого металла или сплава.

Потребности рынка в обеспечении эффективного обмена и его требования к деньгам постепенно приобрели настолько важное значение, что состоялось разграничение естественной потребительской стоимости денежного товара, т.е. способности удовлетворять определенную потребность человека и его специфической потребительской стоимости как денег.

Следовательно, возникновение денег – это длительный эволюционный процесс, обусловленный стихийным развитием товарного производства и обмена. Такая трактовка происхождения денег получила название эволюционной концепции. Сейчас она считается наиболее достоверной и создает благоприятную базу для выявления сущности денег.

Из этого следует ряд важных выводов:

- во-первых, деньги по происхождению – это товар, но не просто товар, а носитель определенных общественных отношений, формирование которых обусловило выделение из широкого ряда обычных товаров одного – денежного;

- во-вторых, как результат длительного эволюционного развития товарного производства и рынка деньги сами не могут быть застывшим, раз и навсегда данным явлением, а должны постоянно развиваться как по сути, так и по формам существования;

- в-третьих, деньги не могут быть отменены или изменены соглашением людей или решением государства до тех пор, пока существуют адекватные деньгам общественные отношения, равно как и не могут быть "введены" там, где таких отношений не существует.

Признание эволюционной концепции происхождения денег не снимает вопрос о роли государства в их функционировании. Роль государства во внедрении денег проявляется в следующем:

- государство берет на себя обязательства предоставлять деньгам точно определенную форму;

- устанавливает контроль за созданием денег, т.е. чеканкой, фиксацией пробы металла, содержанием металла в денежной единице;

- вводит контроль за сохранением полноценности денег;

- определяет стоимость (ценность) денег и регулирует массу денег в обращении;

- предоставляет неполноценным деньгам силу законного платежного средства и принимает их, как платежи;

- проводит систему мероприятий по поддержанию массы денег на уровне потребности обращения при условии сохранения устойчивых цен.

В то же время государство не может считаться регулятором функционирования денег. Деньги – это продукт рынка. Это обусловлено следующими факторами:

- рынок вызывает объективную потребность в деньгах;

- рынок выдвигает устойчивые требования к носителю денежных функций. Государство должно создать такого носителя, который способен наиболее полно удовлетворять эти требования;

- количество денег в обращении определяется объективными закономерностями. Государство учитывает их в процессе регулирования количества денег в обращении.

Рубль – национальная валюта РФ. В оборот введено национальную валюту РФ рубль и его сотую долю – копейку. В обращении находятся:

- банкноты номинальной стоимостью 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 рублей;

- разменные монеты номинальной стоимостью 1, 5, 10, 50 копеек;

- оборотные монеты номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10 рублей.

Согласно марксистской теории денег, деньги выполняют следующие основные функции:

1. Функция меры стоимости заключается в том, что деньги являются материалом для выражения стоимости всех других товаров. Они служат своеобразным масштабом для сопоставления этих стоимостей. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. Ориентируясь на цену товара на рынке, покупатель сопоставляет ее со своими доходами, с ценой других товаров и делает выбор. Без денег как меры стоимости было бы невозможным принятие рациональных решений предпринимателями о распределении ресурсов и доходов, планировании выпуска продукции, развитии производства. Ведь именно цена ресурсов, вполне разных по физическим свойствам, позволяет определить полную себестоимость того или иного товара.

2. Функция средства обращения заключается в том, что деньги играют роль посредников при обмене товаров. Каждый раз, когда мы, приобретя товар, рассчитываемся деньгами, они выполняют именно функцию средства обращения.

3. Функция средства платежа означает, что деньги становятся средством оплаты долговых обязательств. Это происходит в том случае, когда между производителями возникают кредитные отношения – покупатель получает отсрочку оплаты полученного товара.

4. Функцию средства накопления (образования сокровищ) деньги выполняют тогда, когда они изымаются из сферы обращения и превращаются в сокровище. Такое накопление началось в эпоху, когда роль денег выполняло золото. Его начали хранить, чтобы застраховать себя от случайностей рынка. С развитием рыночных отношений и отменой золотого содержания денег, формами богатствами стали: недвижимость, ценные бумаги, произведения искусства и т.п.

5. Функция мировых денег. Развитие международных политических и экономических отношений обусловливает функционирование денег на мировом рынке.

Определенный период выпуск денег был стихийным, без влияния публичной власти. Но развитие экономики и потребности общества в надежной стабильной денежной единице требовали вмешательства государства в эмиссию денег, установление определенных правил их выпуска, защиту, обращение.

С началом правового регулирования указанных сфер деньги становятся не только экономической, но и правовой категорией. Более того, они становятся элементом государственности, средством обеспечения экономического суверенитета государства.

Основой денежной системы, как справедливо отмечает Н.А. Саттарова, являются деньги или денежные знаки, используемые в качестве общего эквивалента, универсального товара, которому присуще свойство общей непосредственной обмениваемости.

Кудрявцев Ю.А., Гладкова С.Б., Соловьева Н.Е. указывают на двойную природу денег, которые являются одновременно экономической и юридической категорией, и рассматривает деньги как государственные знаки, платежная сила которых гарантируется государством.

На публичный характер национальных денег указывают Д.Н. Шурухнова, Е.О. Бондарь, А.Г. Камасова. Из различных видов и форм денег указанные авторы выделяют валюту, подчеркивая ее уникальность как денежной формы, которая, по их мнению, заключается в том, что валюта не происходит эволюционно от товарных отношений и экономических теорий, а назначается государственным актом, они делают вывод, что валюту порождает не политическая экономия и производственные отношения, а публичное право – государственные общественные отношения в сфере денежного обращения.

Устанавливая в законе национальную валюту, государство обеспечивает ее функционирование путем законодательного закрепления за ней свойства быть законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны. Согласно же п. 1 ст. 75 Конституции: "днежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются". Т.е. национальная валюта РФ – рубль конкретизируется как единое законное платежное средство.

Следует поддержать позицию авторов, которые считают, что главной функцией денег, которая обеспечивает их идентификацию как таковых, является функция средства платежа. Действительно, в различных сферах правовых отношений, в том числе и финансово-правовых, благодаря этой функции осуществляются различные платежи. Так, при исполнении обязательств плательщиков по уплате налогов и других предусмотренных законом обязательных платежей предусмотрено их выполнения лишь в денежной форме. При использовании бюджетных ресурсов также используется функция денег как средства платежа, поскольку бюджетные обязательства распорядителей бюджетных средств исполняются в денежной форме.

Вместе с тем в финансово-правовых отношениях реализуются и другие функции денег, в частности, функции средств хранения и накопления средств. Проанализируем, в каких случаях и как именно это происходит.

Согласно законодательству, казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.. Кроме того, в государственных внебюджетных фондах хранятся и накапливаются в установленные законом обязательные отчисления до их использования. Использование функции денег как средства накопления имеет существенное значение в финансово-правовых отношениях, поскольку денежные средства, поступающие во внебюджетные фонды, накапливаются в них, создавая финансовые ресурсы государства и местного самоуправления, и служат для финансового обеспечения деятельности органов публичной власти и финансирования социально-экономических программ общегосударственного, регионального и местного уровня, выполнение которых иногда рассчитано на достаточно длительное время, значительно превышающее бюджетный год. Ни один из других финансовых инструментов (денежных суррогатов), не используется как средство накопления, т.е. выполняет не все, а лишь определенные функции денег и только в ограниченных случаях, что не позволяет относить их к деньгам как таковым.

Исследование правовой природы отношений, составляемых при осуществлении безналичных расчетов проводилось разными авторами, выводы некоторых из них являются достаточно спорными.

Н.Д. Эриашвили сделал вывод о том, что нельзя вести речь о необходимости выработки чисто юридической дефиниции денег, поскольку последняя, не будучи наполненной экономическим содержанием, может рассматриваться исключительно как фикция. В то же время, характеризуя деньги в финансово-правовом понимании как законное платежное средство следует отметить, что именно такое законное платежное средство является единственным возможным средством выполнения финансово-правового обязательства.

-2