Найти тему
Artemisia Studio

Панк-движение в графическом дизайне

Появление панк культуры неразрывно связано с музыкой. Когда в конце 60-х обычный рок-н-ролл уже считался поднадоевшей попсой, появился андеграундный панк-рок, вдохновленный грубым, сырым звучанием, позиционировавшийся на маленьких локальных площадках, дабы никогда
не стать мейнстримом. Главной отличительной чертой панков стала грубость, эпатажность, протестные идеологии, как ответ на нарочито идеализированный, коммерциализированный мир. Через моду, прически
и искусство они стремились вернуть общество к неприкрытой искусственным лоском реальности.

В начале 70-х панк-движение, как и любая субкультура, оставило свой след во многих скверах человеческой жизни. Не обошло оно стороной и современный графический дизайн. Конечно, в наши дни осталось только подражание данной субкультуре, так как зачастую отражается только «верхушка айсберга»: хаос, анархия, отсутствие условностей, индивидуализм — все это можно встретить в современном дизайне.

И все же стоит обратиться к истокам. Если взять за основу, что панк-движение, грубо говоря, — громкий и грубый ответ на чопорную реальность 60-70-х годов, то любая сфера культуры, в том числе и дизайн, поддерживая данную субкультуру, должна придерживаться такой же идеологии. Таким образом, следуя принципу «на любое действие имеется противодействие», появляется новая волна типографики — швейцарский панк. Она возникла как раз таки в ответ на строгие правила в швейцарском стиле: строгая сетка, минимализм— такая декларация стала своеобразным вызовом устоявшимся нормам и стандартам. В итоге каноны были вероломно нарушены, придав жесткой типографике экспрессии. Одним из ведущих представителей швейцарского панка является Вольфганг Вайнгарт. Его идеи заключались в игре с межстрочными интервалами, размерами и читаемостью шрифтов. Его работы вызывали контрастные эмоции у современников, провоцировали задуматься о взаимодействии между формой и содержанием.

Вольфганг Вайнгарт
Вольфганг Вайнгарт
Ян Чихольд Швейцарская типографика
Ян Чихольд Швейцарская типографика
Вольфганг Вайнгарт Швейцарский панк
Вольфганг Вайнгарт Швейцарский панк

Одним из последователей Вайнгарта является Дэн Фридман — преподаватель и графический дизайнер. Проекты, которые он давал своим студентам очень схожи по духу с экспериментальным подходом Вольфганга Вайнгарта. Например, они должны были составить композицию, используя только текст, взятый из газетного прогноза погоды. Самая знаменитая работа Фридмана — обложка для “Typografische Monatsblatter”.

Дэн Фридман
Дэн Фридман
Дэн Фридман Обложка для “Typografische Monatsblatter”, 1971
Дэн Фридман Обложка для “Typografische Monatsblatter”, 1971
Дэн Фридман Плакат для Йельского симфонического оркестра, 1973
Дэн Фридман Плакат для Йельского симфонического оркестра, 1973

Эксперименты с наборным текстом — это, конечно, интересно, но что делать тем, у кого нет денег на офсетную печать, ведь в то время это было весьма затратно, да еще и наборный текст располагается в четкой стеке. Выход был найден в принципе DIY “Do It Yourself” или «Сделай Это Сам» — это практичный способ творчества, независящий от печатной индустрии, он обходит ограничения и демонстрирует простые, «грязные», агрессивные послания, так что “F*** Your Typesetter”. Самой известной работой в подобном стиле считается обложка The Sex Pistol «Боже, храни королеву», разработанная Джейми Ридом.

Джейми Рид Обложка для The Sex Pistol «Боже, храни королеву»
Джейми Рид Обложка для The Sex Pistol «Боже, храни королеву»

Панк живет в графическом дизайне и по сей день. Современное общество более открыто к смелым экспериментам с типографикой и формами. Швейцарский панк начал использоваться даже в обложках книг.

Плакат в стиле швейцарский панк, 2017
Плакат в стиле швейцарский панк, 2017
Обложка книги «Бредовая работа», ABCDesign
Обложка книги «Бредовая работа», ABCDesign

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы в Telegram | Наш сайт