Немногие фильмы о мести могут похвастаться такой удовлетворительной финальной сценой, как “Маска Зорро” Мартина Кэмпбелла.
Боевик, который вышел на экраны 25 лет назад, поражает своей изящностью, реалистичностью схваток и самоуверенностью, достигая пика в виде кровавой и яростной расплаты нескольких поколений. В глубине разрушенной золотой шахты старый и умирающий дон Диего де ла Вега, первый Зорро (Энтони Хопкинс), ведет смертельный бой с человеком, который лишил его всего и заточил в темнице. Но это не единственный поединок, который разыгрывается в этом мрачном месте. Рядом с ними происходит финальная схватка между молодым Зорро (Антонио Бандерас) и его заклятым врагом: капитаном Харрисоном Лавом.
Один из самых запоминающихся моментов - Зорро не ограничивается рубашкой и буквой "Z", он вырезает букву “М” на лице капитана Лава, не улыбаясь и не шутя, как в других поединках. Он явно испытывает только ненависть, когда объясняет Лаву, что буква “М” означает Муррьета - Хоакин Муррьета, брат Алехандро Муррьеты, которого Лав обезглавил и чьи останки хранил в банке вместе с отрубленной рукой их друга, прозванного Трехпалым Джеком.
В некотором смысле месть Зорро капитану Лаву в фильме “Маска Зорро” является эпилогом 150-летней истории легенды, реальной и ужасной, которая началась в тот день, когда настоящий капитан Лав прибыл в Сакраменто летним утром 1853 года с 20-литровой банкой спирта, в которой плавала голова человека, которого историки назвали... Хоакином Муррьетой - прототипом Зорро.
Привет! Вы на канале ShadowTavern и сегодня предлагаю вспомнить Легенду о Хоакине Муррьете, настоящем Зорро! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
❗Ваши лайки, репосты, комменты и подписки - главная мотивация делать контент чаще, лучше и интереснее) Так что не стесняйтесь подписаться и понажимать на кнопки под статьей, если вам нравится мой канал 🎥
===========
Легенда о Хоакине Мурьете, настоящем Зорро
Зорро - это не просто персонаж из книг и фильмов. Это символ справедливости и отваги, который восстал против тирании и угнетения, голос калифорнийцев латиноамериканского происхождения, которые в XIX веке боролись за свои права и свободу.
Зорро - это наследие романа Джонстона Маккалли “Проклятие Капистрано”, опубликованного в 1919 году. В этой книге автор создал большинство элементов, которые мы сегодня связываем с Зорро и другими супергероями-мстителями в масках. Впрочем, свою известность Зорро приобрел после выхода фильма Дугласа Фэрбенкса “Знак Зорро”, снятого в 1920-х по мотивам романа.
Но Маккалли, в свою очередь, вдохновлялся другой, более древней историей о Хоакине Муррьете (его имя также пишут как “Мурриета”, “Мурриото”, "Мурьета" (с одной "р") или “Муриатта”, последнее - в честь реального капитана Лава). Хоакин был человеком, который одевался в черное, прятался в тени и наводил страх на белых англо-американцев в первые годы калифорнийской золотой лихорадки (1852-1853 годы).
В это, по крайней мере, верили сам Маккалли, калифорнийцы и даже некоторые историки во второй половине XIX века после того, как в 1854 году была издана книга “Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты”.
Автором этой книги был Джон Роллин Ридж, который изначально подписал ее своим именем на языке чероки - “Желтая птица”. В этом романе Ридж рассказал большую часть того, что мы знаем о Хоакине сейчас, и почему он считался одними - мексиканским разбойником, а другими - народным героем.
По словам Риджа, Хоакин родился в Мексике, в Соноре, в начале XIX века. Когда он прибыл в Калифорнию в 1849 году, его знали как доброго и миролюбивого человека. Ему было 18 лет, его глаза горели жаждой жизни и приключений, и он хотел присоединиться к золотоискателям “49ерам” (читается как вы и подумали, ведь слово образовано от цифры 49 - так называли первых переселенцев волны 1849 года). Мурьета также привез с собой свою любимую или жену (в разных историях по-разному), с которой мечтал разбогатеть и построить семейный очаг. И некоторое время им это даже удавалось - они находили золото, которое, по некоторым данным, приносило более 300 долларов дохода в день! В 1850 году это было огромное богатство, которое вызывало алчность и зависть у белых золотоискателей.
Однажды ночью они напали на дом Мурьеты. Заявили, что Мексика проиграла войну, и потому золотой участок, который Хоакин честно получил, теперь принадлежит им. Мурьета не сдался, и тогда они привязали его к стулу, обобрали до нитки, а потом надругались над его женой (в первоисточнике Риджа она выжила; в других версиях она умерла в объятиях Мурьеты).
После этого Мурьета пытался начать все сначала, но через два года его постигла новая беда - его прекрасного коня украли другие злые белые переселенцы, которые при этом обвинили его самого в конокрадстве и иссекли кнутом. А затем они повесили брата Хоакина, обвинив в том же. (В пересказе Риджа 1871 года события происходят в обратном порядке: белые оставляют Хоакина мертвым - отсюда и появляется версия о Зорро, движимом местью за брата).
Но они совершили одну ошибку: Они не добили Мурьету. Вскоре после этого он проник в лагерь злодеев и в темноте бесшумно убивал одного за другим, оставляя их на виду у всех. Ночь за ночью Мурьета мстил за своих близких, и его враги видели свою смерть только в сверкающих глазах, приближающихся из мрака.
Правда и вымысел о Хоакине Мурьете
Вопрос о том, насколько правдивы события, описанные в книге Риджа, остается открытым, но реальность того времени в Калифорнии была не менее трагичной и жестокой, чем легенда о Мурьете.
Хоакин появился в Калифорнии в 1849 году, вскоре после того, как ветер перемен пронесся по этой земле, привлекая искателей счастья со всего мира. В феврале 1848 года закончилась мексикано-американская война (на фоне которой разворачивается сюжет “Маски Зорро”) подписанием договора Гваделупе-Идальго. Одним движением пера Калифорния сменила хозяев, переходя из статуса самой отдаленной провинции Мексики в самую новую американскую территорию.
Для многих калифорнийцев этот поворот был неожиданным, но, возможно, обнадеживающим, поскольку во многом они были недовольны мексиканским правлением и скучали по более самостоятельным (и католическим) временам, когда подчинялись испанцам. Однако оптимизм быстро испарился, когда в том же году, что и подписание договора Гваделупе-Идальго, Джеймс Маршалл у подножия Сьерры заявил, что обнаружил металл, который “похож на золото”.
Американская история запомнила Золотую лихорадку как начало 1849 года, когда на территорию страны прибыло множество белых золотоискателей, но местные калифорнийцы успели поднакопить богатство еще в 48-м. По диссертации Томаса Дж. Гордона “Хоакин Мурьета: Факты, вымыслы и фольклор”, средний успешный калифорнийский старатель в тот год добывал до 52 фунтов золота (~24кг) с одного участка за восемь дней.
Но с приходом бума золотодобычи в 1849 году, когда не только белые англо-американцы, но и новые мексиканские “иностранцы” с юга и европейские испанцы стали искать золото, этот успех стал вызывать ревность, алчность и ненависть у многих. С 1848 по 1850 год население белых поселенцев в Калифорнии выросло с 15 000 до 93 000 человек, и многие из них были недостаточно опытны в обработке земли по сравнению с теми, кто уже жил здесь, не говоря уже о старателях из Мексики. Однако, недостаток опыта с лихвой компенсировался наглостью, обидой и агрессией.
По всей Калифорнии разнеслись слухи об “иностранцах” (коренных калифорнийцах), выкачивающих у честных американцев “американское золото”, а также о первой волне убийств и грабежей, подобных тем, от которых якобы пострадал Хоакин Мурьета. А в 1850 году законодательное собрание новообразованного штата Калифорния приняло налог на иностранную добычу, согласно которому “иностранцы” в штате должны были платить 20 долларов в месяц за щедрую привилегию добывать золото - непомерная сумма, которую не мог позволить себе ни один обедневший старатель.
В конце концов Калифорния снизила налог до 3 долларов в месяц для белых европейцев, но сохранила 20 долларов для всех остальных (то есть мексиканских старателей).
Внезапно вся масса отчаявшихся мексиканских жителей, которые потратили свои сбережения, чтобы прибыть в Калифорнию и разбогатеть, теперь была законодательно лишена возможности делать это. В результате многие из них не видели иного выхода, кроме как заняться тем, что во все времена называлось бандитизмом - но что в то время могло бы быть оправдано, если бы они или их друзья и семьи были ограблены и/или убиты англоязычными шахтерами.
Что касается самого Хоакина, то на самом деле никто даже не знает, действительно ли предполагаемого бандита, которого обезглавил Гарри Лав, звали Хоакин Мурьета, и был ли он вообще тем бандитом, ради охоты на которого наняли Лава.
Конечно, в калифорнийских газетах ходили истории о серии преступлений в период с 1851 по 1853 год, многие из которых приписывались человеку по имени Хоакин. Однако непонятно, был ли это один и тот же Хоакин, или же газеты считали одного мексиканского бандита взаимозаменяемым с другим, поэтому имя “Хоакин” стало общим нарицательным для преступлений, произошедших за сотни миль друг от друга. Точно так же как во многих других городах Штатов безымянных преступников и иностранцев полиция просто записывала как Джеков.
Тем не менее, точно известно, что в 1852 году в Калифорнии был некий таинственный бандит, который нападал на белых американцев и китайских иммигрантов. Он убивал и грабил одиноких путников на дорогах и китайцев в их лагерях ночью. Его звали Хоакин, и он был бесстрашным и опасным человеком. Так писала газета San Joaquin Republican в январе 1853 года:
"Банда мексиканских мародеров осадила округ Калаверас, и каждую неделю мы слышим о новых жестоких убийствах и разбоях... Банду возглавляет разбойник по имени Хоакин, крайне отчаянный человек".
В апреле того же года белые американцы обратились к законодательному собранию с просьбой дать полномочия Гарри С. Лаву, известному охотнику за головами, чтобы он выследил и уничтожил
"банду грабителей под командованием разбойника Хоакина или какого-либо другого столь же отчаянного преступника".
Законодательное собрание согласилось и поручило Лаву найти и убить пять Хоакинов, среди которых были "Мурьетта", "Окоморо", "Валенсуэла", "Ботельо" и "Каррильо".
Лав собрал отряд из двадцати человек, которых назвал калифорнийскими рейнджерами, и отправился на поиски беззаконников. В августе он наткнулся на группу мексиканцев в Каньоне Кантуа и вступил с ними в перестрелку. Рейнджеры убили четверых и захватили двоих. Они отрубили головы убитых и руку одного из пленных, у которого было три пальца - отличительная черта другого легендарного бандита, о котором писали в газетах. Но по дороге в Сакраменто они случайно утопили пленников, когда переводили их через реку, привязав к лошадям. Кроме того, одна из голов испортилась и стала неузнаваемой. Тогда Лав обратился к врачу, который дал ему банки со спиртом, чтобы сохранить оставшиеся трофеи.
Когда Лав прибыл в Сакраменто, у него была только одна голова и рука, но он утверждал, что это голова "Хоакина Мурьетты", самого известного из бандитов. Он получил за нее награду и выставил ее на публичный просмотр. Но тут появилась женщина, которая назвалась сестрой Хоакина, и заявила, что в банке что угодно, но точно не лицо ее брата.
Эта история заинтриговала Джона Роллина Риджа, молодого шахтера, который, как и Хоакин из его книги, прибыл в Калифорнию в 1849 году в надежде найти золото, но в итоге обнаружил в себе таланты писателя и журналиста. В 1854 году он опубликовал свой роман за десять центов, который стал таким популярным, что известный историк XIX века Хьюберт Хоу Бэнкрофт даже посвятил ему отдельную страницу в своей "Истории Калифорнии" 1888 года. В каждом издании романа Мурриета представлялся все более благородным и добрым, спасавшим женщин в беде и раздающим деньги бедным.
Но истинные истоки самых страшных эпизодов приключений Мурриеты и романтизации его личности, возможно, скрываются не в жизни мексиканского бандита, а в биографии американского писателя, который был потомком коренных американцев.
Жажда мести самого Джона Роллина Риджа в реальной жизни
Когда в 1854 году вышла книга "Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты", Ридж подписал ее английским переводом своего имени - Желтая Птица. Но в следующих изданиях он изменил его на Джон Роллин Ридж. Возможно, он так выражал свое противоречивое отношение к своему происхождению из чероки.
Ридж родился в 1827 году и был одним из последних чероки, которые помнили жизнь до Тропы слез - страшного переселения коренных американцев на запад, в Оклахому. Это было результатом Закона о переселении индейцев 1830 года и политики президента Эндрю Джексона. Но правительство США хотело придать своему насилию вид законности. Поэтому оно искало представителей каждого племени или народа, которые бы подписали договор о переселении.
Среди чероки была группа, которая считала выселение неизбежным и подписала договор, надеясь сохранить общину. Они, естественно, не имели права говорить от имени всего народа чероки, но правительство США, как вы понимаете, это волновало мало. Один из подписантов договора был ни кто иной как Джон Ридж, отец Джона Роллина Риджа. Этот поступок вызвал противоречивые эмоции не только у белых, но и у чероки, которые отказывались подписывать соглашение.
В один темный вечер 1839 года около 35 чероки окружили дом Риджей, ворвались внутрь и вытащили Джона Риджа на улицу, где расправились с ним. Его 12-летний сын Желтая Птица видел все это из окна своей комнаты. Позже он узнал, что той же ночью убили его дядю и кузена.
Спустя десять лет Джон Роллин Ридж был вынужден покинуть племя чероки после того, как убил судью по имени Дэвид Келл, который поддерживал убийц его отца. Ридж сумел убедить суд, что действовал в самообороне, но после оправдательного приговора сразу же уехал в Калифорнию - в том же году, когда, по его словам, Хоакин Мурриета прибыл в Лос-Анджелес.
В дальнейшем Ридж иногда признавался, что хотел заработать в Калифорнии достаточно денег, чтобы вернуться в племя чероки и продолжить мстить за отца. Он даже писал своему родственнику, что у него есть "глубоко укоренившийся принцип мести".
Может быть, Ридж использовал историю о мексиканском бандите, чью голову отрубили, чтобы выразить свои фантазии о мести тем, кто убил его отца? Может быть, автор, который пережил ужасы в детстве от рук безжалостных белых и их правительства, вложил в легенду свои собственные чувства. Легенду, которая живет до сих пор в каждой истории о мстителе в черном плаще, который восстанавливает справедливость.
Но также он создал народного героя для всех, кто страдал от грабежей и угнетения, и подарил им искру, которая все еще светится в историях, которые мы читаем и видим сегодня.
===========
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр.
Признаюсь честно, на написание этой статьи меня вдохновили ваши комментарии и интерес к предыдущей:
Не пропустите!) А может, организовать на канале новую рубрику? Буду рад и вашим предложениям о какой истории подготовить следующий материал.
Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, заходите ко мне в VK, Youtube и Telegram каналы!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!