43
Всечеловеческая эпопея как обращение к богу
Ирид пишет приковавшие всё моё внимание слова:- *У людского истока стоящий, путь открывает к Ал- земной светозарной заре, загоревшейся на встречу Жизни, преисполнившей разум*.
Разумеется, он говорит о Кас Буба, родоначальнике человечества, то есть о том, кто инициировал рождение и становление человеческого вида, выступив непосредственным испытателем и покровителем первого людского поколения. Причем, сразу, акцентированно, лезгинский мудрец выделяет две стороны бытия Буба:- ту, что локально отражается внутри ментального творения Сур Чlав, третьего периода становления и другую, протянувшуюся в Бесконечность, принадлежащую четвертой, грядущей стадии созидания мира, И Чlав.
Покоривший свет и тьму, Кас Буба, знаемый нами по мифам древних лезгин- Учитель жизни, хранитель пути, через все драматические коллизии испытываемые человеком на этой земле, блуждающего в сумерках исканий и познания. Он тот, кто встречает Исан (человека), прорвавшегося сквозь все препоны, лишения и соблазны долгой дороги Имир, у солнечных врат Правды, погребённых и хранимых в сердцевине тьмы Серинд, приглашая ступить в сияющий день, вечно юной Ччил (земли), несущей в себе всю полноту радости и грозной мощи любви, божественной Кlани.
Особенно потрясает роль аспекта Кас Бубы в смертных оковах юдоли, как выражались в старину, поминая участь и судьбу людей в этом мире;- в мире ментального становления, расцвеченного сопротивлением и борьбой сил пузыря, сомнительного детища гьуцар.
Он, стоящий у истока всего человечества, видит всё, что происходило, происходит и произойдет с ним от начала и до конца, как жнец пестующий и собирающий урожай бога.
Все эпохи, движения народов, развитие мысли, искусств, наук, средств изучения и управления земным благом; бесчисленные войны, болезни, строительство и падение городов, стран; власти, вгоняющей в рабство и страх, равно как и власти, подымающей дух и веру, дарующей воодушевление и победу; взаимообмен, труд или же грабеж, право сильного, отбирающего у слабых последний кусок хлеба, паразитизм избранных, пользующихся усилиями многих, дающих взамен лишь угнетение, ярмо одного над многими, меняющее формы и способы из века в век; и многое, многое другое, составляющее варево кипящего котла человеческой истории- всё это тактика и стратегия вечности, пока что, по виду, в форматировании гьуцар, живое Провидение, водимое чуткой рукой Кас Бубы, утверджающего неукоснительную волю Четырёхцветного.
Буба не то чтобы только видит, но переживает, пропускает через себя, всю многоликость, разносторонность и контрастность человеческого существования, копошение душ, строящих отношения, быт, структуру, организацию и жизненные планы, согласно своему разумению и способностям, Он лелеет нить милости Всевышнего, терпеливо, исподволь, направляющей старания человека, иногда подстегивающей его ярым бичом, коли тот нерадив и глуп в упрямстве и лени.
Воля Четырёхцветного неумолима и несгибаема. Всё что заповедано и предназначено, должно свершится рано или поздно, завися своим сроком осуществления от свободы воли касар, развивающихся либо быстро, осознанно, либо медленно, на волне природной натуры, отражающей волю всеобщего Становления.
Наша удача, везение и благословение в том, что Буба не сторонний наблюдатель, а участвующий в процессе, смотритель всей земной эпопеи и каждого в отдельности, кто вовлечён в её поток не безвольной щепкой; готовый вмешаться и помочь, поддержать и открыть, принести правду и веру в жизнь, судьбу исан. Потому, неудивительно, что на востоке, у других народов Кас Бубу знают все, где он фигурирует во множестве сказаний и имён.
И что приятно, именно в лезгинской мифологии , в частности, у её выразителя и переводчика- Ирида, Ал Кас принимает законченный образ вершителя и опекуна человеческого племени. Племени, предназначение которого инициировать четвертый шаг, Кьуд Гам творения, воплощающий знание и правду Первотворца.
Мы все- плоть от плоти и дух от духа Ал Кас, сами того не зная, ведомы его твердой рукой и через нас, через наши ожидания, любовь, служение и духовные достижения, Буба возносит мольбу Всевышнему, обращается к нему с прошением даровать сокровище раскрытия сознания и души, под лучами Рагь, сияющего не только на небосклоне, но и внутри каждого существа. Буба отправляет рождающегося в Жизнь и встречает эту жизнь в последнем пределе овеществленного ума, на самом дне кокона тьмы, чтобы человек родился в солнечной бесконечности.
Это и есть Бал Авун, обращение к богу, обращение Кас Бубы движением всей человеческой истории, прошлой, нынешней и будущей к Всевышнему- таково значение, смысл и реальность родоначальника человечества, присутствующего незримо, но полновесно, прямо сейчас и здесь, инол изятта.