Найти в Дзене
Журнал «Баку»

Таир Салахов в интервью Лейле Алиевой: «Надо просто работать»

29 ноября исполнилось бы 95 лет азербайджанскому классику, одному из основоположников «сурового стиля» Таиру Салахову (1928–2021). По этому случаю мы публикуем архивное интервью: в год 90-летия художника главный редактор «Баку» Лейла Алиева поговорила с ним о новаторстве и сути творчества, о трудном детстве и головокружительной карьере и о том, почему бессмысленно ждать вдохновения. Таир Салахов – академик, народный художник CCCP, Герой Социалистического Труда, педагог, лауреат всевозможных премий. Его имя известно во всем мире со времен СССР: он был одним из немногих, кто свободно выезжал за пределы страны в составе официальных делегаций. Со стороны Таир Салахов выглядит баловнем судьбы. Но немногие помнят о том, как непросто складывалась карьера Салахова на старте, когда «новая романтика» – море, ветер, тяжелый труд нефтедобытчиков – была принята далеко не всеми. В начале 1960-х художник пережил период опалы: ныне культовое полотно «Тебе, человечество» пришлось тайно выносить из моск

29 ноября исполнилось бы 95 лет азербайджанскому классику, одному из основоположников «сурового стиля» Таиру Салахову (1928–2021). По этому случаю мы публикуем архивное интервью: в год 90-летия художника главный редактор «Баку» Лейла Алиева поговорила с ним о новаторстве и сути творчества, о трудном детстве и головокружительной карьере и о том, почему бессмысленно ждать вдохновения.

Таир Салахов – академик, народный художник CCCP, Герой Социалистического Труда, педагог, лауреат всевозможных премий. Его имя известно во всем мире со времен СССР: он был одним из немногих, кто свободно выезжал за пределы страны в составе официальных делегаций. Со стороны Таир Салахов выглядит баловнем судьбы. Но немногие помнят о том, как непросто складывалась карьера Салахова на старте, когда «новая романтика» – море, ветер, тяжелый труд нефтедобытчиков – была принята далеко не всеми.

В начале 1960-х художник пережил период опалы: ныне культовое полотно «Тебе, человечество» пришлось тайно выносить из московского Манежа и переправлять в Баку. И позже, стоя на вершине властной пирамиды, он защищал, отстаивал, поддерживал в трудное время опальных коллег и вечно безденежных молодых художников. На посту первого секретаря Союза художников СССР Таир Салахов совершал настоящие революции в советской художественной среде и сознании зрителей. Его стараниями жители постсоветского пространства в начале 1990-х впервые увидели грандиозные выставки современного западного искусства.

БАКУ: Вас называют основоположником «сурового стиля». Но не все сейчас понимают, что это за стиль и откуда он взялся.

ТАИР САЛАХОВ: Есть энциклопедии русского советского искусства. И там написано, что «суровый стиль» – это Виктор Иванов, Таир Салахов, Павел Никонов, Гелий Коржев и многие другие художники. Это направление родилось в Советском Союзе в конце 1950-х, после смерти Сталина. Мы шли от правды жизни. Все привыкли, что изобразительное искусство должно радовать глаз. В сталинский период на всех полотнах хлопали в ладоши, рапортовали об успехах, улыбались. А наша юность пришлась на оттепель, и мы хотели показать правду, в том числе суровую. Но эта суровость – она тоже в радость, ведь она рождается из реальности жизни. Я никогда не рисовал того, что сам не видел и не пережил. В конце 1950-х многие пошли в этом направлении. И знаете, постепенно эту школу приняли.

БАКУ: Ваша художественная карьера шла параллельно с административной. В 30 лет вы уже стали лауреатом Госпремии, возглавляли правление Союза художников Азербайджана, еще через год стали первым секретарем Союза художников СССР. Вам не трудно было совмещать это с творчеством? Откуда вы брали силы и время?

Т.С.: Я приехал в Баку в 1957 году после окончания Суриковского института. Вступил в Союз художников, и буквально через год, в 1958-м, меня уже избрали заместителем председателя. А председателем союза был Газанфар Халыков, старейший наш художник, замечательный человек и замечательный живописец; он создал образ Низами – этот портрет сейчас висит в музее поэта. И я был избран его заместителем. Мы с уважением относились к предыдущим поколениям и всегда опирались на лучшие образцы советского искусства. В то время в Азербайджане творили такие большие художники, как Лятиф Керимов, Саттар Бахлулзаде, Беюкага Мирзазаде, Таги Тагиев… Я могу всех перечислять, им конца не будет. Всё это росло на глазах. И я старался быть полезным – оправдать доверие художников. Я всегда думал, что лучше самому руководить, чем бесконечно сопротивляться чьим-то бездарным решениям. И позже, в 1970-е, старался изменить ситуацию к лучшему уже в Союзе художников СССР.

БАКУ: А какая мечта вами движет?

Т.С.: Чтобы всё было по справедливости. Чтобы преемственность поколений была, чтобы было честно. Чтобы всем было всё доступно.

БАКУ: У вас есть любимые художники?

Т.С.: Мой друг бакинец, корреспондент газеты «Правда» Миша Капустин когда-то задал точно такой же вопрос Шостаковичу. И Шостакович высказал мысль, с которой я полностью согласился. Он ответил: «Михаил, зачем вы меня обедняете? Мне многие нравятся, по-разному нравятся». Я запомнил эти слова. У многих художников в творчестве есть начало, которое тебе близко. Ты должен перерабатывать это и уметь находить свой язык.

БАКУ: Творчество – от слова «творец». Мне кажется, это то, что не меняют века, в отличие от других занятий.

Т.С.: Мне тоже. Я не должен обеднять себя, и вы не должны. Мир – это единство многообразия. Это великая истина.

БАКУ: И все же я скажу, что вы один из моих самых любимых художников.

Т.С.: Спасибо, Лейла ханым. Я о вас тоже написал статью. Я сказал, что ваши работы – это ваш мир, и этот мир выражается в автопортрете. И не стесняюсь этого, потому что это искусство действительно ваше. У вас свой язык, своя форма, свое содержание – это очень ценно.

-2

БАКУ: Говорят, творческие люди очень уязвимы, их легко обидеть. А в ваших работах столько оптимизма и силы!

Т.С.: Когда кого-то что-то не устраивает в моих работах, я всегда делаю выводы для себя. Я не обижаюсь. Это даже лучше, когда люди говорят открыто правду. Есть пословица: не тот твой враг, кто о тебе сказал плохо, а тот, кто передал. Человек, может, от души говорит, из лучших побуждений.

БАКУ: Но вы прошли и через большие трудности: вашего отца репрессировали, 20 лет вы прожили с клеймом «сын врага народа». Как вы справлялись?

Т.С.: Это были тяжелые, серьезные годы. В 1937-м я только пошел в первый класс (из-за того что я переболел скарлатиной, это произошло не в семь лет). 15 сентября отец, тогда первый секретарь Лачинского района, привел меня в школу № 6. И три перемены подряд он разговаривал с учительницей начальных классов Юлией Нестеровной. О чем они тогда говорили, не знаю. Но потом я три года учился у нее и всегда чувствовал ее заботу. Отец уже знал, что уйдет. Видимо, он просил, чтобы она приглядывала за мной. Запомнилось, что папа был одет в парусиновую рубашку, галифе, сапоги… А 29 сентября за ним пришли. Помню, он читал газету, а мы спали рядом. Было десять часов вечера, и к нам постучали. Пришли два человека. Они его знали и сказали: «Тебя ждут». И пока они разговаривали, я сидел у него на коленях. Он стал одеваться, и мама спросила: а что ты сделал? Он сказал: я перед государством всегда был честен. Те двое вышли раньше, они не боялись, что он сбежит. Из окна я видел, как они вместе с отцом завернули за угол. Я смотрел и ждал, что он оттуда выйдет. Но он не вышел.

И начались тяжелые годы. Пять детей, мать одна. Многие знакомые в дом перестали приходить, потому что боялись. Я их никогда не обвинял: жизнь – она такая. О судьбе отца мы узнали только в 1956 году, когда его реабилитировали.

БАКУ: Многих сломало бы такое начало жизненного и творческого пути.

Т.С.: Мне везло на встречи с хорошими людьми, многие помогали. В 1966 году я обратился к Гейдару Алиевичу Алиеву в связи с делом отца – он был тогда заместителем председателя КГБ. А познакомился я с ним в 1962 году: в Баку приехала выставка двух авторов – Виктора Иванова и Петра Оссовского «Куба глазами советских художников». Эту выставку я открывал, и на нее в Азербайджан впервые приехал посол Кубы в Советском Союзе. Потом эту выставку посетило руководство республики. Правительство дало банкет – и посол здесь, и два художника. Там же присутствовал Гейдар Алиевич (мы еще не были знакомы), и его попросили выступить. Он встал и так проанализировал выставку, такие слова сказал, что я даже спросил: а кто это? И про посла сказал, и про художников, каждому дал оценку – профессиональную, искусствоведческую, дружескую. Он мне очень понравился. Так мы познакомились. Какая-то симпатия сразу возникла, а потом сложилась теплая сердечная дружба. Независимая. Я впервые увидел масштабного и серьезного человека, который знал искусство. Гейдар Алиевич знал всех художников. Он потом мне рассказывал, как сам в архитектурном институте учился: в Нахчыван перевез свои работы, и они потерялись. Я так сожалел: может, еще найдутся? Он был очень внимательным ко всем художникам, деятелям культуры, всегда искренне интересовался каждым человеком. Он дружил с Кара Караевым, Фикретом Амировым, Ниязи, лично знал всех писателей, художников, архитекторов. Человек-масштаб!

БАКУ: Да, он очень любил искусство! Мне дороги все воспоминания о нем.

Т.С.: Я его по-человечески чувствовал, и он очень доверительно ко мне относился. И очень помог мне. Когда Гейдар Алиевич был заместителем председателя КГБ, я попросил его: покажите дело отца. Вообще, это запретная зона была, но он сказал: «Для тебя сделаю». Через неделю он меня вызвал – я впервые был в этом здании – и сказал: «Таир, я нашел дело твоего отца». А таких дел было много – одинаковых, около десяти тысяч. Я сел и прочитал. Шел 1966 год, я уже был депутатом Верховного Совета, меня избрали членкором Академии художеств. И позже, когда он вручал мне орден «Истиглал» – мне было уже 70 лет, а он был Президентом республики, – Гейдар Алиевич выступил и сказал: «Отец Таира был достойным человеком». Я об этом всегда помню.

-3

БАКУ: Когда вы рисуете портреты, что для вас самое главное?

Т.С.: Главное – создать образ. Не быть документалистом. Почувствовать человека. Довериться моменту. В 1998 году, когда мне было 75 лет, я написал несколько портретов Гейдара Алиевича и один подарил ему.

БАКУ: Сейчас в Азербайджане много талантливых молодых художников. Что бы вы могли им посоветовать? Какие трудности их ждут?

Т.С.: Я 20 лет преподавал в Институте имени Сурикова. Очень многие художники окончили этот институт. Главная трудность по окончании – трудоустройство. Хочу напомнить, что в 1974 году в Москве прошла печально знаменитая «бульдозерная выставка». Я тогда проводил отпуск в Баку и наблюдал всё по телевизору. Для молодых художников сложилась тяжелейшая ситуация. Меня отозвали из отпуска, потому что вопрос решался на высоком уровне. Проблема была такая: увеличилось количество учебных заведений, а рабочих мест не было создано. Выпускникам художественных факультетов не давали мастерских, никуда не распределяли. К 1974 году в стране было уже девять тысяч бесхозных художников. В Союз художников молодежь тоже не принимали, не был узаконен статус кандидата. Я тогда создал молодежное объединение при союзе и выбил на него деньги.

Вот есть главные архитекторы города Баку, почему нет главных художников? Раньше это был синтез архитектуры и изобразительного искусства. Я бы предложил ввести в бюджеты должности главных художников – на крупных предприятиях, в регионах, в административных органах. И чтобы после выпуска из Академии художеств эти кадры не были в свободном плавании. Они должны быть летописцами времени. В фотографиях дух времени сохраняется, но в произведениях искусства это более ценно. Это обязательно надо сделать.

Таир Теймурович с супругой Варварой Александровной
Таир Теймурович с супругой Варварой Александровной

БАКУ: А как относитесь к современному искусству – инсталляциям, перформансам и другим новым формам?

Т.С.: Я отношусь положительно. У Маяковского есть замечательная статья «Семидневный смотр французской живописи». Он там написал: критики – это обычно неудавшиеся художники. Маяковский тогда побывал в мастерских у Пикассо, Леже, Брака. Пикассо он в лоб спросил: «Почему вы не возьмете ведро с краской и не распишете стены своего парламента?» И в конце своей статьи написал: в мир пришло новое содержание, мир обновляется. Новое содержание жизни должно быть соединено с современной формой. Вот всё, о чем вы говорите, – инсталляции, какие-то новые явления – я спокойно к этому отношусь, потому что содержание жизни требует открытия новых форм.

Так случилось, что я почти 25 лет руководил. Когда всё начало рушиться, я и тогда старался быть полезным. Я всегда был открытым для любых предложений, а если нужно было, брал на себя ответственность. Как-то раз мне позвонили из Министерства культуры и сказали, что какой-то американец просится ко мне на прием. Пришел Роберт Раушенберг, который рассказал, что уже давно хочет сделать выставку в Советском Союзе, но не знает, к кому обратиться по этому вопросу. Я обещал поддержку и сдержал свое слово. А следом мы организовали персональные выставки Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа – это были настоящие сенсации.

БАКУ: Что главный источник вашего вдохновения?

Т.С.: Вообще, ждать вдохновения – это, по-моему, заумная вещь. Если что-то хочешь выразить, оно должно вылететь. Нельзя планировать вдохновение. Я однажды встал и думаю: вытру палитру. И в результате проработал целый день, не заметил, как прошло десять часов. Вы никогда не знаете, когда оно придет. Надо просто работать. Ваши работы – ваш мир, такого нет нигде. Эти птицы, орнаменты, глаза. Это неисчерпаемо. Сказочно. Это надо любить.

Интервью опубликовано в журнале «Баку» № 68 в 2018 году.

Читайте еще:

Таир Салахов. Автопортрет

Искусство для искусства: беседа Лейлы Алиевой с Зурабом Церетели

Я помню теплоту, силу, любовь, уверенность в себе, исходившие от него: Лейла Алиева о Гейдаре Алиеве

Фото: Александр Гронский

https://baku-media.ru