Найти тему
K2B

Бизнес и деньги: как подружить

Оглавление

Итак, у вас есть идея, бизнес-план, инвестор и… его деньги. Как их потратить? На чём сэкономить? Как вообще бизнес работает вместе с деньгами?

Как потратить деньги? Запомните, если вы взяли деньги у инвестора или вложили самостоятельно в свой проект, то уже обозначили в бизнес-плане, как будете их тратить. А если у вас ещё нет бизнес-плана — бросьте всё и займитесь им в первую очередь.

Подбор и оснащение команды

С чего начать вложение денег? С подбора команды. Это самое важное. Начинайте поиск с ключевых игроков. Например, если это IT-проект, возьмите бизнес-аналитика. Если у вас ещё нет готового технического задания — дизайнера и проджекта.

Набирайте команду последовательно: откажитесь от идеи брать сотрудников про запас. Вы должны понимать, кто проекту нужен именно сейчас. А где пока можно справиться своими силами.

Касается это не только людей, но и серверов, необходимого оборудования, а также любых других оперативных расходов. Приобретайте их ровно в том объёме, в каком они нужны сейчас, а не через месяц.

Контролируйте изменения потребностей команды. Если вы понимаете, что коллектив не справляется с задачами и у вас не хватает рук, возьмите дополнительного специалиста — можно устроить его на частичную занятость.

Если вы забыли о чём-то и заранее не внесли информацию в бизнес-план, подумайте, на чём можно сэкономить? Или придите к инвестору и обсудите этот вопрос. Подготовьте чёткое обоснование, сколько проекту нужно денег и для чего. Вообще всегда держите запас денег не менее, чем на 3 месяца.

Покупать или арендовать?

Оборудование, технику, помещение… Здесь всё зависит от цели использования. Если вы чётко понимаете, что именно нужно для работы, и на 200% уверены, что никаких изменений не произойдёт, то имеет смысл вкладывать деньги в такие активы. Если же есть хоть малейшие сомнения или вы не уверены в возможности дальнейшего финансирования проекта, постарайтесь отложить основные выплаты.

В таком случае я рекомендую лизинг. Не нужно бояться его, как и кредитов. Главное рассчитать, как вы будете выплачивать эти деньги с учётом процентов и сможете ли уложиться в свой экономический план. Арендовать до тех пор, пока вы не достигнете уверенного уровня в использовании оборудования, серверов, помещений — нормально.

Не думайте о том, что актив поможет вам сэкономить. Держите в голове суммы, которые уйдут на эксплуатацию, налоги, сопровождение, поддержание оборудования или помещения. На всё это тоже нужны деньги.

Когда вы начнёте пользоваться техникой, то в какой-то момент можете осознать, что она вам не подходит. Лизинг или аренда в этом случае — отличное решение, которое поможет испытать оборудование на практике и отказаться от него, если что-то пойдёт не так.

-2

На чём нельзя экономить?

Для начала — на чём экономить точно нельзя, так это на качественных специалистах. Два низкооплачиваемых сотрудника не всегда стоят одного высокооплачиваемого.

Если вы занимаетесь именно стартапом, то не всегда будет выгодно брать джунов. Есть вероятность, что они либо затормозят процесс, либо быстро соскочат с проекта. Лучше взять сотрудника с опытом. Такой специалист приходит с пониманием того, как устроен стартап и что нужно делать. Он стоит дороже, но с ним вы быстрее придёте к результату. Сэкономить в этой ситуации можно на оформлении: такой сотрудник может быть устроен как самозанятый.

Ни в коем случае нельзя экономить на безопасности. Используйте только те сервисы, к которым можете контролировать доступы. Они не должны находиться на стороне разработчиков или исполнителей. Ведь если у вас возникнет с ними конфликт, то вы рискуете потерять всё, что было наработано.

Не экономьте на планировании, юристе и бухгалтере. Особенно на самых первых этапах. Если нужно расписать техническое задание или создать дополнительный проект, потратьте на это деньги. Не пытайтесь делать на коленке, а закажите у профессионала.

Не экономьте на человеке, который может собрать компетентную команду, если вы в этом не специалист. Потому что результат зависит не столько от вашей идеи, сколько от людей, которые над ним работают.

Не надо экономить на исходном сырье. Многие проблемы, с которыми вы можете столкнуться, возникают не в процессе производства, а на этапе выбора исходных материалов. Например, вы открываете ресторан. Но блюда не нравятся людям…

Вы можете подумать, что проблема в поваре или команде. А дело в помидорах! Сэкономили 200 рублей, ну вот и ешьте сами свой гаспачо. Поэтому на старте очень важно найти эталонное сырьё. Дальше вы можете снижать к нему требования, что-то в нём изменять. Но, разумеется, контролируя результат.

А ещё — не экономьте на рекламе. Ведь это ваш двигатель на рынке. Отложите на неё деньги ещё до того, как запустите проект. С хорошей рекламой можно вывести на рынок даже частично работающий продукт.

На чём сэкономить можно

Экономить можно на второстепенных тратах. На содержании офиса, например. Есть бизнесы, которым требуется физическое помещение. И по-другому никак. А есть те, кто работает больше на внешнюю среду. Тогда и офис — необязательное условие. Но в таком случае потребуется усилить контроль. Так как сотрудники, работающие дистанционно, больше склонны к несобранности.

По своему опыту отмечу, что качество работы инхаус-команды выше примерно на 30%. При этом их стоимость дороже на 10-15%, плюс растёт сложность поиска специалистов в конкретных областях.

Чтобы сэкономить, можно снять офис в более доступном месте — не в центре мегаполиса. Но вы должны понимать, что будет гораздо сложнее найти инхаус-специалистов. Вы арендуете офис у чёрта на куличиках, сэкономив на этом деньги, но никто туда просто не будет приезжать.

Бонусы и премии для команды

Кого и когда нужно премировать, а кого — кремировать? Премия — это всегда обоснованное и взвешенное решение. Каждый сотрудник должен понимать, почему именно в этот момент он получил премию такого размера. Премию вы платите не тогда, когда нужно, а когда хотите и можете.

Если вы ограничены в бюджете, то премии можно заменить какими-то фишками. Например, организуйте сотрудникам коллективный спорт или заказывайте пиццу на их дни рождения.

-3

Главный источник экономии

Самый главный источник экономии, который может быть в вашем стартапе — вы сами. И хотя выпуск сегодня о деньгах, хочу сказать важную мысль. Самый ценный ресурс — это не деньги, а ваше время.

Если вы работаете в стартапе, вы делаете это не строго 8 или 12 часов… Вы работаете столько, сколько нужно. Конечно, важно понимать, что есть грань вашей психологической мотивации и её тоже нужно чётко отслеживать.

В любом стартапе время ценнее денег. Поэтому, когда вы экономите, то должны заранее учесть, какие потери во времени из-за этого понесёте. Идея может измениться, вы можете перегореть, как и ваш инвестор. Может случиться какое-то событие, которое нарушит планы стартапа.

Но то, что точно невозвратно — это время и силы, которые вы уже вложили в свой проект.

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам восьмого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!