Часть 1
Часть 2
Татьяне не давала покоя фамилия в телефонном справочнике.
- Лешка, как ты думаешь, совпадение это?
- Ну конечно! Сколько на свете однофамильцев! Макаровых в стране, думаю, много. Не факт, что это сестра твоего деда.
- И все же...
Таня позвонила отцу и поговорила с ним, рассказала, как дела обстоят. Что Андрюшу в садик отдали, что работает она в больнице медсестрой, что у Алексея с работой тоже все складывается и даже получается немного копить на свое жилье. Когда уже прощались они, Таня вдруг спросила:
- Папа, а ты не помнишь, куда твоя тетка уехала после того, как дед выкупил у нее долю?
- Вроде в Челябинскую область. А почему ты спрашиваешь? Мы не общались никогда с тех пор, как она дом продала отцу. О том, что она уехала, от общих знакомых узнали.
- Просто здесь в справочнике телефонном фамилия знакомая. Макарова же по мужу, так? Я документы просто видела, там запись была, вот и вспомнила я ее фамилию, когда справочник открыла.
- Совпадение, дочка... Да даже если и она это, то что толку? Ведьма она, вот и все, что могу про нее рассказать, в детстве от нее натерпелся.
Татьяна положила трубку и пошла к сыну. Но вечером она вновь задумалась об тетке отца. Может и правда про нее говорили, что ведьма она и дом прокляла? Ей было очень интересно знать, не она ли причина несчастий, что были в этом доме?
- Какая теперь разница? - спросил ее муж. - Дом продан, все плохое осталось позади.
- Знаю, Леша. Но все равно хотелось бы ее увидеть. Что это за женщина? - задумчиво спросила Таня.
- Спи уже, сорока любопытная. Совпадение это, выкинь из головы. Отец же сказал - в Челябинскую область они переехали, а не в Оренбург.
На следующий день, забрав после работы Андрея из садика, Таня сидела и выглядывала в окно, смотря, как кружится снег. Затем встала и взяла с полки телефонный справочник.
Открыв нужную страницу, Таня напрягла память и вспомнила отчество деда.
На часах было 18.00, звонить не поздно. И лучше сделать это до того, как муж придет, а то опять смеяться будет.
Набрав номер, она едва справилась с волнением, когда после третьего гудка услышала старческий голос:
- Алло.
- Здравствуйте, Анна Леонидовна?
- Я, кто это звонит? - сердце Тани сделало скачок. Точно ли это совпадение, как в один голос говорят муж и отец?
- Это вас из собеса беспокоят.
- Ну, чего, одобрили мне помощь?
- Уточнить кое-что хотела...
- Спрашивай, милая.
- Какого вы года рождения и где родились?
- Город Сызрань, 1937 год.
- И адрес продиктуйте свой еще раз.
- Там же все записано! - возмутилась Анна Леонидовна. - Какой у вас бардак, какой бардак. Ладно, пиши....
- Спасибо, Анна Леонидовна, если что-то еще понадобится, я вам перезвоню, - после того, как Анна Леонидовна продиктовала адрес, Таня с ней попрощалась.
Слава Бога у старушки не хватило внимательности спросить, почему так поздно звонят из собеса.
Когда Алексей пришел домой, он увидел, что жена будто сама не своя.
- Что? Что случилось?
- Это она, Алеша, сомнения у меня нет. Понимаешь,. Макарова Анна Леонидовна 1937 год рождения, город Сызрань..
- Ты все-таки ей позвонила.
- Позвонила, Алеша, - покаялась Таня. - Но теперь я убедилась, что это она.
- И что дальше? Неужели к этой ведьме пойдешь?
- Схожу, а почему бы нет? Задам ей пару вопросов. В конце концов столько лет прошло, может быть она искала семью брата, отпустив обиды, да папа с женой уехали на Кубань.
- Ладно, завтра у нас с тобой выходной, мы вместе съездим.
Анна Леонидовна проживала на другом конце города. Алексей отвел сына в садик и вместе с женой поехал к тетке своего тестя, все еще не оставляя попыток отговорить Таню от этой идеи.
Таня нажала на звонок и услышали они за дверью неторопливые шаги. Затем дверь открылась, но не до конца, между дверью и косяком была протянута цепочка. Вдруг женщина охнула и посмотрела на Таню.
- Лидка... Лидка.. Но как же так? Ой...
- Бабушка, кто там? - тут в коридоре появилась молодая девушка, увидев побледневшую Анну Леонидовну, она нахмурила брови и грозно спросила:
- Кто такие?
- Родственники, - Таня гордо подняла голову. - Я не Лида, я ее внучка Таня. Да, все говорили, что я очень на нее похожа.
-Пусти их, - тихо произнесла старушка.
Девушка откинула цепочку и провела гостей в квартиру. Здесь было скромно, но чисто, все убранство старушечье - старая стенка, потертый диван, кружевная салфетка на столе.
- Значит, ты внучка Лиды. Это ведь ты мне вчера звонила? - когда Ангелина разлила чай, задумчиво произнесла Анна Леонидовна, отойдя от шока и поверив, что это дочь ее племянника. - Я уже потом умом дошла, что поздновато для собеса, к тому же адрес мой они назубок знают. Растерялась я поначалу, а потом дошло до меня.
- Да, это я.. Простите за обман, - тихо произнесла Таня. - Я когда увидела вашу фамилию в справочнике, мне стало любопытно.
- Что ты делаешь в этом городе?
- Живу, - пожала плечами Таня.
- Да, свела меня жизнь с внучкой Федора и Лидии. Никогда бы не подумала, - вздохнула Анна Леонидовна.
Они немного поговорили, а потом Таня задала вопрос, который ее беспокоил.
- Это правда, что вы дом прокляли?
- Правда, - кивнула Анна Леонидовна. - Я же молодой была, ума совсем не было, без царя в голове, так сказать... Все мне казалось, что кругом мне должны и обязаны. Брата с невесткой незаслуженно обидела, обмануть хотела. Я же как тогда думала - и денежки при мне, и в доме останусь. Мол, рожу ребенка, ну не погонит же меня братец с младенцем? А он не глупый человек, раскусил мои намерения, да выставил меня с Семеном. А я взяла да сгоряча проклятия им наслала. Да еще книга ко мне в руки попала, не помню уж откуда она у меня появилась. Так я подклады сделала, уж шибко обижена была на Федора. И Бог меня наказал за это - ребенка я потеряла, не получалось у нас с Семеном больше детей. А спустя десять лет и он умер от пьянки. Вернулось мне все, что я нажелала и нашептала в том доме. Больше на мне никто не женился, все от меня шарахались.
- А внучка? Откуда у вас внучка? - тихо спросила Таня, глядя на девушку Ангелину.
- Это родня Семена. Внучка его сестры младшей, вот, приехала поступать сюда. А скоро замуж выйдет, свои заботы будут. Вот и бегаю я по собесам. А что с тем домом? Живет в нем кто?
- Несчастливый он.. Продали мы его. То дети в нем болеют, то мужики спиваются. Сам еле выбрался из этого, - ответил Алексей.
- Дети есть? -спросила Анна Леонидовна.
- Есть, - кивнул он. - Три года Андрею.
- Крещеный?
- Крещеный, мама настояла, - ответила Таня.
- Вот и правильно. И вы, если не крещеные, тоже окреститесь. А мне до самой смерти деяния свои замаливать...
Когда они вернулись домой, Таня позвонила отцу и все рассказала. Ефим ругал ее и просил больше не ходить к этой злой тетке. Нет у нее семьи, пусть до самой смерти одиночеством расплачивается.
Но Тане и Алексею было ее по-человечески жаль. К тому же Анна Леонидовна в Бога поверила, в храм ходит и кается за свои дела.
******
Ангелина выйдя замуж, переехала к мужу, а Таня на протяжении двух лет наведывалась к тетке своего отца, привозила ей фрукты и лекарства. Пусть она сделала зло по молодости, но она за него расплатилась сполна одиночеством и несчастной жизнью.
Однажды летним вечером Таня приехала к бабе Нюре и привезла ей лекарства. Дверь никто не открывал и вдруг выглянула соседка.
- Танечка, здравствуй. А Анны Леонидовны нет, в больнице она.
- Что случилось? - испугалась Таня.
- Сердце, я ей скорую вызвала и ее увезли.
- А мне почему не позвонили?
- Так у меня номера твоего нет, а по шкафам у Анны Леонидовны лазить не стала в поисках записной книжки. Да ее в первую городскую увезли, ты иди, навести ее.
Таня спустилась вниз и прошла два квартала. Зайдя в больницу, она стала спрашивать в какой палате лежит Анна Леонидовна Макарова.
- Макарова, Макарова, - полная тетка с "химией" на голове водила по журналу толстым пальцем, а потом, подняв голову на Таню, произнесла: - Так померла ваша бабушка, ночью.
Таня заплакала, прижавшись к стене.
Забрав вещи Анны Леонидовны, Таня вернулась к ней в квартиру. Баба Нюра была одинокой, значит им с Алешкой ее хоронить. Как многие пожилые люди она должна была все приготовить. В шкафу и правда был пакет, в котором лежали похоронные деньги и платье с обувью и платок. И там же был пакет с бумагами.
Таня развернула его и обомлела, увидев завещание на свое имя, а с завещанием был завернут в пакет и конверт. Раскрыв его, Таня села на диван и стала читать.
" Танечка... Если ты читаешь это письмо, значит, меня уже нет в живых...
Единственная ты из семьи, кто верит в то, что люди могут измениться, что иногда мудрость с годами все же приходит. Да, Фима меня не простил, когда он приезжал, не хотел увидеться со мной. И это правильно, затюкала я его, когда он мальцом был. А ты характером в Лидочку пошла, смиренная и добрая. Виновата я перед семьей Федора, проклятия мои принесли несчастье. И Фима пострадал, и ты тоже хлебнула сполна в этом доме. И раз уж так вышло, хочу я долги свои вернуть. Квартиру тебе оставляю, твоя семья ее заслужила. Не захочешь в ней жить, продай и купи другую. Живите счастливо, дети. Знаю, конец мой близок, но последние два года я счастлива была от того тепла, что твоя семья мне дарила."
******
ЭПИЛОГ
Таня и Алексей похоронили бабу Нюру. Ефим, узнав о том, что тетка завещала квартиру его дочери, настоял на том, чтобы они ее продали, чтобы не думали там жить.
Но молодые и так планировали это сделать, чтобы не менять садик и место работы. Продав квартиру бабы Нюры, они добавили свои деньги и купили трешку.
В 2010 году они были проездом в Сызрани. Татьяна решила пройти по знакомой улице, вспомнить прошлое. Увидев, что на месте их бывшего дома стоит пепелище, она тихо прошептала:
- Этот дом больше никому не принесет несчастье...Нет его больше, и нет больше той, которая прокляла его. Не дай бог делить с родственниками жилье...
90