Религиозная жизнь в Курской губернии всегда била ключом. Однако это не давало возможности епархиальному начальству почивать на лаврах. За пасомыми, как за малыми детьми, нужен был глаз да глаз, чтоб не перешли в иную веру или не прельстились каким-нибудь новым и модным учением. Доказательством тому служит одно из дел более чем столетней давности, извлеченное из фондов государственного архива Курской области.
20 марта 1904 года в канцелярию курского губернатора Николая Николаевича Гордеева поступило тревожное сообщение, подписанное и скрепленное печатью самого Лаврентия, епископа Курского и Белгородского: «По сведениям, доставленным курскому епархиальному начальству в конце минувшего 1903 года приходским священниками слободы новая Масловка и села Чернянка Новооскольского уезда и епархиальным противосектнтским миссионером священником Владимиром Шевалеевским, лет 10 назад в деревне Малый Хутор Чернянского прихода Новооскольского уезда появился ловкий проходимец Василий Алексеевич Иванов. С целью наживы и обогащения он объявил себя святым, обладающим сверхъестественной силою, исцеляющей всякий недуг и творящей чудеса. Скоро Иванов стал разглашать в народ самые невероятные чудесные видения: то однажды во время болезни приходил к нему Иисус Христос и дал ему Евангелие и белую рубашку, то являлась к нему Матерь Божия, которая дала ему трехглавую просфору и обещала со временем сделать его епископом, а в знак этого послать ему с неба белые ризы.
Четверо учеников «Брата Василия», как они его называют, стали усиленно распространять в народе веру в святость своего учителя и мечту о будущем его епископстве.
Не стало дело и за чудесами. Чудес у брата Василия много, но особенно замечательно одно: по дороге к церкви в Новую Масловку Василей и его спутники – апостолы встретили беса в образе козла. Спутники испугались, но Василий повелел бесу низринуться в землю, - и разверзлась земля и, и поглотила козла.
Скоро молва о «брате Василии» распространилась далеко, и из разных сел Новооскольского и Старооскольского уезда стали являться к нему люди за советом и наставлением, начали открывать ему совесть. К «брату Василию» стали ездить из Ельца, Курска, и даже из Орла. Больше ездят ночью, под покровом таинственным.
Василий принимает всех, поддерживая веру обращающихся к нему за советом невежественных людей. Больных целит он маслом от своей лампадки, которая горит у него неугасимо перед иконами в его алтарике. При головных болях советует служить молебны Ивану «Главосеке», при глазных – Никите Юродивому, иногда советует молиться Кирику и Улите.
Результаты такой деятельности брата Василия очень печальны. В Чернянке, Новой Масловке и Малом Хуторе Новооскольского уезда духовное руководство прихожанами переходит все более в руки Василия. Священники теряют пастырский авторитет и доверие населения, и на их долю выпадает унизительная роль исполнителей невежественных наставлений и указаний Василия по совершению молебнов святым.
Василий учит, что супруги, желающие спастись, не должны иметь брачных сношений. Под влиянием этой проповеди многие обрекли себя на безбрачие, в семьях возникло несогласие из-за отказа жен жить с мужьями брачной жизнью. Сам Иванов, несмотря на вполне зрелый возраст (35 лет), продолжает быть неженатым.
Есть основания думать, что на хуторе бывают ночные собрания. По слухам, на них Иванову моют ноги, для чего несут воду из трех колодцев, потом он начинает читать и объяснять Евангелие. После этого все поют песнопения, а дальше велит он всем сидя дремать, чтоб затем рассказывать сны и видения.
В «алтарике» в келье Василия на столике лежит в зеленом шелковом платочке Евангелие, данное, по его словам, самим Иисусом Христом. Во всем этом можно видеть вновь зарождающуюся секту».
Вскоре В.А. Иванова освободили от обязанностей церковного старосты слободы Новая Масловка с формулировкой «за несоответствие требованиям занимаемой должности». Одновременно, по настоянию Лаврентия, «учредили над Ивановым» секретный полицейский надзор.
Новоскольский уездный исправник сработал довольно оперативно, и уже 16 апреля 1904 года в канцелярию Н.Н. Гордеева поступили данные, касающиеся деятельности В.А. Иванова. А 26 апреля, без изменении и дополнений, их переправили епископу Лаврентию. Суховатый, но объективный полицейский отчет нарисовал иную картину, чем та, что была представлена выше новооскольскими священниками, которые много нафантазировали, очернив «конкурента».
Как оказалось, Иванов «принадлежит к коренным жителям» малого Хутора Чернянской волости Новооскольского уезда. Живет он здесь с самого рождения и слывет в народе под прозвищем «бабка-знахарь». Он не употребляет вина, ведет нравственный образ жизни, проводя большую часть времени за чтением книг религиозного содержания. Благодаря этому к нему стали стекаться сначала односельчане, а затем жители отдаленных местностей, преимущественно женщины. За свою «работу» Иванов принимал пожертвования на храм. В настоящее время он не имеет прежнего влияния и почти прекратил прием желающих «вести с ним собеседования». До 1902 года, будучи прихожанином церкви в Новой Масловке, Иванов жертвоал на церковное благолепие крупные суммы. Видя его усердие, прихожане избрали блаотворителя церковным старостой. В.А. Иванов за свой счет благоустроил запущенный храм, отремонтировал очаг народного просвещения – церковно-приходскую школу, израсходовав более 400 рублей. В церкви стали постоянно совершаться службы, чего раньше не было.
«Что же касается, что Иванов объявляет себя святым, - сообщалось в полицейском отчете, - это обстоятельство никем из спрошенных не подтверждалось. Если и бывает народ, то лишь для религиозных бесед, а приношения отдает на церковь».
Вот такие причудливые формы приобретала порой борьба за чистоту православной веры в Курской губернии.