Найти тему
Святые места

Молятся ли за нас умершие? Объясняет батюшка

Большинство людей воспринимают смерть как нечто похожее на глубокий сон. Усопший закрывает глаза, «засыпает» и больше не просыпается. Вот только за сном всегда следует пробуждение, а за погибелью - уже нет.

Многие из нас боятся смерти и стараются отгонять мысли о ней, подсознательно понимая, что жить вечно никому из нас не суждено. Но все мы, рано или поздно, столкнёмся с ней, и последний рубеж, так или иначе, будет пересечён.

А потому нам следует как можно чаще размышлять о подготовке к этому событию. Многие спросят:

«Но для чего нам думать о смерти? Жизнь ведь у нас одна-единственная, и, значит, нужно наслаждаться ей, пока можно. Нужно отгонять от себя мрачные, печальные мысли и стараться побольше радоваться!».

Да и Сам Небесный Отец рассказывает нам о смерти очень немного, и на то есть веская причина.

Бог говорит:

-2

Об этом же говорит нам и батюшка Стахий Колотвин:

«...Небесный Отец - это проповедник жизни. Он чествует её победу над гибелью! А смерть - это только один из этапов, через которые мы проходим до воскресения в минуту Страшного Суда. На этом Суде Господь и определяет нашу дальнейшую участь. Но порой люди нездорово и часто думают о смерти. Конечно, все мы знаем о том, что ни нам самим, ни нашим близким погибели избежать не удастся.

А потому нельзя забывать о молитвах как о живых, так и об усопших родственниках. И не нужно отмахиваться от обращений к Господу, ссылаясь на усталость - на любимых людей силы всегда найдутся, а всё остальное - это простые отговорки.

Вспомним об одном стихе из книги пророка Варуха - в контексте данных рассуждений он звучит очень обнадёживающе:

«...Господь Вседержитель, Бог народа Израильского! Внемли молитве почивших во грехе Израильских мужей и их сынов, которые не прислушались к Гласу Божьему, за что и обрушились на нас многосмысленные бедствия! Не поминай грехов предков наших, но помни о Своей руке и имени Твоём в это непростое время!».
-3

В эти строки вложен глубокий смысл - они напоминают нам о том, что Святые Угодники Божьи возносят о нас молитвы. Говорится тут и о грешниках - о том, что и они тоже молятся Богу.

Когда мы возносим молитву в полноте, дарованной нам Господом (то есть молимся и душой, и телом), это, безусловно, облегчает наши обращения.

Задумайтесь: в момент вознесения молитвы вслух нам помогают даже наши тела, а вот усопших в этом плане уже сдерживают определённые ограничения. Но, так или иначе, мы уверены в том, что Святые молятся о нас, и, заметьте, их тела после смерти остаются нетленными. И, быть может, тело всё ещё продолжает помогать им полноценно обращаться к Небесному Отцу.

Более того - нам известно о том, что души Святых не просто предстательствуют за нас, но и, находясь рядом с Господом, присоединяются к нашим воззваниям. А книга Варуха рассказывает нам о том, что и прочие души могут возносить молитвы о нас, ныне живущих. Безусловно, их молитвы слабее, чем обращения Святых, но, тем не менее, такие обращения нельзя назвать бесполезными или бессмысленными.

-4

Души наших родных тоже не перестают возносить о нас молитвы, хотя эти молитвы и даются им непросто. К слову, по этой причине мы и читаем усиленные молитвы о покойных сорок дней, прося Господа упокоить их души.

И это - не просто дань уважения, но необходимость, ведь в первое время душам наших родных приходится очень непросто. Пока не состоится Последний Суд, душам не до молитв - напротив, в этот период времени именно они остро нуждаются в нашей молитвенной поддержке.

Но когда они успокаиваются, находясь рядом с Небесным Отцом, они принимаются ходатайствовать о нас. И тут надлежит вспомнить о том, как проводится чин прославления Святых. Это довольно редкое Богослужение, состоящее из панихиды и заупокойной службы, перетекающих в молебны.

Сначала мы молимся об упокоении души покойного, а затем наша молитва превращается уже в обращение к самому покойному. Так и прославляются Святые.

Когда мы навещаем усопшего родственника на кладбище, думая о том, что он, возможно, когда-нибудь будет прославлен, мы просим Бога об упокоении его духа. Но если он уже находится рядом с Небесным Отцом, если Господь уже признал его Святым, то наше обращение превращается в молитву к этому Святому.

Раньше служили Панихиды за упокой царственных страстотерпцев, причём до того, как они были прославлены. Нужны были им подобные молитвы? Очень сомневаюсь. Ведь они уже были приняты в Царствии Небесном самим Господом.

Или взять, к примеру, митрополита Зиновия и схиархимандрита Виталия - они были Старцами Глинской пустыни, великими Православными подвижниками. Многие приезжали к ним, и почили они, можно сказать, один за другим. И, несмотря на то, что митрополита Зиновия уже прославили, а схиархимандрита Виталия - ещё нет, многие христиане относятся к ним с одинаковым почтением и благоговением.

-5

Я сам ездил к местам их захоронения вместе с другими паломниками. У мощей митрополита Зиновия мы исполнили величание, а у могилки схиархимандрита Виталия отслужили литию.

Не следует воспринимать молитвы как некие магические заклинания, при совершении которых что-то должно «сработать». Наши молитвы - это, прежде всего, возможность духовно пообщаться с кем-то, кто нам дорог .

Когда мы возносим молитву о человеке, пускай и находящемся на другом краю света, мы вовлекаем в это духовное общение как его самого, так и Господа. И не важно, верит этот человек или нет - всё равно акт этого благодатного общения будет совершён. То же самое происходит и в те минуты, когда мы возносим молитвы о почивших - живые обращения к Богу вновь объединяют нас.

Кроме того, не нужно думать, что в Царствие Небесное входят только те, чьи имена значатся в Церковных календарях. В противном случае, у нас не было бы даже надежды на Спасение - куда нам, таким неидеальным, грешным и слабым до Святых Угодников Божьих?

Многие Святые, находящиеся рядом с Небесным Отцом, не прославлены, но мы продолжаем возносить молитвы об упокоении их духа, а они, в то же время, не перестают молиться о нас с Вами!».

Читайте еще: