Найти в Дзене

Фотографы Ялты конца XIX – начала XX века: Л. В. Средин, С. А. Линден, А. И. Панзо, Х. Н. Запуниди, Н. Ф. Мурзин

Автор - Александр Гаврелюк Имя следующего представителя нашего краткого обзора хорошо известно ялтинским чеховедам, поскольку он был другом Антона Павловича Чехова. Более того, есть мнение, что он сделал не только первую, но и последнюю фотографию писателя в Ялте. Речь идёт о враче, фотографе-любителе, художнике Леониде Валентиновиче Средине, который в начале 90-х годов XIX в. с семьей приехал в Ялту и поселился сначала в доме графини Александры Васильевны Комаровской в Дворянском переулке, а в 1898 году переехал в дом Григория Федоровича Ярцева (южнобережного лесничего) на Гимназической улице. Видимо поэтому среди работ Средина много фотографий лесничества и усадьбы лесничего. В 2012 году Ялтинский историко-литературный музей, обладающий большой коллекцией фотографий этого мастера, выпустил книгу «Крымский свет фотографий Леонида Средина». В ней содержится около двухсот его фотографий, которые дают «возможность читателю познакомиться с деятелями русской культуры в непринужденной обст

Автор - Александр Гаврелюк

Имя следующего представителя нашего краткого обзора хорошо известно ялтинским чеховедам, поскольку он был другом Антона Павловича Чехова. Более того, есть мнение, что он сделал не только первую, но и последнюю фотографию писателя в Ялте. Речь идёт о враче, фотографе-любителе, художнике Леониде Валентиновиче Средине, который в начале 90-х годов XIX в. с семьей приехал в Ялту и поселился сначала в доме графини Александры Васильевны Комаровской в Дворянском переулке, а в 1898 году переехал в дом Григория Федоровича Ярцева (южнобережного лесничего) на Гимназической улице. Видимо поэтому среди работ Средина много фотографий лесничества и усадьбы лесничего.

 Л. В. Средин (из фондов ЯИЛМ)
Л. В. Средин (из фондов ЯИЛМ)

В 2012 году Ялтинский историко-литературный музей, обладающий большой коллекцией фотографий этого мастера, выпустил книгу «Крымский свет фотографий Леонида Средина». В ней содержится около двухсот его фотографий, которые дают «возможность читателю познакомиться с деятелями русской культуры в непринужденной обстановке южной природы, увидеть Крым чеховской поры глазами современника…»

Вид на гостиницу «Россия» с мола (фрагмент). Из книги «Крымский след фотографий Леонида Средина»
Вид на гостиницу «Россия» с мола (фрагмент). Из книги «Крымский след фотографий Леонида Средина»

С А. П. Чеховым связано ещё одно имя (предположительно ялтинского) фотографа. Дело в том, что музейному фонду России известно пять фотографий с авторством С. А. Линдена. Все они изображают Чехова – одна в 1898 году, а остальные – в Ялте 18 апреля 1904 года.

А. П. Чехов со своими собаками. Работа А. Линдена
А. П. Чехов со своими собаками. Работа А. Линдена

Эти четыре фотографии запечатлели писателя буквально в последние дни его жизни в Ялте. На одной из них, достаточно растиражированной, Антон Павлович в своём ялтинском саду с двумя собачками – Тузиком и Каштаном. Однако, анализ переписки Чехова позволяет предположить, что на фотографии не Каштан, а Шарик, т.к. ещё летом 1903 года «Ярцев взял ленивого и прожорливого Каштанку», а 23 апреля 1904 г. Чехов пишет, что «Тузик сердится, Шарик чувствует себя мещанином и робко помахивает хвостом». К сожалению, о фотографе пока ничего не известно. Возможно, он как-то связан с семьей Срединых, т.к. в день фотографирования Чехов написал своей жене о том, что «приедет сейчас Софья Петровна [жена Леонида Средина] со скучнейшим господином, который будет снимать меня». Кстати, авторство С. А. Линдена не подвергалось сомнению ещё в 1940 году – на двух листах из Альбома «А. П. Чехов. Передвижная выставка ГЛМ» указывается его имя.

Соседями А. П. Чехова по Нижней Аутке была семья греков, которая дала Ялте ещё одного фотографа – Антона Ильича Панзо, являвшегося племянником Василия Христофоровича Кондараки, автора фундаментального труда «Универсальное описание Крыма». Антон Панзо настолько увлекся фотографией, что открыл свой салон и стал «одним из пионеров портретной фотографии в Крыму».

-4

Вероятнее всего, фотография А. И. Панзо просуществовала до конца 20-х годов прошлого века, когда в стране закончился период НЭПа. Его работы, как пишут авторы краеведческого издания «Наследие. История рода Кондараки», «обнаруживаются во многих домашних фотоальбомах в разных концах нашего земного шара», но имя его, к сожалению, не вошло в Словарь-справочник «Российские фотографы (1839 – 1930)».

Одна из работ А. Панзо
Одна из работ А. Панзо

Ну, а дело Антона Ильича продолжил его внучатый племянник Михаил Евгеньевич Кравец, который на протяжении многих лет руководил фотостудией в Доме пионеров г. Ялты.

Среди фотографов-греков, работавших в Ялте, нельзя не упомянуть Харлампия Николаевича Запуниди.

Один из личных штампов Х. Запуниди
Один из личных штампов Х. Запуниди

Фотографии Х. Запуниди «Крещенский праздник на юге» обнаруживаются в № 4 за 1910 год художественно-литературного и юмористического журнала «Искры».

Вырезка из журнала «Искры» № 10 за 1910 год
Вырезка из журнала «Искры» № 10 за 1910 год

В мае 1914 года Запуниди сделал фото Григория Распутина в Ялте и этот снимок был опубликован в журнале «Огонёк» от 8 (21) июня того года. В этом же номере журнала размещена подборка фотографий Запуниди «Пребывание Их Императорских Величеств и Августейшей Семьи в Крыму». А большинство фотографий царской семьи на отдыхе в Крыму, сделанные осенью 1913 года Харлампием Запуниди, вошли в альбом с фотографиями, хранящийся в Ялтинском историко-литературном музее, который в 2019 году опубликовал его под названием «Царский альбом в стиле репортажа. Крым. 1913 г.». В этом альбоме императора содержатся «скорее фоторепортажи об отдельных событиях из крымской жизни императорской семьи. … Это можно объяснить тем, что альбом выполнен не императорским, а молодым крымским фотографом, и снимал он только те события, на которые был допущен. Все снимки сделаны на расстоянии, качество ниже, чем у императорских фотографов». За этот альбом Харлампий Николаевич «удостоился чести получить из кабинета Его Императорского Величества золотые с цепочкой часы», а на личном штампе фотографа появилась надпись «Удостоен. Высочайшей Благодарности». Имя этого фотографа мало кто знает, его также нет в Словаре-справочнике «Российские фотографы (1839 – 1930)».

Анализ доступной информации позволяет предположить, что начинал Запуниди, как фотокорреспондент газет и журналов. В сентябре 1913 года (по автографу) он на паях с П. Хавкиным (в краеведческой литературе это имя ялтинского фотографа встречается) арендует или владеет фотоателье на Набережной «против Горного клуба». В книге ялтинского музея приводятся и другие факты из жизни Харлампия Николаевича. Например, то, что «в 1915-1916 годах он на паях с В. Смирновым владел фотографией в Севастополе. После установления советской власти в Крыму Х. Запуниди в 1920-1921 годах работал фотографом уголовного розыска севастопольской милиции. В 1929 г. кустарь-фотограф Х. Запуниди владел фотографией «Омега» на ул. Л. Троцкого в Севастополе». Однако, есть личный штамп фотографа, проставленный на фотографии, датированной 1925 г., где фотография «Омега» с фотографами Х. Запуниди и П. Кобешавидзе, да ещё и с КО, располагалась в Севастополе, Ялте и Алупке. На другой фотографии с личным штампом фотографа написано «Алупка – Крым. Х. Запуниди, П. Кобешовидзе». На одной из фотографий Ласточкиного гнезда, сделанной в 1928 г., исследователи обнаружили рекламную надпись на каменной кладке: «Фотограф Запуниди». Сам Харлампий Николаевич? Но ниже присутствуют буквы «АХ». Сын? А вот фамилия фотографа Кобешавидзе на оригиналах оттисков личных штампов писалась по-разному: то «Кобешовидзе», то «Ковешавидзе». В 1904 г. владельцем участка по Симферопольской улице, 22 был некий Кабешавидзе. Как знать – может это и есть наш фотограф?

Фамилия ещё одного фотографа, жившего в Ялте, подсказана нам книгой «Российские фотографы (1839 – 1930)». Это Николай Федорович Мурзин. О его фотографических успехах там достаточно много информации. Он иногородний член Русского географического общества с октября 1909 года, имеет похвальный отзыв конкурса фоторабот, устроенного журналом «Фотограф-любитель» в ноябре-декабре 1908 г. Н. Ф. Мурзин был участником «Салона-911» в Киеве, выставки Фотографического отдела Харьковского отделения Императорского русского технического общества и других в Тамбове, Иркутске, Архангельске, Симферополе, Одессе. Участвовал и в Международной фотовыставке в Граце. За представленные работы имел награды: серебряную медаль по разделу «Пейзаж» и золотую медаль по разделу «Портрет» на VI художественно-фотографическом конкурсе РФО в январе 1913 г., диплом II степени на фотовыставке АФО. В 1913-14 годах Николай Мурзин – член редколлегии журнала «Вестник фотографии». А вот в 1907 году Николай Федорович, проживавший в то время на Аутской улице, дом князя Барятинского, № 27, откликнулся на письмо Санкт-Петербургского Попечительного Комитета о сестрах Красного Креста в пользу общины Святой Евгении, опубликованное в журнале «Фотограф-любитель», и предложил свои негативы с видами Ялты и окрестностей для репродукции их на открытых письмах.

Открытка в пользу Общины Св. Евгении
Открытка в пользу Общины Св. Евгении

Учитывая, что до 1910 года издатели далеко не всегда указывали авторов фотографий на открытках, то, как знать, может некоторые ялтинские виды, репродуцированные на открытках в пользу Общины Святой Евгении, это работы Н. Ф. Мурзина?