Едва выстрелила первая пара серий в эфир, сообщество разделилось на лагеря: «смотреть обязательно!» и «долой эту чернуху!» Между ними пропасть и лишь одна точка соприкосновения: да, всё так и было. Но не только в Казани конца 80-х, а в начале 90-х и по всей стране. «Ласковый май» рубит из колонок, в подворотнях рубятся пацаны – за улицу. Наш жёсткий Егор Полуянов однозначно примкнул к первому лагерю – надо смотреть. И помнить
Здрасьте, давно не виделись. Ух, я весь напружиненный, ещё не остывший от чтения кликушеских комментариев а-я «зачем вы это наснимали». Мол, если не снимать, забыть, прикрыв глаза дрожащими ладошками, то прошлое рассосётся, само перепишется в «приключения Незнайки» в эдемских кущах с молочными реками и кисельными берегами. Нет уж, хорошие мои: того, что было, не отменить. И нечего прятаться в кусты, стоит по-взрослому разобраться – как допустилось-то такое.
Я снимаю шляпу перед мужеством режиссёра Жоры Крыжовникова – львиную долю разгневанных люлей огребает он. Но наверняка знал, на что шёл, именно поэтому так блестяще отработан сценарий. Да и не юнец, почти 45 лет, родом из приволжской провинции – определённо в теме, так скачать, застал эпоху. И он мудро, по-мужски спокойно воспринимает трубящий хор: «Аааа, вы показываете нас /город, страну, молодость, двор/ - плохо, каквамнистыдна!» Потому что целью команды было вовсе не очернить – хотя события и персонажи потрясающе достоверны, а разобраться в социальном феномене: почему вообще возникает альтернативная власть.
Удивительно, как мы, русские, не любим всё своё. Ведь Крыжовников (вообще-то Андрей Першин) не первопроходец. До него Ф.Ф. Коппола снял «Крёстного отца» - и вот прямо с 1972 года фильм числится в легендах. Хотя он про разборки уличной/городской понаехавшей мафии...
В 1983 Серджо Леоне показал нам «Однажды в Америке» - что творили в нью-йоркских трущобах отчаянные парни. Которые сделали ставку на бутлегерство (благо, «сухой закон») и верили, что сумеют пройти «огонь, воду и медные трубы», не подмочив звание лучших друзей. И снова история становится культовой!..
Ребят, а ведь у нас всё то же самое – только не в Америке бушевало, а в Казани и по всей территории тогда ещё огромной державы. Что собственно доказывает целую охапку банальных истин. Во-первых, мужчины взрослеют одинаково – в лужах крови, декалитрах тестостерона и звериных оскалах. Ну, таков путь инициации.
Во-вторых, что альтернативное правосудие всегда возникает там, где слабеет официальная власть: неважно, что тому виной - загибающийся режим или коррумпированное руководство. И кстати, эта стихийная вольница подчас авторитетнее легитимных отцов города – «здоровья вам, дон Корлеоне».
В-третьих, человечество, хоть ты обтыкайся его хрючкой в декларации и хартии, всегда будет делить себе подобных на своих и чужих – будь то чужак с иной улицы, или из далёкой страны и т.п., иной веры и мировосприятия.
В-четвёртых, хеппи энда не будет ни в коем случае – «так исторически сложилось» (с). Маэстро Крыжовников здесь предельно честен, не оставляет даже намёка, что в конце приедет «Гэндальф на светящейся лошади и всё порешает». Да и как, какой мог бы быть хеппи энд, если угрюмых свидетельств той эпохи – целые аллеи на кладбищах. Я про мраморные надгробия, на которых всё по-богатому – и «герой инсталляции», и фоны из шестисотых мэрсов, и пафосные слова прощания, например, от братвы. Которая вскоре после посвящения прилегла рядом, на соседнем участке. Это те, кто относительно благополучно пережили «дворовые и уличные» левелы, но срезались на более позднем и крутом этапе.
И наконец, что всегда в таких формированиях всё же есть свой кодекс чести. Женщины, старики и слабые – неприкосновенны; дружба и верность – превыше всего; предать своих значит стать нерукопожатным, и оправданий здесь нет, ведь предательство – не финал цепочки досадных обстоятельств, это выбор пацана, который нарушил своё слово…
Я сам родом из того поколения. Под замес попадал пару раз и с радостью бы продолжил, если бы батя не пресёк и не отправил туда, где мужчины взрослеют, нося погоны и служа Отечеству. И могу заверить: достоверность атмосферы на экране сбивает с ног. Так и жду, когда в кадр зарулит кто-то из бедовой юности – Вова Модный и Слава Пекарь. Даже забываю, что они навсегда остались ТАМ…
И вот ещё что. Пусть это наивно и отдаёт нафталинной патетикой, но мне приятно видеть тех, кто стоит насмерть за свою улицу, свой район, город. И не сдёргивает через кордоны заборы в тепло-сыто-безопасно. Думаю, со стороны киношников тут есть зубастый намёк...
В общем, далее рвать рубаху на груди считаю бессмысленным. Моё вам мужское слово – сериал стОящий просмотра.
И коль остановиться на полном ходу всё равно не могу, приведу комментарии из обсуждения фильма. Ради объективности – разнополярных.
С вами был Егор ПОЛУЯНОВ.
Комментарии:
+ «Я хотела обсудить этот сериал, но как-то опасалась первой написать пост. Я тоже залпом посмотрела три серии. Я 1976 г.р. и сериал вошел в самое сердце. Я даже не могу описать свои ощущения от просмотра. Настолько все достоверно, что ты как будто проваливаешься в детство, идешь в школу в этом раздутом китайском пуховике, где не пух а перья )), а подруге еще не купили такой пуховик, у нее пальто из детского мира. В раздевалке пацаны дерутся. Дома папа только что купил радиолу Вега и ты после школы слушаешь пластинки с радио спектаклем. Отдельное спасибо за кавер на песню «На заре». У меня нет ностальгии по тем временам, но при просмотре сериала внутри все сжимается от непонятного чувства смесь отвращения и восторга…»
+ «я тоже на сто процентов была уверена, что не буду смотреть, из-за дурацкого названия. Но случайно увидела фотографии с премьеры. Там такие замечательные молодые актеры, незаезженные лица. Решила посмотреть первую серию и очнулась только когда посмотрела все три. Как под гипноз попала. Я росла хорошей девочкой, про группировки только слышала, но пока суть сериала вижу в том, что в то время улица воспитывала детей, в независимости от положения их родителей. И это отчасти правда…»
+ «Я всю эту «пацанскую» эстетику не воспринимаю. А тут прямо в сердце попала атмосфера, музыка, операторская работа, внимание к деталям. Посмотрим что будет дальше, сегодня 4 серия»
- «Штамп на штампе. И снова седая ночьььь, скрипачка и хулиган, наивная мамаша, дружба простых пацанов, афганец - справедливец...»
- «Сериал, конечно, классный, только драма та ещё. Тяжёло будет до конца досмотреть. Но ждём с нетерпением выхода следующих серий»
- На ту же тему: