Доброго Вам времени суток! Сегодня мы с Вами пройдем от Бульварного кольца до конца улицы Петровки, и там, где она плавно переходит в Каретный ряд, зайдем в сад Эрмитаж. В прошлый раз мы с Вами остановились перед Бульварным кольцом, разглядев, как смогли, Высоко-Петровский монастырь и прогулявшись во дворике Московского музея современного искусства на Петровке. Теперь мы пересекаем Бульварное кольцо по площади Петровские ворота, там, где встречаются два бульвара этого кольца: Страстной и Петровский. Как раз там, где заканчивается Страстной бульвар, мы и переходим Бульварное кольцо.
Памятник В.С. Высоцкому на Страстном бульваре.
Страстной бульвар, по своей протяженности не самый маленький, но и не самый большой, однако, это самый широкий бульвар Бульварного кольца, максимальная его ширина – 123 метра! Еще этот бульвар, кроме всего прочего, весьма насыщен памятниками. Начиная со знаменитого памятника А.С. Пушкину на Пушкинской площади, в самом начале бульвара, мы еще на него полюбуемся, но позже, не в этот раз, затем на этом бульваре можно увидеть памятники А.Т. Твардовскому и С.В. Рахманинову. А заканчивается этот бульвар памятником Владимиру Высоцкому.
Владимир Семенович изображен здесь во весь рост, с гитарой за спиной и с распростертыми в стороны руками, он смотрит в небо, как будто обращается к небесам своей душераздирающей песней или монологом. Этот памятник был установлен в 1995 году к пятнадцатой годовщине его смерти. До этого мы видели памятник Высоцкому во дворе музея современного искусства в исполнении З.К. Церетели, а этот памятник выполнен скульптором Г.Д. Распоповым.
Усадьба Гагариных – Английский клуб – Ново-Екатерининская больница – Московская городская дума.
Если Вы заметили, памятник Высоцкому почти на всех фотографиях был на фоне старинного, в стиле «классицизм», большого здания с многочисленными колоннами, это здание было построено знаменитым архитектором Матвеем Казаковым в конце XVIII века, а перестроенное, после московского пожара, другим знаменитым архитектором, уже в следующем веке, Осипом Бове.
Это здание Московской городской думы, правда дума там «поселилась» недавно, а раньше там была Ново-Екатерининская больница, а до нее – Английский клуб, который описывал в своем романе «Война и мир» Лев Толстой, а до него – усадьба князей Гагариных. Тогда-то и было построено это здание с двенадцатиколонным портиком, над которым красуется герб Российской империи, воссозданный в 2015 году вместе с датой основания Екатерининской больницы.
Петровка, 38.
Дальше, перейдя Бульварное кольцо и направляясь по Петровке вдоль парка Екатерининской больницы, напротив парка нельзя не обратить внимание на расположившееся там большое желтое здание с двумя флигелями с четырехколонными портиками и большим двором между ними. Адрес этого здания знают, наверное, все жители нашей страны по многочисленным фильмам про милицию-полицию, здесь сейчас располагается Главное управление МВД России по городу Москве.
А здание было построено здесь в стиле «ранний ампир» как усадебный дом князей Щербатовых в 1800 году, некоторые приписывают авторство все тому же Осипу Бове, но это не точно. Однако, в 20-е годы того же столетия оно было перестроено. Но сегодняшний вид здание получило уже в 1958 году, когда было вновь перестроено по проекту архитектора Бориса Мезенцева в стиле «сталинский ампир». Собственно, Щербатовым это здание принадлежало не долго, уже вскоре после первой перестройки здесь разместилось управление корпуса жандармов и казармы для них же. По сути, с тех времен направление деятельности ведомств, находящихся в нем, не менялось, как бы они не назывались.
В центре внутреннего двора в 1977 году был установлен бюст главе ВЧК Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому работы скульптора Анатолия Бичукова. Правда в 1991 году, после «путча», как и на Лубянской площади, он был демонтирован, но в отличии от Лубянки, здесь он был возвращен на свое место в 2005 году. Еще здесь в 2016 году был установлен памятник Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову, которых блестяще сыграли в известном многосерийном фильме Станислава Говорухина два Владимира – Высоцкий и Конкин. Правда установлены они на лестничном марше левого крыла за густой листвой деревьев, ну а во двор, чтобы рассмотреть их поближе, сами понимаете, без пропуска не зайдешь, поэтому, мы их так и не увидели, а жаль, был бы еще один великолепный экземпляр в мою «копилку» памятников Владимиру Семеновичу. Пришлось ограничиться только «Железным Феликсом», которого видно издалека.
Сад Эрмитаж.
Дойдя до конца парка Екатерининской больницы с одной стороны, и здания на Петровке, 38, с другой стороны, за двумя переулками, примыкающими к улице, слева – Успенский, справа – Средний Каретный, улица Петровка переходит в, начинающуюся здесь, улицу Каретный Ряд. А сразу за перекрестком, слева, начинается территория одного из старейших в Москве парков развлечений – сада Эрмитаж.
Первоначально, еще в 30-е годы XIX века, этот сад располагался дальше от центра, на Божедомке. Это был первый в Москве увеселительный сад с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Однако, уже к концу того же столетия он пришел в запустение и начал застраиваться домами, но вновь возродился на, купленном купцом Я.В. Щукиным, участке в Каретном ряду и на его же средства. Официально новый «Эрмитаж» открылся 18 июня 1895 года (по другим данным – 1894 года).
Вот на территорию этого сада мы сейчас и заходим, а первое, что нам встречается после главного входа, это большой красивый фонтан, по виду старинный, но никакой вразумительной информации о нем я, к сожалению, не нашел. За фонтаном просматривается еще и старинное здание, это здание театра «Эрмитаж», но оно частично завешано декоративными баннерами, видимо, проводятся реставрационные работы, и насколько я знаю, уже очень давно.
Со времени своего основания, этот сад известен, собственно, не парком, а увеселениями и театральными постановками, которые в нем происходили. Так, когда-то, с 1898 по 1902 годы, здесь начинал свою творческую деятельность Московский художественный театр – детище Станиславского и Немировича-Данченко. В саду и сейчас находятся три театра: кроме уже упомянутого театра «Эрмитаж», есть еще театр «Сфера» и «Новая опера». Вот к последнему мы сейчас и направляемся, пойдя вправо от фонтана. А перед тем, как к нему подойти, нам встречается вот такая причудливая беседка.
Полное название этого театра – Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова, названный в честь первого художественного руководителя Евгения Колобова, который создал этот театр в 1991 году при поддержке Юрия Лужкова. А первоначально он назывался «Зеркальный театр», строительство которого, как нового летнего театра, по задумке владельца сада Я.В. Щукина, завершилось в 1910 году. Архитектором театра был Александр Николаевич Новиков.
С другой стороны театра имеется еще одна такая же витиеватая беседка. У меня нет информации о том – старинные они или новодел, но выглядят весьма интересно и гармонично рядом с театром.
Затем мы проходим по аллее в тени деревьев, и выходим к летней эстраде-раковине, на которой в свое время выступали многие известные артисты. А рядом с этой эстрадой установлены памятники двум великим русским композиторам: Петру Ильичу Чайковскому и Михаилу Ивановичу Глинке.
Теперь мы поворачиваем налево и идем, как бы, по кругу этого сада. Пройдя немного, мы встречаем еще один симпатичный фонтан, он поменьше предыдущего, того, что у входа, но тоже выглядит очень интересно.
Затем мы подходим к еще одному памятнику, это бюст французского писателя Виктора Гюго, созданный в 1920 году и подаренный Москве мэрией Парижа в 2000 году в ответ за, поставленный в саду Поэтов недалеко от теннисного стадиона Roland Garros в Париже, за год до этого, памятник Пушкину.
Пушкина мы еще вспомним, а здесь, рядом с Виктором Гюго, мы с Вами пока расстанемся, так как после этого мы пошли на выход из сада Эрмитаж и вышли в Успенский переулок, но это уже совсем другая история – следующая.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!