Каждый уважающий себя москвич (и не только) побывал в Останкино. Ну, а как сюда не заехать. Тут и шикарный парк, и пончики, и белки... Но самое главное - Останкинская телебашня, которую видно за десятки километров от места её расположения.
Только вот, как добраться до неё жителям восточной части столицы. Нет, конечно есть МЦД, но это с пересадкой и поэтому затруднительно. Приходится или ждать подолгу монорельс, или добираться пешком через Октябрьскую железную дорогу.
А был ли шанс, что "салатовая" линия метрополитена сделает эдакую загогулину и повернёт от "Марьиной рощи" до "Останкино" в последующим возвратом на "Фонвизинскую"? Был же! И вот какой. Сейчас расскажу. А поможет мне в этом Георгий Молодцов, главный инженер этих проектов, и его статья в журнале "Метро и тоннели" 2005 г.
Рассматривались три варианта прохождения трассы на этом участке. Первый очень радикальный и затратный. От "Марьиной рощи" ветка шла к ОЖД и там на стыке Шереметьевской и последними (по цифрам) проездами Марьиной рощи должна была расположиться станция "Шереметьевская". Далее метро пересекала железную дорогу и вела нас к железнодорожной станции "Останкино". Именно там и располагалась одноимённая станция. Северный выход был вёл к ул. Академика Королёва, южный к имеющемуся уже подземному переходу на восточную сторону от ж/д. Получался такой удобный переход из метро на нынешнюю МЦД3 и обратно. И дальше следовало ещё одно пересечение с ОЖД и подход к нынешней станции "Фонвизинская", которая в проекте называлась не иначе как "Бутырский хутор".
Мне кажется, что это был бы наиболее удачный вариант трассировки. Но активно воспротивились "организации, эксплуатирующие Останкинскую телебашню". Прокладка тонеллей под этой зоной нежелательна, что, конечно, осложнило бы строительство линии метрополитена.
Территория в районе башни - это охранная зона, назначением которой служит защита фундамента от нарушений естественного гидрогеологического режима его основания. Так что и второй вариант трассировки со станциями "Звёздный бульвар" (на пересечении оного с Аргуновской ул.) и "Телецентр" (на пересечении ул.Академика Королёва и Ботанической) не прошёл контроль. Единственно, что было плюсом этому варианту - это возможный переход на станцию хордовой линии из Солнцево в Мытищи. Но такая хорда не случилась и переход стал не нужен.
В итоге в 2016 г. была открыта одна станция "Бутырская" - проектные названия "Шереметьевская" и "Останкино", что, конечно, ускорило путь пассажиров от "Марьиной рощи" до "Фонвизинской", но никак не решило транспортную проблему. От метро "Бутырская" через подземный переход ж/д станции "Останкино" до другую стороны ОЖД целых 600 метров по открытой местности, что не всегда удобно.
Но, всё же, это лучше, чем ничего. Приезжайте в Останкино, пусть даже и не прямым ходом на метро!