Железнодорожный вокзал – первое, что видят гости того или иного города, пребывающие на поезде. Во все времена в России к строительству вокзалов привлекали лучших архитекторов, инженеров, скульпторов и художников-оформителей. Как результат, по всей стране разбросаны десятки и даже сотни прекрасных вокзальных зданий, признанных памятниками архитектуры и являющихся важными городскими достопримечательностями. В рамках сегодняшний статьи мы познакомимся с десятью красивейшими вокзалами России. Список, разумеется, субъективен, ведь «вокзальная» красота нашей страны не ограничивается, просто не может ограничиваться десятью приведенными ниже строениями. Но и начинать с чего-то нужно, так что не медля отправляемся в путь по железным дорогам России.
Волгоград
Начнем сегодняшнюю виртуальную экскурсию по железнодорожным маршрутам нашей страны c Волгограда, где находится один из самых грандиозных вокзалов советской эпохи. Будучи одним из наиболее ярких во всем Волгограде образцов сталинской архитектуры, современное здание вокзала было построено в 1954 году взамен старого, разрушенного во время Великой Отечественной войны. При этом первый поезд прибыл на станцию уже в марте 1943 года, спустя всего лишь полтора месяца после завершения Сталинградской битвы. Но в ходе масштабной реконструкции города, естественно, встал вопрос и о строительстве полноценного вокзала. Здание возводили под стать городу-победителю: при строительстве не мелочились на мрамор и гранит, обильно украсив его скульптурами и барельефами, колоннами и вытянутой башней с циферблатом. Ко времени постройки волгоградского вокзала Москву уже украсили 5 из 7 знаменитых высоких, а их уменьшенные копии (подражания), «здания со шпилями», начали появляться по всему Союзу, украшая центральные проспекты и площади крупных городов. Без сомнения, Волгограду досталось одно из самых ярких сооружений, напоминающее своим видом высотки Москвы.
Шуя
Следующий вокзал, о котором пойдет речь располагается в городе Шуя Ивановской области и являет собой уникальный в масштабах России пример бережной реставрации и придания исторического облика изрядно подряхлевшему зданию. Железнодорожный вокзал в Шуе был открыт еще в конце XIX века и ждал своей полноценной реставрации более 120 лет, а дождавшись, буквально заиграл новыми красками. Не серыми и красными, являющимися фирменными цветами РЖД, а ровно теми, что и планировались во времена строительства. Случай поистине уникальный, ведь одно дело, когда речь идет о масштабных вокзальных комплексах, очевидных архитектурных памятниках, другое – когда в центре внимания оказывается небольшая провинциальная железнодорожная станция. Шуйский вокзал – прекрасный пример для подражания. Хотелось бы верить, что данный случай положит начало системным преобразованиям в плане реставрации исторических вокзалов, а не останется исключением.
Новый Петергоф
Совершенно невозможно обойти вниманием в контексте рассматриваемой темы и готическое здание станции Новый Петергоф, во многом уникальное для российских широт. Напоминающее не то средневековый рыцарский замок, не то европейский католический собор здание является одним из лучших архитектурных образцов неоготики в нашей стране. Вокзал Новый Петергоф был построен в 1857 году по проекту знаменитого петербургского архитектора Николая Бенуа, взявшего, как принято считать, за основу итальянский средневековый собор в Орвието. Вокзальное здание богато многочисленными горельефами, лепниной и декоративными башенками, усложняющими общую композицию, но при этом заставляющими безотрывно любоваться этим величественным сооружением. И, кстати, в самом Петергофе есть еще одно примечательное готическое сооружение – капелла, но о ней как-нибудь в другой раз.
Владивосток
А вот вокзалов, построенных в традиционном русском стиле, в нашей стране, как ни странно, совсем немного. В памяти всплывают разве что Рижский и с натяжкой Ярославский вокзалы в Москве, плюс старый вокзал Екатеринбурга. Ну, и, конечно же, масштабное здание владивостокского вокзала, напоминающее старорусский царский терем. К слову, считается, что свой облик вокзал во Владивостоке получил как раз благодаря Ярославскому вокзалу в Москве: начальную и конечную станции Транссибирской железнодорожной магистрали было решено построить в схожем стиле. Но если вокзал в Москве, построенный по проекту Федора Шехтеля, содержит ряд архитектурных элементов модерна, то вот владивостокский вокзал, авторами которого стали Платон Базилевский и Владимир Плансон, – русский стиль в чистом виде. Изразцы, крыша с литыми завитками, гирьки и кокошники, мозаики и панно – каждый элемент владивостокского вокзала прекрасен в отдельности. Ну, а в совокупности они формируют облик одного из красивейших вокзалов нашей страны.
Оренбург
Величественный, даже грандиозный вокзал Оренбурга поистине впечатляет своими размерами, так, будто открывался он не в небольшом 50-тысячном городе, расположенном на торговом маршруте в Среднюю Азию, а по меньшей мере в одном из императорских пригородов Петербурга. Впрочем, разгадка размеров оренбургского вокзала в действительности довольно проста: здание достраивалось по крайней мере трижды, обзаведясь с обеих сторон двух- и трехэтажными крыльями, дополнительными строениями (залы ожидания, кабинеты начальника и дежурного по станции, квартиры для работников и др.), подъездом для конных повозок. Добавьте сюда же отличный декор и многочисленные архитектурные элементы, полуколонны, карнизы, богатую лепнины, и вот перед нами яркий образец транспортной архитекторы, настоящее украшение города и всей Южно-Уральской железнодорожной магистрали.
Витебский вокзал
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге – неизменный участник списков самых красивых вокзалов России, и, надо признать, заслуженно. Старейший железнодорожный вокзал России действительно выглядит и изящно, и величественно одновременно. Построенный в 1904 году Витебский вокзал стал одним из первых в Петербурге общественных зданий в стиле модерн. Среди наиболее ярких архитектурных решений, формирующих внешний облик здания: асимметрия объемов, обилие металла в отделке здания, вытянутые окна разной формы, витражи и декоративные фонари. Здание подверглось масштабной реконструкции в начале 2000-х годов, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, и сегодня выглядит с иголочки.
И при этом Витебский вокзал едва ли не более красив внутри, нежели снаружи. Основной зал вокзала – гигантский вестибюль высотой более двадцати метров с парадной лестницей из мрамора. Впрочем, по-своему прекрасно каждое из внутренних помещений, включая залы ожидания, световой зал и даже багажную комнату. Но, конечно же, лучше, чем сто раз увидеть фотографии, побывать здесь самому. Обязательно запланируйте посещение вокзала, если соберетесь отправиться в Петербург. P.S. А еще именно отсюда отправляются электрички в прекрасный Павловск, один из самых недооцененных петербургских пригородов.
Рыбинск
Далее у нас на очереди еще одно впечатляющее вокзальное здание, Рыбинский вокзал, не уступающий по своей красоте императорским резиденциям под Петербургом. Недаром его проектированием занимался инженер и архитектор Сима Минаш, также участвовавший в работе над Витебским вокзалом. Внешний облик этого эклектичного вокзального здания внезапно содержит отсылки к венскому сецессиону (объемный декор и растительные орнаменты). Совсем недавно в этом блоге выходила статья, посвященная зданиям в стиле сецессион в Вене и Москве, и вот мы вновь возвращаемся к этому яркому архитектурному стилю. Рыбинский вокзал был построен в 1905 году, а в 2014 году был капитально отреставрирован, вновь получив свой первоначальный торжественный вид. Ну, а спустя еще три года в самом Рыбинске был запущен масштабный проект возрождения старинных, дореволюционных вывесок, буквально превративший этот город из заурядной провинции в уникальный для России туристический бренд. Если еще не были, обязательно побывайте!
Тверь
Традиционно, говоря о вокзальных зданиях, являющихся памятниками архитектуры советского модернизма, упоминают Иваново и Липецк. Упоминают, безусловно, оправданно, но, на мой взгляд, в не меньшей степени достоин упоминания и вокзал Твери. Современное вокзальное здание было открыто 29 июня 1991, на излете советской эпохи, и тем самым вполне может считаться одним из последних модернистских шедевров позднего СССР. Сложно представить, чтобы через пару-тройку лет в городе было построено столь же фактурное здание с главным фасадом, включающем три опрокинутые арки, и высокой прямоугольной башней с часами. Существенной ложкой дегтя в истории со строительством тверского вокзала является то, что в ходе реконструкции привокзальной площади был разрушен собор Александра Невского. Несколько лет назад собор восстановили на прежнем месте, но и это вызвало недовольные отклики: теперь вышло так, что новое здание частично загораживает старое. Полагаю, восстанавливать собор было нужно, но сделать это вполне могли и в сотне метров. Впрочем, из-за того, что два здания не слишком-то гармонично уживаются на одной площади, каждое из них в отдельности отнюдь не становится хуже.
Минеральные Воды
Вокзальное здание в Минеральных Водах, де-факто являющееся въездными воротами в главный курортный регион России, лишний раз подтверждает: строить красивые вокзалы в нашей стране умели во все времена и во всех стилях. Современный минераловодский вокзал был открыт в 1955 году взамен утраченного и представляет собой типичный образец помпезной сталинской архитектуры со всеми необходимыми и достаточными элементами данного стиля, включая колоннаду, вытянутую часовую башню, обилие лепнины и мрамора в отделке. Нашлось место даже для скульптуры орла, официального символа курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Часто во время обсуждения вокзала Минеральных Вод упоминают любопытный факт: именно здесь в 1978 году состоялась так называемая «встреча четырех генсеков», одного на тот момент действующего, Брежнева, и четырех будущих: Андропова, Черненко и Горбачева. Так уж совпало, что местом встречи стало здание, в полной мере соответствующее статусу участников, настоящий советский дворец, торжественный и монументальный.
Обозерская
Ну, и в завершение сегодняшнего списка совсем, казалось бы, неприметная железнодорожная станция в пгт Обозерская, расположенная на необъятных просторах Архангельской области, а именно, в Плесецком районе. Здание станции представляет собой трехэтажную постройку в стиле северного модерна. Автор проекта – великий русский архитектор Лев Кекушев, непревзойденный мастер русского (московского) модерна, чьи архитектурные шедевры по сей день служат настоящим украшением российской столицы. К чести Кекушева, взявшись за работу в далекой северной провинции, он также подошел к делу со всей серьезностью и спроектировал десятки сооружений вдоль железнодорожной линии Москва-Архангельск, объединенных общим архитектурным стилем, получившем название Северный модерн. Не так давно в этом блоге выходила публикация, посвященная сохранившимся и прекрасно отреставрированным кекушевским зданиям в расположенном поблизости городе Няндома. Ну, а теперь выдался отличный повод упомянуть станцию Обозерская: один только факт, что наш железнодорожный монополист не стал перекрашивать ее в фирменную красно-серую расцветку, уже говорит о многом. А еще ненавязчиво намекает: красоты Русского Севера поджидают путников в самых неожиданных местах.
И на этом о самых красивых вокзалах России на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах в Москве, России и за рубежом!