Продолжаем разговор о подходе символдрама)
Сегодня расскажу о том, как проходит работа с клиентом на встречах.
Когда мы обсудили запрос, ситуацию, с которой хочется поработать, я подбираю подходящий мотив (или сюжет).
Сначала даю легкую релаксацию по Лёйнеру (основатель направления). Прошу закрыть глаза, устроиться поудобнее, а потом постепенно расслаблять мышцы всего тела по очереди, следуя за моим голосом.
Релаксация позволяет отключиться от текущих мыслей, от внешних стимулов (вещи и события вокруг нас), немного погрузиться в себя и подготовиться к работе с воображением и своим собственным бессознательным.
Бессознательное - это основная часть нашей психики, и она гораздо больше, чем часть сознательная. Что у нас в бессознательном, в ту сторону мы и живем.
После релаксации я погружаю человека в мотив (он же управляемое сновидение наяву). Чаще всего, прошу представить себя в каком-то природном ландашфте: на лугу, на опушке леса, на берегу моря, у подножья горы, и т.п. Это базовые мотивы.
И когда человек что-то представил, я прошу рассказать об этом, задаю детальные вопросы - как вы выглядите, сколько вам лет, что вокруг, какая погода, и т.д. Такие детали помогают глубже погрузиться в образ, сделать его более стойким.
Дальше предлагаю человеку совершить в этом образе какие-то действия - в зависимости от схемы мотива.
Эти образы природы воздействуют на воспоминания и чувства человека. У большинства людей при этом затрагиваются их детские переживания. Это могут быть как радостные, счастливые моменты прошлого, так и конфликтные, травматические переживания. Кроме того, всегда есть оттенок ситуативности, дня сегодняшнего: состояние человека на момент встречи тоже влияет на образы.
При этом, я постоянно в диалоге, в контакте с человеком, которого погружаю в мотив. Чтобы, во-первых, направлять его воображение для нужного терапевтического эффекта, во-вторых, получать материал для диагностики, и в-третьих, помочь человеку справиться, если какие-то сложные переживания начнут его захлестывать.
В конце встречи с мотивом я даю домашнее задание: сделать описание текстом и нарисовать то, что запомнилось из мотива, что хочется нарисовать.
Цели у этой домашки две:
+ закрепить эффект мотива - пока человек рисует, он снова погружается в этот образ и проживает эмоции, опыт. И конечно тут еще есть арт-терапевтический эффект, что тоже хорошо
+ получить материал для диагностики и интерпретаций, обсуждения с клиентом - что в итоге тоже усиливает эффект работы.
Мотивы как правило дают и диагностический эффект - показывают процессы в психике, и одновременно терапевтический - воображаемые действия в образе меняют эти процессы в желаемую сторону.
С помощью мотивов, мы работаем с любыми переживаниями на метафорическом уровне, не заставляя человека доставать их из себя напрямую - это может быть крайне болезненно. Работая через метафорические образы и символы, мы можем помочь клиенту изменить что-то в своем бессознательном, минуя сознание (скоро расскажу про это подробнее).
Самое важное в символдраме - это собственно переживание образов и чувств. И в принципе можно ограничиться чисто работой воображения, без всяких домашек и обсуждений. Поэтому символдраму можно использовать независимо от способностей человека к рефлексии и самоанализу.
Но эффект нехило усиливается, если заниматься интерпретациями и анализом образов. Это углубляет понимание человеком себя, своего внутреннего мира, и облегчает решение жизненных задач.
Дальше подробнее расскажу про то, как переживание образов влияет на бессознательное, почему мы работаем именно с ним, и причем тут символы.
Автор: Дарья Семенюк
Психолог, Психолог онлайн
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru