Белый город - это оборонительный пояс Москвы, третий после Кремля и Китай-города. Он был возведён в конце 16 века при Фёдоре Иоанновиче выдающимся русским зодчим Федором Конем.
В 1760–1770 по указу Екатерины обветшавшие стены и ворота Белого города были снесены. На месте стен были разбиты бульвары, а на месте ворот - площади.
В 1798 указом Павла I на этих площадях было намечено строить гостиницы - на местах всех бывших ворот Белого города.
И они были построены. На белокаменных фундаментах 16 века - двухэтажные гостиницы в стиле ампир, по проекту петербургского архитектора В.П. Стасова, отсюда и их название – "стасовские гостиницы". Причём строились они попарно – одна напротив другой.
В последующие годы они ветшали, многократно перестраивались. Гостиницы, возведённые у Сретенских, Никитских и Пречистенских ворот, до наших дней не дошли. Большая их часть была снесена в 20 веке. Но как раз у Покровских ворот сохранились обе стасовские гостиницы. Одна находится в конце Чистопрудного бульвара (Покровка, д. 17), другая - напротив, в начале бульвара Покровского (Покровка, д. 16):
Первая гостиница (Покровка, д. 17) в плане представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. На первом этаже находились лавки и магазины, верхний этаж был занят гостиничными номерами и сдававшимися внаём квартирами. Во дворе были оборудованы места для постоя лошадей.
Фасад со стороны Чистопрудного бульвара (северный):
Мягко говоря, очень ветхий. Украшен 8-пилястровым портиком тосканского ордера с небольшим треугольным фронтоном.
В центре фронтона - странный знак, похожий на масонский символ: гипсовый знак ОСОВИАХИМа (так тогда назывался ДОСААФ) - "Крепим оборону СССР":
Коллективный знак - символ эпохи 1930-х. Такие знаки были тогда на многих домах, и они, к счастью, сохранились до наших дней, покрытые многими слоями краски, мирно соседствуя на стенах домов с вензелями и маскаронами.
Времена проходят, а символы остаются.
Коллективный знак "Готов к ПВХО" (к противовоздушной и противохимической обороне) крепился на фасадах тех домов, чьи жители успешно сдавали нормы противовоздушной и противохимической обороны.
Строительство гостиницы велось по заказу купчихи Гусевой. К началу 1820-х ей принадлежала лишь западная часть участка, поэтому сначала было построено здание по Чистопрудному бульвару, позднее образовавшее западный корпус гостиницы. Постепенно Гусева полностью выкупила участок и к 1825 застроила, объединив в единое здание - каре с внутренним двором, которое мы видим сейчас. Кроме небольшого разрыва в западном корпусе.
В 1868 новым вдадельцем, С.А. Крашенинниковым, проведена очередная частичная перестройка здания, разрыв был застроен и возведена галерея - на это получено разрешение от властей города Москвы.
В целом нынешний внешний облик обеих гостиниц очень близок к тому, какими они были в начале 19 века.
Фасад, выходящий на Покровку (южный), выглядит приличнее:
По первоначальному проекту этот фасад также имел портик: 6-колонный, придававший зданию строгость и торжественность. Впоследствии портик был утрачен.
Напротив, через Покровку - вторая, парная ей, гостиница, это её западный корпус:
Она стоит на каменном фундаменте постоялого двора, построенного ещё в начале 1770-х купчихой Андроновой. Здесь же была кузница, навесы для экипажей.
Западный фасад довольно прост:
Восточный фасад:
Он имеет широкие архивольты над окнами лавок и центральный треугольный фронтон над окнами верхнего этажа.
Въездная арка во внутренний двор:
Ворота с лязгающим замком, к счастью, при мне открыли и я смогла заглянуть во двор:
Во дворе какая-то странная контора. Ржавая арматура. Разруха, прикрытая свежим снежком. И перепутанные провода - над прекрасным некогда окном. Посмотрите, как ювелирно выложена над ним кирпичная перемычка! Выложена между прочим, в самом начале 19 века:
Дом стоит на охране как объект культурного наследия федерального значения. Сегодня в нём находятся кафе, магазины и офисы.
Адрес: ул. Покровка, д. 16 и 17.