За повышение успеваемости. Казалось бы… Но нет. Сегодня почти не осталось ситуаций, в которых важна именно школьная оценка. Из секций за тройки не выгоняют. В 10 класс берут всех. Для поступления нужны результаты ЕГЭ, которые не всегда коррелируют с текущей оценкой. Отсюда следует вывод: вкладываться именно в школьную оценку не стоит. Она зависит от массы факторов:
• аккуратности почерка;
• стеснительности/активности ребенка на уроках;
• скорости усвоения нового;
• типа восприятия информации (аудиал/визуал/кинестетик/дигитал…);
• наличия/отсутствия брекетов;
• способности удерживать внимание;
• личных тараканов учителя;
• многих других мелочей.
Я могла вывернуться наизнанку, написать диктант без единой ошибки, но в 4–7 классе у своей учительницы я всегда получала 4. Без вариантов. За почерк, помарки, прилежание, поведение… С удивлением узнала в вузе, что существуют нормы оценок. По нормам мне полагалось 5, а по жизни – 4.
Да, скорее всего, после занятий с репетитором текущая оценка повысится. 99%, что будет так, но гарантировать это не может никто. Дело в том, что некоторые школьные учителя, обиженные недоверием, будут специально снижать оценки! Мол, вот чему ваши репетиторы учат. А некоторые просто не заметят, что ошибок у ученика меньше: будут ставить привычную тройку по инерции.
Отсюда вывод: на оценку по гуманитарным дисциплинам ориентироваться сложно. Если задачу можно решить правильно или неправильно, то ошибки в сочинении учителя считают по-разному, пропускают или некорректно квалифицируют. Да, я это регулярно наблюдаю в школьных тетрадях учеников. Бывают откровенно неграмотные и невнимательные преподаватели, а бывают просто чрезмерно загруженные. Всегда повторяю: проверять сочинение по 12 критериям у всей параллели – адский труд на несколько дней. Имеет смысл измерять количество ошибок в тесте ЕГЭ, сопоставлять результаты пробника и ЕГЭ в 11 классе, количество ошибок в онлайн-диктантах. До 10 класса репетитор идет по программе, он знает, что будут проходить на ближайших уроках в школе. В 10 классе угадать планы учителя невозможно. Кто-то идет по тесту ЕГЭ, кто-то углубленно занимается сочинением, кто-то повторяет «жи-ши», т.к. класс крайне слабый. Всё новое изучено за 9 лет. 10–11 класс – это повторение, закрепление и работа над сочинением. Поэтому, если вы действительно хотите повысить успеваемость школьника, нужно узнавать у учителя, какие ожидаются контрольные, какие темы, и заниматься целенаправленно этим.