Найти тему
Наталия К. - Книги:

Александр Куприн «Молох»

Современному читателю Александр Куприн известен в основном по повестям «Олеся» и «Гранатовый браслет». А мне больше нравится «Молох». Первый раз я прочитала его в старших классах, по заданию партии на лето. Эта повесть легко поддается интерпретации в советских традициях: капитализм, как древнее божество Молох, требует человеческих жертв, олицетворением капитализма являются толстый магнат Квашнин и огромный сталелитейный завод. Отложим пока "политэкономию", а поговорим лучше про … любовь.

Главный герой, молодой человек Бобров Андрей Ильич, служит инженером на заводе. Он грамотный специалист, хотя работу свою не любит, считает завод убийцей рабочих, а себя соучастником. Человек он хороший, но слабый, а его здоровье подорвано постоянным душевным разладом.

Как многие нервные люди, он чувствовал себя очень нехорошо по утрам: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль, точно кто-то давил на них сильно снаружи, во рту - неприятный вкус.

Андрей Ильич влюблен в Нину. Дочь крупного заводского служащего, средняя и единственная хорошенькая из пяти сестер, она не обладает оригинальным умом и ведет себя так, как принято в ее среде: жеманится, кокетничает, произносит пошлые фразы. Эти ее черты неприятны Андрею Ильичу. Но, немного накрутив себя возвышенными чувствами, а также естественными желаниями, он начинает считать ее чуть ли не ангелом:

Для чего вздумал я требовать от ее наивного, свежего, детского ума оригинальной смелости? Ведь она, как птичка: щебечет первое, что ей приходит в голову, и, почем знать, может быть, это щебетанье даже гораздо лучше, чем разговоры об эмансипации, и о Ницше, и о декадентах?

и потом еще:

Хорошая искренняя женская любовь ни разу еще не улыбнулась Андрею Ильичу. Он был слишком застенчив и неуверен в себе, чтобы брать от жизни то, что ему, может быть, принадлежало по праву.

- и эта фраза мне решительно не нравится 😠

Андрей Ильич постоянно откладывает объяснение в любви. То ему кажется, что он должен спасти Нину, то понимает, что спасать там нечего и такая жена превратит его жизнь в ад. Когда он наконец решается, уже поздно: у матери Нины на дочь совершенно другие планы. Она станет женой лизоблюда Свежевского с манерами шакала Табаки. И наложницей Квашнина, еще одной жертвой Молоху. А Андрей Ильич нырнет в морфиновый дурман.

А что если… Если бы Андрей Ильич не тянул с предложением и к моменту приезда Квашнина Нина была бы его женой? Был бы этот брак счастливым? Да ни в коем случае. Голова Боброва, говоря современным языком, забита мифами. Невинность, женственность, обещания неземного счастья и тому подобные химеры. Ему противно жеманство, но посмотрите, как он сам выражается: «вы смеетесь надо мной»… «вы забавляетесь моим горем»… Героям Куприна вообще свойственно экзальтированное желание какой-то небывалой любви: достаточно вспомнить рассказы генерала Амосова из «Гранатового браслета». Этот максимализм не позволяет им увидеть реальную женщину. Конечно, в реальной Нине ничего хорошего нет, но Бобров наверняка встречал и других. Может быть они не были чисты и невинны? или - не приведи боже - рассуждали о декадентах? 😱 Я понимаю, что надо делать скидку на время, но это уже самый конец 19 века, технический и социальный прогресс…

Кстати, о времени. На дворе 1896 год.

Скоро мы будем видеть друг друга по проволоке на расстоянии сотен и тысяч верст. А между тем всего 50 лет назад наши предки, собираясь из деревни в губернию, не спеша служили молебен и пускались в путь с запасом, достаточным для полярной экспедиции.

Сегодня тот период воспринимается со знаком плюс. Однако Куприн речь во славу прогресса вкладывает в уста отрицательного героя, ужасного Квашнина. Это он говорит:

Не мы ли опутали мир сетью железных дорог? Не мы ли разверзаем недра земли и превращаем его сокровища в пушки, мосты, паровозы, рельсы и колоссальные машины? Не мы ли, исполняя силой нашего гения почти невероятные предприятия, приводим в движение тысяче-миллионные капиталы?

Для Куприна завод - это монстр, пожирающий людей. Мы видим тяжелый, опасный труд рабочих и бедственное положение их семей, мерзнущих в наспех сколоченных лачугах. Мы видим доктора Гольдберга, который сбивается с ног в попытках помочь своим пациентам, страдающим от травм, недоедания, тифа. В первой редакции повести инженер Бобров устраивает взрыв котла, чтобы остановить этот конвейер смерти.

Конец 19 века - это время второй промышленной революции также и в США, Англии, Германии. Везде происходит примерно то же самое: технические изобретения, новые заводы и фабрики, концентрация капитала. Наверняка, и там писатели и поэты ужасались столь резкой смене жизненного уклада. И вряд ли жизнь американских или британских рабочих была легче. Почему же в некоторых странах согласились принести эти жертвы во имя прогресса, а в России не захотели - и получили в итоге Октябрьскую революцию? 🤷‍♀️