Светлая печаль. Именно это чувство вызывает у меня вид старого кладбища. Делюсь своими соображениями о причинах внешней простоты, скромности, неухоженности русских деревенских кладбищ. И другими мыслями, возникающими при виде запустевшего кладбища.
Ехала я поездом из Самары в Красноярск и не отрывала глаз от окна. Путь неблизкий, за окном летние пейзажи, в голове почти со скоростью поезда мелькали мысли, навеянные увиденным. Некоторые из них запомнились: вдоль железной дороги стало чище (хорошо), на перронах нет бабушек, торгующих пирожками, солеными огурцами, вареной картошечкой (жаль), самые красивые пейзажи тянутся от Аши до Златоуста (любимый и дорогой сердцу Южный Урал), бескрайняя равнина близ Омска с маленькими блюдцами озёр (не моё), мне крутые волжские берега подавай с обзором как со Стрельной горы – на километры, какая же природа у нас красивая (факт)… Можно продолжать и дальше, но, думаю, в целом понятно, в каком созерцательно-умозрительном состоянии я прибывала. Под это настроение за окном то и дело мелькали кладбища, то близ железной дороги, то на пригорке вдалеке... Возможно, вы почувствуете мое настроение через фотографии, которые я тогда сделала.
Помню в ранней молодости приходило мне в голову сравнение кладбищ кавказских и русских и было оно не в пользу последних. Размышления мои были примерно следующие. У народов Кавказа на могилах возводят монументальные усыпальницы с огромными памятниками, ими умершего как-бы на века сохраняют на этом свете, запечатывая в гранит и мрамор. Смысл этого в том, чтобы, во-первых, отдать дань уважения умершему, следовательно, чем грандиознее сооружение, тем более уважаемым человеком он был. Во-вторых, чтобы продемонстрировать финансовую состоятельность рода. На фоне этого каменного великолепия русское деревенское кладбище с покосившимися крестами выглядит не просто скромно, а как-то даже убого.
Сейчас, как вы понимаете, я думаю иначе. Русское деревенское кладбище выглядит бедным и неухоженным потому что несёт в себе другие смыслы. Оно в принципе устроено по-другому. Да, на нём всё просто и скромно, без заморочек по поводу увековечивания, без гранитных и мраморных плит. Думаю, объяснить это можно тремя основными факторами: бедностью, которая как известно, не порок, отсутствием свободного времени и особым отношением к смерти. Первые две причины материального свойства связаны между собой.
Сделаю небольшое отступление (пришло на память), но в тему. Как-то на пляже в Ширяево разговорилась с загоравшим рядышком мужчиной. Он рассказал, что дачник, наведывается сюда редко, а постоянно живёт в Германии. Через забор от его дачи проживает старушка, он видит, как она целыми днями работает на своем огороде, скрюченная в дугу своей тяжёлой жизнью. Так вот основная его мысль была такой: «Только в России трудолюбивые, всю жизнь честно работающие люди, живут так бедно». Согласна.
В деревне работать надо много, от зари до заката не разгибаясь, нет времени на обустройство кладбищенской могилы. Каждый день от весны до осени сельчанин занят своим хозяйством, а зимой на кладбище делать нечего, а нанять кого-то бедность не позволяет. (Думаю, почти все проблемы в нашей жизни вытекают из бедности). Кроме того, в бедности все равны, не кому и не перед кем кичиться.
Позволю себе ещё одно отступление. В ноябре 2022 года вышел Указ о традиционных ценностях, на которых по мнению власти должно существовать российское общество. Среди прочих названа такая: "приоритет духовного над материальным". Как вам? Мне не очень. По-моему звучит как издевательство хозяина золотого дворца над людьми, которые за всю свою жизнь не могут на качественные зубные протезы заработать. Это так, к слову.
Вернусь к теме. Есть ещё третья причина, объясняющая скромность русских деревенских кладбищ: отношение простого живущего на земле человека к смерти как к процессу естественному, природному. Пшеничный колос дает зерно, а сам увядает, зерно же прорастает и жизнь начинается снова. Умерший человек растворяется в природе и прорастает ромашкой, подорожником, кустом сирени или рябины. В этом печаль, но в этом и свет. Не нужны плиты на могилах, как и склепы, потому как мешают человеку слиться с природой.
Подтверждение своим мыслям я встретила в романе Евгения Водолазкина «Лавр». Травник Христофор говорит своему внуку Арсению: «Мы не строим мраморных склепов и не высекаем имён, ибо нашим кладбищам дано право превращаться в леса и поля. Что и отрадно».
И картина Исаака Левитана «Над вечным покоем», на мой взгляд, о том же. В природе ведь ничего не сделано по линейке, деревья прорастают, где хотят, их ветви и стволы искривлены и изогнуты, но в этом есть своя естественная красота. Кресты покосились, как колышущаяся под ветром трава. Старая церквушка и погост несовершенны, но они так же вечны, как река, облака, тропинка, высокий берег. Это место для светлой грусти и размышлений о вечном, как любое деревенское кладбище на Руси.
А что думаете вы о русских деревенских кладбищах? Какие чувства испытываете, оказавшись поблизости?
Благодарю за прочтение. Комментируйте, делитесь своими историями, связанными со старыми кладбищами. Ставьте лайки. Подписывайтесь. Хозяйка багажа, Татьяна