Клинт Иствуд прошёл длительный карьерный путь: от мелкого актёра и любимца поклонников жанра вестерн, до полноценного кино-постановщика, заслужившего послужной "Оскар" (заодно и несколько наград и номинаций на другие, не менее престижные, премии). Иствуд - искренний патриот своей страны, импонирующий культуре и эстетике Соединённых Штатов Америки: но в то же время актёр и режиссёр не может закрывать глаза на многочисленные проблемы капиталистической машины своей родины, что находило отклик во многих его работах. Вестерны, полицейские боевики, бадди- и роад-муви, спортивные драмы и байопики о реальных героях и культурных иконах: кажется, что Клинт заходил чуть ли не в каждый из всех возможных приземлённых жанров. Но какой фильм под его режиссурой по праву можно назвать лучшим, а какой - худшим? Для выявления того или иного места автор статьи подсчитывал средний балл оценок критиков и зрителей с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!
Напоминание, что в статье присутствуют исключительно режиссёрские работы Иствуда, к которым не относятся те же "Грязный Гарри" и "Петля" (там Клинт выступал лишь со-постановщиком)
39. "Поезд на Париж" (2018)
Средний балл - 48,8%
Как истинный патриот своей страны, Клинт Иствуд часто вдохновлялся реальными событиями в истории Соединённых Штатов Америки, героями в которых выступали представители самого обычного рабочего класса. "Поезд на Париж" рекламировался искушёно и грациозно: атмосферный и напряжённый триллер о предотвращении террористической атаки на скоростной пассажирский поезд тремя бравыми американцами - концепт как раз для работ Иствуда. Однако картина оказалась перегружена слащавыми режиссёрскими интонациями, медлительным темпом повествования (что для напряжённого триллера равняется прямым выстрелом в голову) и гигантским количеством откровенно перетянутой экспозиции. К счастью, уже через год после провала "Поезда" Клинт триумфально вернулся в стезю байопиков о героях-работягах: речь идёт о "Ричарде Джуэлле"
38. "Огненный лис" (1982)
Средний балл - 53,5%
Жутковатый (с точки зрения исполнения/изложения) концепт фантасмагоричной вариации на тему Холодной войны между СССР и США в начале 1980-х подобрал на свои громоздкие плечи Иствуд, представив публике "Огненного лиса": самый неоднозначный и максимально отталкивающий фильм за многолетнюю режиссёрскую карьеру. Многочисленные штампы, относящиеся и к капитализму, и к слабой иронии над коммунизмом, ломают недогруженное повествование, уходящее в порой до безумия слабые экшен-сцены, с довольно комичным примением дешёвых визуальных эффектов. Даже в качестве развлекательной "клюквы" картина не сможет развеселить своего зрителя: впрочем, всего через шесть лет свет увидел "Красную жару", появившуюся, не в последнюю очередь, благодаря "Лису"
37. "Новичок" (1990)
Средний балл - 55,1%
На заре стыка двух кино-эпох Клинт Иствуд ударился не только в провокационные эксперименты, но и в новые вариации давно проложенных жанровых троп: например, "Новичок" режиссёра претендовал на звание стильного полицейского бадди-муви, пока не треснул под наплывом предсказуемости. Впрочем, несмотря на множественные недостатки, боевик Иствуда выдержал планку развлекательного кино и подарил массовому зрителю девяностых все те приёмы, за которыми он и шёл в кино на развлекательный фильм. "Новичок" тривиален и до безумия наивен: синоним к краткому описанию жанра бадди-муви в то время
36. "Мужские слёзы" (2021)
Средний балл - 58,5%
К сожалению, рафинированное прочтение классической истории в жанре роад-муви про путешествие из точки А в точку В не нашло точного места в последней, на момент 2024-го года, режиссёрской работе Клинта Иствуда - нео-вестерне "Мужские слёзы". Картина пытается отдавать дань уважения почившему кино-направлению, моментами стараясь уходить в налёты перетянутой драматургии, но умудряется оставаться грациозно-красивым созерцательным полотном, главные герои в котором - сеттинг и обширные открытые локации. Неплохой вариант для окончания карьеры: был, до анонса следующего крупного фильма Клинта
35. "Потустороннее" (2010)
Средний балл - 60%
Амбициозная задумка и скудная реализация: примерно так можно описать конечное качество первого и последнего фантасмагоричного эксперимента в карьере Иствуда - духовной притчи о самоочищении и принятии смерти, "Потустороннего". Картина берёт заложенные ранее в жанр тропы и раскладывает на шахматную доску несколько сюжетных фигур, чтобы свести их воедино в сентиментальном и нравоучительном финале, но ломается уже во втором акте ввиду скудного наполнения истории и медлительного повествования, украшенного лишь режиссурой Клинта и актёрской игрой Мэтта Дэймона. К счастью, постановщик вовремя осознал, что экстраординарные жанры - не его направление, по итогу чего к сказочным аллегориям маскулинный Иствуд более не возвращался
34. "Дж. Эдгар" (2011)
Средний балл - 61,8%
Приверженный излишнему патриотизму Иствуд уже достаточно давно донёс зрителю искреннюю любовь в сторону своей страны. В этом плане "Дж. Эдгар", байопик о самом известном главе Федерального бюро расследований, треснул по швам, не успев начаться. Лента не имеет за собой конечного концепта, представляясь лишь удлинённой вырезкой хроники истории США двадцатого века: отсутствие каких-либо мотивов, конечной сценарной фабулы или точной композиции сюжета сыграло свою роль на том, что "Эдгар" превратился в очень ленивое и безыдейное патриотическое высказывание, созданное для заполняемости пустующего слота в карьере. Бывает
33. "Санкции на пике Эйгера" (1975)
Средний балл - 62,3%
Ругать предсказуемые и тривиальные кинокартины в начале творческого пути каждого крупного режиссёра - достаточно глупая затея: взять бы в пример те же "Санкции на пике Эйгера" - незамысловатый по своему наполнению скалолазный боевик, личина которого, по большей степени, кроется в брутальном и колоритном сеттинге. Абсурдная завязка подводит зрителя к созерцательным горным пейзажам и постепенно раскрывающемуся протагонисту Иствуда. Пускай "Санкции" и не смогли пройти проверку временем, но для Клинта эта работа стала одной из самых поворотных во всей длительной карьере
32. "Абсолютная власть" (1996)
Средний балл - 62,8%
Завязка неэнергичного и скудного на интересное наполнение боевика переросла в очередное патриотичное высказывание: одно из самых оригинальных за всю карьеру Иствуда. "Абсолютная власть", через прозаичное название которой читается весь лейтмотив картины, рассказывает о пагубных грехах первого лица Соединённых Штатов Америки и неравной борьбе между харизматичным преступником и президентом демократического государства. Закон и свобода проверяются на прочность, в то время, как лекальный развлекательный фильм превращается пускай и в рафинированное, но от того не менее душевное американизированное кино, созданное, к сожалению, лишь для определённого круга зрителей - самих американцев
31. "Внезапный удар" (1983)
Средний балл - 63%
Мало кто знает, что именно с классического "Грязного Гарри" начался долгий голливудский путь Клинта Иствуда в качестве кино-постановщика: тогда он выступал лишь помощником режиссёра, но спустя двенадцать лет решил полноценно вернуться в уже утратившую прежнее лицо экшен-франшизу. Четвёртая часть, с подзаголовком "Внезапный удар", концентрируется на том же показушном безумии, что и предыдущие три картины, однако теряет от оригинального шарма весь прежний стиль: где Иствуд играет не Иствуда, а подобие Сигала, а маскулинность сменила направление на налёт феминизма. Впрочем, "Грязного Гарри" никогда не любили за сюжет: к чему история, когда на первом плане стоит брутальный и харизматично раскидывающий преступников разных мастей коп?
30. "Полночь в саду добра и зла" (1997)
Средний балл - 63,4%
Явно вдохновившись классическими романами Агаты Кристи, Клинт Иствуд пустился в стезю мрачной и запутанной детективной линии, место в которой находится и неожиданным интригам, и мистическим налётам. "Полночь в саду добра и зла", основная сюжетная метафора которой как раз кроется в перевешивании чаш весов в сторону плохого, имеет за собой скудную по наполнению линию с расследованием таинственного убийства и развитие уже шаблонных для жанра персонажей. Чего-то оригинального так и не случилось: что не отменяет искренней любви Иствуда к детективам, которая нашла свой отклик в неплохой режиссуре картины
29. "Парни из Джерси" (2014)
Средний балл - 64%
На заре стыка двух кино-эпох Иствуд мечтал покорить каждый из ранее не доступных ему жанров: двадцать первый вак дал режиссёру такую возможность. "Парни из Джерси", первый и последний мюзикл в карьере постановщика, рассказывает неоднозначную длинную историю становления американской вокальной группы The Four Seasons: картина, созданная исключительно для самоудовлетворения музыкальных потребностей Иствуда (будто бы это является существенным минусом). "Парни" не покидают границы своей зоны комфорта, оставаясь в чём-то прямолинейным и ординарным, но от того не менее приятным и стильным байопиком, отдающим дань уважения всей музыкальной культуре Америки 1960-х
28. "Кровавая работа" (2002)
Средний балл - 64,4%
Обособленная от франшизы про "Грязного Гарри", но будто бы отсылающая тонну комплиментов и разнообразных референсов в сторону полицейской франшизы 1970-х, "Кровавая работа" возвращает старину Иствуда в жанр брутального детективного боевика: на пороге истории - загадочное убийство, раскрыть которое может лишь неуловимый протагонист на пенсии, а внутри сокрыт нелинейный клубок из десяток разнообразных перипетий, сюжетных поворотов и предательств. "Работа" даже не старается уходить в оригинальность: хорошо, что сам Иствуд вовремя осознал, что такие одноразовые проекты не имеют у публики особого успеха, по итогу чего режиссёр сосредоточился на несколько иных приоритетах
27. "Настоящее преступление" (1999)
Средний балл - 65%
Как патриотичный американец, Клинт Иствуд не может закрывать глаза на проблемы капиталистической машины, пожирающей несправедливостью всю страну: "Настоящее преступление" - пускай и прямолинейная, но от того не менее качественная ода духу правосудия и веры. Противопоставив коррупции и беззаконию постаревшего пьяницу-репортёра, в амплуа самого Иствуда, постановщик развеял грань между народом и властью. Картина не открывает зрителю глаза на правду, но имеет за собой право называться неплохой политкорректной картиной на тему расслоения общества и поиска справедливости в нашем постоянно озлобленном мире
26. "Сквозь строй" (1977)
Средний балл - 65,1%
Пройдя хорошую школу жизни у мастера экшен-фильмов того времени, Дона Сигела, Клинт Иствуд отправился в самостоятельное плавание, чтобы покорить стезю полицейских боевиков: первым карьерным опытом в качестве постановщика подобного жанра стал ординарный проект "Сквозь строй", рассказывающий о типичном копе в самом расцвете сил, стандартная миссия которого резко идёт не по плану из-за сторонних факторов. Брутальный Клинт, на этот раз примеривший на себя форму вершителя правосудия и закона, оставил в восторге всю публику конца 1970-х: после чего маэстро начал длительный карьерный путь, покоряя то один, то другой поджанр боевика
25. "Бронко Билли" (1980)
Средний балл - 65,3%
Именно с вестерна начался длительный заход Клинта Иствуда в лоно кинематографа: а "Бронко Билли" отдаёт жанру самые значительные и крупные почести из всех возможных. Здесь Иствуд утопает собственные фантазии в эскапизме, отождествляя протагониста картины с самим собой: заблудившийся в мыслях ковбой, желающий оказаться на реальном Диком Западе, утопает в рефлексии по несуществующим дуэлям и жарким пустыням, параллельно справляясь с проблемами самоопределения и осознавая поддержку своего близкого окружения. Чистое и невинное кино, отталкивающее идеологию вестерн-жанра: уже через двенадцать лет Иствуд окончательно с ним распрощается
24. "Космические ковбои" (2000)
Средний балл - 65,7%
Долгое время Иствуд отказывался взваливать на свои плечи ответственность за постановку "Космических ковбоев": будто бы фантасмагоричную оду о героизме и самопожертвовании простых людях в космическом сеттинге. Виной всему послужил абсурдный сценарный концепт, который мало чем поменялся при съёмках картины. "Ковбои" до безумия абсурдны и нереалистичны: лента старается казаться серьёзной и брутальной, в иной момент отрываясь по комедийному сегменту, однако именно в нелепом и стильном фарсе заключается вся прелесть очередной работы Клинта. К сожалению, в космос наш маэстро после 2000-го года так и не вернулся
23. "Перевал разбитых сердец" (1986)
Средний балл - 66,3%
Военная исповедь Иствуда нашла не слишком должное место в 1980-х: "Перевал разбитых сердец" старается быть фильмом для массовой и узкой аудитории зрителей одновременно. Порой картина уходит в до боли вычурный комедийный сегмент, а в иные моменты включает серьёзность, разворачивая на просторах сюжета несколько обширных военных кампаний, меняющих восприятие и мировоззрение простого солдата, отправившегося на войну за исполнением мнимого государственного долга. Пропитанный патриотизмом режиссёра "Перевал" оставляет после себя крайне неоднозначные чувства: военные перешучиваются, участвуют в боях, развлекаются вне зоны службы и разбираются с чувствами, но общая сюжетная масса так и остаётся не разобранной для основной зрительской аудитории
22. "Поющий по кабакам" (1982)
Средний балл - 66,5%
Ода кантри и классической американской культуре нашла свой отклик в "Поющем по кабакам": одном из самых откровенных и сентиментальных фильмов во всей карьере Иствуда, в котором он снялся вместе со своим юным сыном, Кайлом (в дальнейшем он напишет саундтрек сразу к нескольким режиссёрским работам отца). "Поющий" скромен на сюжетные открытия, но максимально энергичен в качестве музыкальной лирической комедии, открывающей темы самоопределения и важности нахождения рядом близких людей. Хотя всё ещё может показаться, будто Иствуд в очередной раз снял фильм исключительно для определённого круга зрителей - самих американцев
21. "Наркокурьер" (2018)
Средний балл - 68%
Уже постаревший Клинт будто бы прощается с миром кинематографа в прямолинейном "Наркокурьере": незамысловатой криминальной драме про столкновение "маленького" человека и представителей крупнейшей сети нарко-картелей. Иствуд не рефлексирует по молодости и не отрывается на изрядно устаревшем жанре, а доносит до аудитории свои личные откровения и переживания: отдалённость от семьи, вкупе с акцентированием на работе, что приводит к несчастной старости в одиночестве, является вечным лейтмотивом подобных работ. Сам же Клинт, подобно протагонисту-наркокурьеру из своей картины, исповедуется перед аудиторией, параллельно снимая меланхоличный роад-муви про потерянного в собственных мыслях старика. К слову, ещё один неплохой вариант для окончания всей карьеры
20. "Белый охотник, чёрное сердце" (1990)
Средний балл - 68,4%
Клинт Иствуд - не только истинный патриот и приверженец правосудия, но и коренной гуманист: "Белый охотник, чёрное сердце" ввело в поджанр гуманитарную проблематику окружающей среды. Режиссёр искренне помогает природе и необъятным африканским просторам восстанавливаться от последствий человеческого вмешательства, параллельно с чем разворачивается длительная баллада о хрупком сосуществовании мироздания и людей. А ещё именно в "Белом охотнике" Клинт откровенно признался зрителю о своём отношении к кино: как к сюрреалистичному зеркалу, ради которого авторы, порой, совершенно отрываются от реальности
19. "Веселушка" (1973)
Средний балл - 68,8%
Отойдя от канонов вестерна, Иствуд сосредоточил свои силы на тёплом и меланхоличном ромкоме об отношениях людей из разных общественных сословий: изящного и эгоцентричного работника и сумасбродной, умеющей искренне любить хиппи-гитаристки. "Веселушка" сталкивает лбами творчество и любовь, романтику чувств и окружающей среды: каждый из героев открывает своему партнёру глаза на счастливое бытие человеческого существования, а сам Клинт, в свою очередь, открывает зрителю глаза на безмятежное существование человека, не обременённого ни моральными обязательствами, ни тяжёлыми откровенностями
18. "Снайпер" (2014)
Средний балл - 71,3%
Пожалуй, именно в "Снайпере" прочиталось всё неоднозначное отношение Клинта Иствуда к такому страшному человеческому пороку, как войне: проходя сквозь точку зрения простого солдата, ставшего своеобразной легендой у себя на службе, режиссёр показывает аудитории все гуманитарные ужасы военных преступлений и медленное размытие этики и милосердия посреди всеобщей разрухи. "Снайпер" обходится со зрителем сурово, жестоко и беспощадно: мы буквально вживаемся в личину протагониста Брэдли Купера и переживаем ведение двух параллельных сюжетных линий: преступной военной кампании и тяжёлого реабилитационного периода. Иствуд наконец-то перестал паразитировать на антивоенном жанре и подвёл к жирной точке своё конечное мировоззрение насчёт ведения боевых действий: война - самое страшное, на что может пойти человек
17. "Имя ему Смерть" (1985)
Средний балл - 71,4%
Поскольку карьера Клинта Иствуда запустилась со спагетти-вестернов, в дальнейшем Иствуд-режиссёр не раз возвращался к этому заметно усевшему жанру: "Имя ему Смерть" старается не ударяться в излишнюю деконструкцию приевшейся зрителям истории, а попросту омрачает повествование и превращает незамысловатый конфликт фильма в настоящую вендетту клише и шаблонам вестерна. Клинт искренне оторвался на съёмках "Смерти", превратив фильм в огромное авторское высказывание: в конце концов, не восхититься ездоком-ковбоем на фоне скалистых гор и зелёных равнин попросту не предоставляется возможным
16. "Флаги наших отцов" (2006)
Средний балл - 71,5%
Масштабная и беспощадная антивоенная дилогия Иствуда, повествующая о самых обычных ребятах, посланных сражаться за Иводзиму в 1945-м году, сразила массовую аудиторию зрителей своей бескомпромиссностью по отношению к прототипам вполне реальных солдат. "Флаги наших отцов", первая часть дилогии, по большей части является удлинённой экспозицией, где Клинт только намеревается погрузить зрителя в кромешный мрак Второй Мировой, кишащий круговоротом насилия и человеческой злобы. Это начало самого патриотического и гуманного высказывания Иствуда за всю его долгую карьеру: начало того проекта, который, в определённых кругах, называется величайшим магнум опусом за всю жизнь постановщика
15. "Непокоренный" (2009)
Средний балл - 71,6%
Спортивный байопик, превращённый в очередное гуманистическое высказывание Клинта Иствуда: на сей раз режиссёр-консервант осуждает расовую дискриминацию, которая на беспочвенной основе возникала в Южной Африканской Республике до прихода к власти Нельсона Манделы. "Непокоренный" не проводит черту между расами и общественными сословиями, а доносит до зрителя такие тонкие и простые, но от того не менее важные и социальные мотивы: отпрянуть в сторону от вековых стереотипов и открыться этому широкому и многогранному миру, который населяют люди самых разных рас и вероисповеданий. Мандела провёл двадцать семь лет в тюрьме за свои идеалы и веру в человечность: и именно Иствуд смог ярче всего олицетворить мировоззрение президента ЮАР в своём фильме
14. "Птица" (1988)
Средний балл - 72,1%
Клинт Иствуд - один из самых известных поклонников музыкальной культуры Америки 1950-1960-х. "Птица", первый байопик в его карьере, рассказал полную невзгод и личных переживаний историю жизни джазового саксофониста Чарли Паркера, который страдал от частых эмоциональных выгораний и сильного алкоголизма. Режиссёр показал путь резкого взлёта и столь же сокрушительного падения музыкальной иконы в своём жанре с точки зрения "маленького" человека, получившего долю славы и признания так же резко, как её и потерявшего. "Птица" - кино не столько о музыканте, сколько об отдельной личности, справляющейся со множественными жизненными трагедиями и потрясениями ради получения заветной цели
13. "Подмена" (2008)
Средний балл - 72,8%
Портрет потерянной матери, отчаянно пытающейся отыскать пропавшего ребёнка, является примитивным тропом для кинематографа: даже в случае пересказа на экране реальных событий. Но "Подмена" Иствуда развернула эту ситуацию на сто восемьдесят градусов: в сюжет внеслись нотки сюрреализма и мрака, когда несчастной героине, в изящном исполнении Анджелины Джоли (пожалуй, самый выдающийся перформанс актрисы), возвращают не того сына. Суровая детективная линия, вкупе с тяжёлым нелинейным повествованием, основной сценарный поворот в котором Иствуд раскрывает уже во втором акте, подкупает своей хаотичностью и напряжённостью: "Подмена" никогда не претендовала на звание новой классики детективного кино, но смогла выдержать на плечах столь сокрушительную и трагичную реальную историю, грамотно адаптировав его для массового зрителя
12. "Сыграй мне перед смертью" (1971)
Средний балл - 73,4%
Никто не мог подумать, что за основу полноценного дебюта в качестве режиссёра Иствуд возьмёт не жанр вестерна, не полицейский боевик, а триллер в духе "Психо" Альфреда Хичкока: "Сыграй мне перед смертью" буквально опережает своё время, ведь уже в своём первом фильме Клинт смог проломить столько давних клише, присутствовавших в стезе триллеров долгие десятилетия, что жанр попросту не мог оставаться не видоизменённым после премьеры животрепещущей истории о зависти и сталкинге. "Сыграй..." является буквально неотъемлемой, визитной карточкой Клинта: тем фильмом, приёмы которого постановщик не раз будет брать для своих следующих, более выдающихся, работ. От того пестрящая излишней сексуализацией и репрезентацией кризисов картина и стала настолько культовой
11. "Бродяга высокогорных равнин" (1973)
Средний балл - 73,5%
Натренировав руку на отточенных спагетти-вестернах Серджио Леоне, Клинт Иствуд ушёл бороздить просторы Дикого Запада в самостоятельном плавании. Первым режиссёрским опытом постановщика же стал "Бродяга высокогорных равнин": классический американизированный вестерн с самой стандартной сюжетной завязкой, история которой медленно приводит зрителя к сокрушительной по своему внутреннему наполнению кульминации. Вместо залитых солнцем жарких западных улочек и харизматичных ковбоев пришли антигуманные преступники разных мастей, депрессивная разруха и разрозненность гражданского общества: и кому тут не вершить правосудие, как не бравому Иствуду?
10. "Чудо на Гудзоне" (2016)
Средний балл - 74%
Героическая и динамичная история о спасении сотни жизней внутри пассажирского авиалайнера, следующего в нью-йоркский аэропорт, принесла Иствуду очередную мировую славу: "Чудо на Гудзоне" (или "Салли", в оригинальном названии фильма) в коротком и напряжённом темпе переносит на экраны реальные события, произошедшие на реке Гудзон в январе 2009-го года: смелость и хватка одного пилота смогли спасти жизнь ста пятидесяти пяти человек, после чего герой встретился лицом к лицу с бюрократическими последствиями столь страшного происшествия. "Салли" поделён на две равные сюжетные линии, курсируя меж посадкой самолёта в холодные речные воды и судебным разбирательством с пилотами. Смелое кино, утёршее нос капиталистической системе Америки: в очередной, для Иствуда, по счёту раз
9. "Дело Ричарда Джуэлла" (2019)
Средний балл - 75,3%
Иствуд искренне импонирует среднему социальному классу Америки: "Ричард Джуэлл" - не первая (и, как стоит надеяться, далеко не последняя) работа Клинта, повествующая об обычном работяге, спасшего сотню жизней благодаря своей смекалке и храбрости: всё, опять же, на основе реальных событий. Байопик о среднестатистическом охраннике, благодаря работе которого людей удалось вывести из зоны проведения Олимпиады и уберечь от взрыва бомбы, рассказывает две параллельные линии: ветки прошлого и настоящего трагично переплетаются, а съесть с потрохами Джуэлла на этот раз готовы не бюрократы, а представители СМИ. Иствуд отлично продемонстрировал зрителю, как масс-медиа могут уничтожить человека в глазах общественности по воле парочки некомпетентных персон: "Ричард Джуэлл" маниакален, строг и гуманен, более, чем любой другой проект Клинта, выходящий за несколько лет до него
8. "Совершенный мир" (1993)
Средний балл - 76,3%
Социальный триллер, превращённый в меланхоличное роад-муви про путешествие беглого преступника и висящего у него на шее (как в буквальном, так и в переносном смысле) маленького мальчика, похищенного у своей матери: концепт "Совершенного мира" звучит безумно и абсурдно лишь на словах, однако в реализации Клинт Иствуд смог выдать умиротворённое и, попросту говоря, доброе кино, размышляющее сразу о нескольких семейных и гуманитарных вопросах. Можно ли проникнуться к преступнику искренней симпатией, без намёков на присутствие стокгольмского синдрома? Дедушка Клинт предпочитает умолчать об этом каверзном вопросе, оставив его зрителям на раздумья
7. "Гран Торино" (2008)
Средний балл - 77,3%
Иствуд ушёл на пенсию в тихий пригородный дом в незажиточном районе, идиллию жизни которого нарушает вторжение некоренных жителей: протагониста, воевавшего на Корейской войне, присутствие соседей-азиатов поначалу не очень радует, но впоследствии дедушка находит с ними общий язык, параллельно вступая на тропу схватки с мелкими бандитами. "Гран Торино" - кино, победившее устои шовинизма и расизма и столкнувшее в неравной схватке представителей сразу нескольких поколений и возрастных групп. Иствуд показал животрепещущую, локальную и очередную по счёту гуманитарную драму, откровенно поговорив со зрителем на тему круговорота злобы по национальному признаку внутри человеческой природы
6. "Джоси Уэйлс - человек вне закона" (1976)
Средний балл - 77,5%
Самый классический американский вестерн, срежиссированный Клинтом Иствудом (с ним же в главной роли), подбирающий приставку "спагетти" и действующий сугубо в строго заданной зоне комфорта. "Джоси Уэйлс - человек вне закона" раскладывает на стол основные тропы жанра, представляя зрителю самую обыденную и, можно сказать, приевшуюся историю о цикле возмездия на просторах жаркого Дикого Запада. Однако снят "Джоси Уэйлс" настолько искушёно и грациозно, не в последнюю очередь благодаря милому кивку старины Иствуда в сторону вестернов, что оставляет после себя картина исключительно положительные впечатления. Ещё одна классика жанра, вставшая на одну полку с главными американскими вестернами
5. "Мосты округа Мэдисон" (1995)
Средний балл - 78,3%
Иствуд пробовал себя не только в стезе вестернов и полицейских брутальных боевиков, но и в жанре ромкома. "Мосты округа Мэдисон" берёт все самые лучшие черты из "Веселушки" режиссуры того же Клинта, представляясь меланхоличной и сентиментальной мелодрамой, действия которой развиваются на протяжении будто бы отказывающихся заканчиваться четырёх дней. Уже пожившая итальянка встречается с харизматичным фотографом и решается на измену горячо любимому мужу, но "Мосты" даже не стараются быть морализаторской или нравоучительной историей: на пороге оказываются заложенные в людей чувства и их яркие вспышки. А маленький любовный роман стал очередным сияющим воспоминанием: подобно детским или подростковым отношениям
4. "Таинственная река" (2003)
Средний балл - 79,5%
История четырёх друзей, берущая своё начало с похищения одного из мальчиков неизвестным преступником, продолжает своё развитие уже в линии настоящего, где несовершеннолетнюю дочь держателя маленького магазина (по совместительству, бывшего представителя криминального мира) жестоко убивают. Подозрение сразу же падает на похищенного в детстве товарища: жестокая линия взаимоотношений между выросшими подростками окутывает пеленой из мрака весь прибрежный район, а желание отомстить затмевает любые признаки рациональности. "Таинственная река" показывает зрителю яркую метафору круговорота насилия в человеческой природе: и едва ли можно сказать, что дедушка Иствуд закончил данную ленту на счастливой ноте. Больше счастливым, в полноценном представлении этого слова, не будет никто
3. "Письма с Иводзимы" (2006)
Средний балл - 81%
Антивоенная дилогия Клинта Иствуда закончилась на трогательной и жизнеутверждающей ноте: "Письма с Иводзимы" продолжили тянуть экспозицию "Флагов наших отцов", доведя до совершенства заложенный посыл режиссёра. Страшное событие, унёсшее жизни миллионов, должно было стать примером всем современникам, что любая война - это ужас, страх и смерти невинных людей: "Письма с Иводзимы" говорят с аудиторией на тему насилия и злобы настолько честно и откровенно, что картину попросту не получается обозвать искусственной. Как говорится: занимайтесь любовью, а не войной
2. "Малышка на миллион" (2004)
Средний балл - 81,5%
Иствуд с ноги ворвался в стезю спортивных драм и сразу же проломил несколько ведущих шаблонов жанра: завязка "Малышки на миллион" вышла столь же клишированной и стандартной для фильмов-последователей первого "Рокки", сколько кульминация - трагичным окончанием всей карьеры молодой протагонистки. Клинт не мелочится с аудиторией (не в первый и далеко не в последний раз), акцентируясь на совершенно противоположных от других спортивных работ приоритетах: любви со стороны окружения, а не мнимой победы или достижения так называемого успеха. "Малышка" достигла своего пика, взобралась на чемпионский подиум и сокрушительно с него упала, разбив сердца зрителей в самые щепки под трагический третий акт. Лучше Иствуда разбить шаблоны жанра не смог никто: даже Шон Дуркин с его недавней "Стальной хваткой"
1. "Непрощённый" (1992)
Средний балл - 84%
Иствуд снимался в вестернах с момента старта своей актёрской карьеры: пробовался Клинт в работах многих режиссёров, в особенности - итальянского основателя поджанра "спагетти" Серджио Леоне. Однако окончательную точку в этом длительном похождении Иствуд, уже как полноценный постановщик, решил поставить на "Непрощённом": картине, ломающей буквально все возможные клише вестернов. Дикий Запад, улочки которого теперь заливает проливной дождь, а не жаркое солнце, больше не представляется романтичным и атмосферным местом. В видении конкретно уставшего режиссёра - это пропитая деревня, населяют которую не брутальные ковбои, а иррациональные преступники всех возможных мастей. С "Непрощённым" Иствуд раз и навсегда прощается с вестерном, осознав, что более из этого жанра кинематографистам не получится выдоить ничего дельного: больше режиссёр в эту стезю так и не вернётся