Продолжаю публикацию воспоминаний из туристической жизни выпускницы УПИ Людмилы Котельниковой (Мочалиной) далеких 60-х годов в СССР. Далее повествование представлено от первого лица:
В августе 1969 года нас с Вячеславом, как бывалых туристов, взяли с собой аквалангисты в путешествие по Японскому морю. Нас было 13 человек, руководитель Шарапов Виктор. На этот раз я была завхозом, а доктор был настоящий. Судно, на котором мы поплывём, - катамаран с лодочным мотором - сделали сами ребята, работавшие тогда на Турбомоторном заводе в Свердловске (ныне Екатеринбург).
По плану мы должны были из Владивостока пассажирским судном приплыть в Терней, расположенный в шестистах километрах севернее, а затем плыть обратно на катамаране.
В бухту «Золотой рог», где нас ждало это судно, катамаран приплыл морем и изрядно «нахлебался» морской воды.
Когда наш катамаран краном поднимали на борт, с него обильно лилась вода. Пассажиры стали нас расспрашивать, куда мы направляемся, и сколько нам платят за такой экстрим. Узнав, что путешествуем мы за свои деньги и в свой заслуженный отпуск, были в шоке.
Пока добирались на судне до Тернея попали в шторм, отсиживались в бухте. Прибыв на место, поняли, что наш «Боливар» не вынесет всех 13 человек.
Спасибо, местные моряки выручили, отдав нам списанный вельбот (лодка с мотором). Пока восемь ребят чинили вельбот и катамаран, остальные пять человек шли пешком на юг по Сихотэ-Алиньскому заповеднику к условленному месту встречи, куда через пару дней на вельботе и катамаране приплыли рюкзаки и остальные участники похода.
Далее шли по морю все вместе не очень далеко от берега, поскольку через каждые полтора часа наш «Боливар» все равно захлёбывался водой. Надо было приставать к берегу, открывать кингстоны и сливать воду, чтобы не пойти ко дну.
Сначала всё было прекрасно: отличная погода, спокойное море, в бухтах пристаём к берегу, отовариваемся, местные жители встречают нас радушно (редко у них бывают туристы). Ребята – аквалангисты чего только ни приносят из моря! И осьминогов едим, и гребешков, и крабов, и морскую капусту-ламинарию, и рыбу всякую. Жарим, сушим, вялим! Ловим кальмаров на особые приспособления - кальмарницы. Кальмары такие вкусные, когда только из моря!
В бухтах на берегу собираем дары моря: морских ежей, морских звезд и, вообще, всё, что выбрасывает море и нравится нам.
Однажды я тоже с аквалангом и инструктором опустилась на дно Японского моря. Боже, сколько там всякой живности! Плавают, ползают, растут! Всех цветов радуги! Так интересно!
На привалах мы с нашим доктором препарируем и обрабатываем формалином крабов, ежей, гребешков и звезд, чтобы привезти домой. Кое-что из этого у меня сохранилось до сих пор.
Как-то раз мы остановились на обед в бухте поздновато, советуем Шарапову здесь заночевать, а он ни в какую! График надо выполнять!
Вышли в открытое море, начал наплывать туман, да ещё вечереет. Туман сгустился, вельбот не видим и берег тоже не видим. Слышим - ревун (сигнальная сирена) извещает о том, что все суда должны прибыть в укрытие. А мы не знаем, где берег. Фонариком светим вельботу. Помним, что катамаран уже через полчаса плавания пойдёт ко дну, если не доберемся до берега.
И вдруг я увидела красную точку вдали. Говорю штурману: «Бери курс туда». Он, хоть и не видел этой точки, но послушался. Да я и сама не знала, что вижу! Просто это нам Бог помог!
Когда стали приближаться, поняли, что это светит береговой маяк! В полной темноте пришвартовались кое-как к каменистому берегу. Все были мокрые до нитки, так как шёл дождь. Ребята пошли вверх к маяку, а мы с Вячеславом поставили свою палатку на берегу, выпили спирту «для сугрева» и уснули сном праведников. Утром было «профсобрание» с единогласным осуждением решения Шарапова плыть в тумане. Обещал впредь прислушиваться к мнению большинства.
Плывем дальше красиво и весело. Не очень далеко от поселка Тетюхе сильно испортилась погода, подул «горняк» - ветер с суши на море. Мы говорим Шарапову: «Надо переждать в бухте!» А он опять со своим графиком!
Подчинились, поплыли. Волны сильные! Правим в открытое море (срезаем изгиб бухты)! Кто-то из наших кричит: «Вельбот перевернулся!» Смотрим, ребята вынырнули, вельбот болтается на волнах вверх дном! А там все наши рюкзаки, палатки, снаряжение, провизия! А если ребят с вельбота возьмём на борт катамарана, тотчас пойдём ко дну!
Интересно, что во время плавания мы ранее ни разу не видели другие суда. А тут видим на горизонте три МРС-ки (малые рыболовецкие судна). Одно из них отделяется и направляется к нам. И снова Бог послал нам помощь - на этот раз в виде МРС!
Как потом выяснилось, капитан этой флотилии, увидев нас, сказал коку: «Иди жарить рыбу: сейчас перевернутся. Спасать будем!» И как в воду глядел! Направил одно судно к нам. Моряки взяли на борт всех: и с катамарана, и тех, кто был в воде, накормили вкусной рыбкой и пришвартовали к берегу перевёрнутый вельбот с катамараном.
В этой бухте мы пробыли больше недели. Моряки дали нам акваланги (наши утонули), буйками отметили место, где вельбот перевернулся. Наши ребята каждый день опускались на дно и доставали то, что утонуло. Там было глубоко, вроде бы 28 метров, «рвало уши»! Но достали всё, уплыли только колья от палаток!
Что интересно: во все карманы утонувших рюкзаков забрались морские ежи! А продукты даже в полиэтиленовых мешках так просолились, что пищу не надо было солить! И сахар был не сладкий, а солёный!
На этом и закончилось наше плаванье по Японскому морю. От Тетюхе до Владивостока плыли на пассажирском судне.
Ещё заметила, что после этого путешествия я с такой лёгкостью писала научные статьи и отчёты, составляла методические пособия! Голова как будто просветлела! Ясно: целый месяц ела свежайшую морскую еду, богатую фосфором! Вот почему японцы, корейцы, китайцы такие умные! Они живут у моря и питаются его дарами!