Льгов - древний город, ровесник Москвы. Железная дорога там появилась тоже очень давно - 155 лет назад мимо города пролегла линия Курск - Киев. Это была самая короткая дорога в Киев, и до 1907 года все поезда из Москвы шли через Льгов, поэтому станция Льгов 1 также носит название Киевский. После 1907 года было полностью сформировано более короткое Киевское направление Москва - Брянск - Навля - Конотоп - Киев, и основной пассажиропоток перешёл туда, но линия Курск - Льгов - Конотоп еще долго будет важной железнодорожной артерией.
В 1910 году ЖД-узел во Льгове затянулся там еще крепче - была построена ветка до Харькова.
В это же время появилась станция Льгов 2 и одноименное депо, построили веер и поворотный круг.
По магистрали Харьков - Льгов - Навля - Брянск пошло очень много донбасского угля на север страны, позже когда перед Великой Отечественной построили дорогу Москва - Донбасс основной поток угля пошёл этим более коротким путем, но путь Брянск - Льгов - Харьков был всегда нагружен народно-хозяйственными, да и пассажирскими поездами.
Льгов 2 еще называют Льгов Сортировочный, находится он чуть севернее Льгова 1. Еще была станция Льгов 3. Построена она была до ВОВ, сейчас она не действует, пути разобраны, информации о ней почти нет в интернете. Я предполагаю, что станция представляла собой грузовой парк, и позволяла пропускать поезда с Брянска на Харьков в обход Льгова-Киевского, что увеличевало пропускную спобность Льговского ЖД-узла.
Во время второй мировой войны Льгов пробыл в оккупации полтора года. Фашисты активно использовали этот ЖД-развязку, особенно рокадный ход Харьков-Брянск, который связывал немецкие группы армий "Центр" и "Юг".
После освобождения весной 1943 года Льгов сыграл важную роль в подготовке Курской оборонительной и наступательной операций. Курский выступ или Курская дуга снабжался по однопутной дороге Касторная-Мармыжи-Курск-Льгов.
Когда началось наступление под Прохоровкой была достроена линия от станции Сараевка до станции Старый Оскол.
90 км пути построили за 32 дня, на 30 дней раньше срока, в стройке участвовали не только военные и железнодорожники, но и 20000 местных жителей - в основном женщины и дети. Люди самоотвержено работали и днем, и ночью, за что эта линия получила негласное название "Дорога Мужества". Ветка Сараевка-Старый Оскол сформировала железнодорожное кольцо Касторная-Курск-Сараево-Старый Оскол, по которому армии Центрального и Воронежского фронтов получали бесперебойное снабжение, возможность подвоза снарядов и тяжелой техники на фронт и отвода её для ремонта. Эта железнодорожная победа в тылу, стала залогом победы нашей армии на фронте.
В 1948 году мой дед устроился в паровозное депо Льгов 2 Московско-Киевской ЖД кочегаром паровоза, и проработал там до 1986 года. Свою трудовую деятельность закончил в качестве машиниста 2 класса. Он слишком рано ушел, чтобы я мог обсудить с ним тонкости послевоенной железнодорожной жизни, да и просто предметно поговорить о работе.
Говоря о классе квалификации, я слышал от старых машинистов, что в Союзе было мало машинистов 1 класс, буквально несколько человек на депо. Но я так и не разобрался правда это или нет, и почему так было. Сегодня первый класс реально получить через 7-8 лет после обкатки, если задаваться такой целью.
В советское послевоенное время Курский ход на Юг был загружен пассажирскими, когда я учился в Курске на класс, старые преподаватели говорили, что мимо них шло по 60 пар пассажирских поездов в сутки. А Льгов был своеобразным грузовым хабом, как я понял, хотя и пассажирских поездов там тоже хватало.
После развала СССР объем работы упал, появились новые государства, а за приграничными станциями сделали погранпереходы, но поезда все равно шли. Работы хватало всем. В 2000-х годах в рамках оптимизации депо Льгов 2 присоединили к депо Курск, после чего оно перестало существовать как самостоятельный железнодорожный субъект. А после событий 2014 года, прекратилось движение в направлении Харькова и Киева, и Льгов Киевский по сути перестал быть узловой станцией. Конечно же, железная дорога, идущая до границы, есть, но можно сказать, что перевозок в этих направления нет. А после начала СВО Уkрaина уничтожила все железнодорожные переходы с РФ, так что теперь нет даже физической возможности проехать там, где раньше ходили миллионы тонн грузов. Хотя возможно в будущем всё наладиться, но это покажет время.
Льгов же для меня останется городом детства, куда я приезжал летом с мамой на время каникул к бабушке и дедушке.
Снимки в галерее сделаны мной осенью 2023. Всем добра!
Загляните в телеграм, там еще больше интересного!