Главным нововведением концепции развития дополнительного обучения 2030 является система персонифицированного финансирования обучения детей или ПФДО. Кратко это система электронных сертификатов, где заложены средства на оплату дополнительных занятий детей.
На бумаге все было просто, но как все обстоит в реальности? Предполагалось, что дети, а точнее их попечители смогут потратить эти средства на оплату дополнительного образования как в государственных так и в частных учреждениях. Тем самым расширив возможности для выбора и посещать множество разных кружков. Однако, частники в большинстве сказали реформаторам, что они могут взять этот сертификат и засунуть себе в...государственные учреждения дополнительного образования.
Как дела обстояли на местах
Наш регион был в числе пилотных, поэтому всю прелесть системы ПФДО мы почувствовали совсем рано и в полном объеме. Самым страшным и мучительным был процесс регистрации детей. Был создан специальный портал, где выкладывались программы и родители могли их выбирать. Портал и сегодня криво работает и ужасно приспособлен к работе, а тогда было ещё хуже. Реформаторы были уверены, что у нас все жители на короткой ноге с информационными технологиями, но на деле все совершенно иначе. У нас ещё проблема в районном центре в том, что многие родители работают в областном центре, а детьми занимаются дедушки и бабушки. И мы их учили создавать электронную почту, находить сайт и нажимать все нужные вкладки. Это было ужасно, сайт очень не удобный, до сих пор регулярно у нас и родителей с ним проблемы, которые приходиться решать через муниципальные и региональные опорные центры. Самое страшное, нас это все заставляли делать быстро, чтобы отчёты были красивые.
Первые итоги
После тотальной регистрации оказалось, что что детей не хватает. Раньше чиновники отчитывались, скажем, 2000 учащимися в системе доп образования, но неожиданно оказалось, что 3 Васи Петрова на 3 разных кружках, это один Вася Петров. Таким образом 2000 тысячи детей превратилось в 800 с хвостиком. Чиновники свою ошибку признавать не стали и потребовали нас набирать всех детей подряд.
Вопрос финансирования
Как у нас очень любят в подобных инициативах, самые сложные вопросы спускать на местные власти, ресурсы которых сильно ограничены. Как результат сертификаты у всех регионов разные, но у большинства они мизерные, которых едва хватает на две программы. Средняя величина сертификата по стране около 8000 рублей в год, у нас как и у большинства это сумма ещё меньше. Таким образом мы сильно ограничиваем активных учащихся. Пришлось сократить учебные программы до двух часов в неделю. И тут повезло школам искусств и спорта, находясь под другими министерствами, они смогли оставить свои программы. Потому что для высоких результатов 2-4 часов в неделю не достаточно. Ещё добавляет проблем та ситуация, что средства на сертификате появляются в январе, а не первого сентября, таким образом получается, что две образовательные программы, это закончить сначала один курс, а в новом учебном году пойти на ее продолжение.
Непопулярные программы
Сторонники сертификатов уверяют, что это программа позволит избавиться от непопулярных
образовательных программ(ну и от педагогов). Сол, у одного педагога 20 человек на занятии, а другого всего шесть. Зачем платить тому у кого 6 человек? Да вот, только 6 человек учится на продвинутой физике, где готовятся олимпиадам и поступлению, а там где 20, просто, играют в компьютер. Нам так и говорят, что главное охват. Так что играйте, сальто назад делайте, но главное привлеките детей. Но дети которые хотят разносторонне развиваться ограничиваются в этом праве. Как результат, подготовка к соревнованиям и крупным проектам происходит в личное время педагогов на безвозмездной основе, увы, но иначе результатов не получить и образование желающим не дать.
Это далеко не все, что я хочу сказать по ПФДОД, писать можно долго и я ещё вернусь к этой теме.
Подытожить могу пока тем, что система ПФДОД в нынешней форме убивает доступное и разносторонне дополнительное образование.