События Великой Отечественной многократно показаны в играх с точки зрения бойцов, командиров и высшего военного руководства. Инди-адвенчура Torn Away идет поперек этой схемы, давая нам посмотреть на войну глазами маленькой девочки Аси.
Кто такие остарбайтеры
Гитлер был образцовым социал-дарвинистом, попавшим под сильное влияние идей Хаусхофера о жизненном пространстве. Он видел Советский Союз (то есть, по сути, Россию) как место, где немцы смогут наплодиться в достаточном количестве, чтобы противостоять «странам-гигантам» вроде США, промышленными возможностями которых он восхищался и которых боялся одновременно.
Захваченные территории должны были стать как источником продовольствия и сырья, так и рынком сбыта. При этом у Гитлера был весьма специфический расизм, в котором русские — народ с мощной культурой и сильной инженерной школой, который построил империю и покорил суровые пространства Сибири, — записывались в «недочеловеки». Это определяло подход нацистов к будущему Советского Союза — его жители мешали грядущей великой колонизации. От них следовало избавиться, чтобы они не были угрозой германской демографии на захваченных землях.
Но потом кое-что пошло не так. Наши предки оказали нацистам намного более «горячий» прием, чем ожидалось. План «Барбаросса» окончательно полетел в помойку еще до конца лета. А по окончанию зимы 1942-го стало ясно, что план молниеносного завоевания огромного СССР за одну кампанию накрылся медным тазом.
До этого нацисты особо не думали, как использовать мирное советское население, хотя и разрабатывали детализированные инструкции, как наиболее эффективно выжать из него все соки здесь и сейчас. Или уморить – так, обычными были пункты содержания пленных, представляющие собой ограждение с охраной в чистом поле. Как только наступали холода, большая часть людей на скудной пище и без медицинской помощи быстро умирала, избавляя вермахт от забот по содержанию «ненужных» людей.
Когда стало ясно, что война будет долгой, и еще непонятно чем закончится, нацисты стали подходить к использованию человеческого ресурса на оккупированных территориях аккуратнее. Многих стали вывозить в Германию на работы — по мере того, как на фронт уходили все новые и новые немцы, нехватка рабочих рук ощущалась все более сильно.
Таких людей называли «остарбайтерами». Заводы, фабрики, трудовые лагеря — потогонная пахота на противника, скудное, хоть и достаточное для длительного функционирования питание, жизнь под конвоем. Чуть менее мрачно все складывалось у тех, кто попадал в крестьянские семьи в качестве помощника по хозяйству, особенно к набожным — такие люди были наименее индоктринированы идеями нацистов и относились к остарбайтерам гораздо человечнее. Но так везло подавляющему меньшинству.
Львиная доля страны была разрушена, и многие остарбайтеры по возвращении домой находили лишь дымящиеся руины и никаких весточек от семьи. Ее члены могли быть где угодно в огромной стране — в эвакуации на просторах Средней Азии, в армии, в Сибири, на Дальнем Востоке. Так как в сороковые годы не было ни интернета, ни Госуслуг, люди могли искать друг друга годами и даже десятилетиями.
Асины мытарства
Главная героиня Torn Away, девочка по имени Ася, как раз была вынуждена стать таким остарбайтером. Отец ушел на фронт, зато в Сталинграде осталась мать. Правда, ситуация резко ухудшается — в августе 1942-го город попадает под страшную бомбардировку, и семья Аси теряет дом. После чего и мать, и дочку угоняют в Германию на работы.
Действие переносится в 1944 год. Ася и ее мать работают в трудовом лагере, но девочка мечтает, что они вернутся домой, теперь уже не в разбомбленный городской дом, а к родственникам в деревню. Затем, в результате определенных событий, Ася оказывается за пределами лагеря и идет через Германию в сторону гремящего канонадой фронта, чтобы добраться до своих.
Геймплей представляет собой смесь квеста и платформера — Ася то ищет нужные предметы и решает довольно простые головоломки, то сломя голову бежит от преследователей. Один раз за игру встречается механика с прятками от сбивающего с ног ветра.
Кроме этого, есть стелс. Он исполнен для инди-игры в целом неплохо, но иногда смотрится нелепо — например, героиня может не просто скрываться за ящиком, но и одновременно волочь его. Что, конечно же, не вызывает никаких вопросов у германских охранников, которые видят, как мимо них гордо проезжает деревянный ящик. Так и хочется поставить перед нацистскими захватчиками вопрос — ну и кто тут после этого унтерменш?
Боевой системы в игре нет. Ася — всего лишь девочка, и никто не испытывает иллюзий насчет ее способности что-то сделать в реальном бою. Хотя однажды это правило нарушится, но только там, где это предусмотрено сюжетом.
Дарк-фэнтези
Визуально игра вполне себе красива, хотя не блещет частотой кадров, богатыми анимациями или запредельным разрешением. Графика добирает за счет художественной работы — поставленного освещения, сочетания цветов и оттенков, общего визуального стиля. Torn Away, кстати, запускается на довольно старых компьютерах — мой, наверное, не обновлялся уже лет пятнадцать, но все отлично работало.
Хотя внешне игра выглядит более чем приятно, у нее есть одна особенность. Этот, скажем так, девочковый визуал с легким налетом «мрачняка» входит в некоторый диссонанс с привычной подачей темы Великой Отечественной — особенно той ее части, что связана с лагерями, оккупацией и остарбайтерами.
Визуально игра выглядит как сказка, которая в чем-то даже мила. Да, это мрачная сказка, но в наше время таким сочетанием давно никого не удивишь. На этом фоне даже не совсем естественно выглядящий синий отлив черных Асиных волос воспринимается как элемент фэнтези-мира, где все устроено по каким-то своим законам.
Нацисты в игре, конечно, злые, но не потому, что делают что-то конкретно плохое, а... ну, просто потому, что злые. Как в «Гарри Поттере» или во «Властелине колец». Это подано визуально — они мрачные и страшные, — но никак не объяснено. А в некоторых местах даже такая схема дает сбой. Например, в трудовом лагере охрана выглядит не ненавистными мучителями, а обычными подзадолбавшимися мужиками, которые скорее отпустят саркастический комментарий, чем навернут прикладом.
Даже мать Аси — последнее теплое и родное, что осталось в жизни девочки, — гибнет вовсе не от рук нацистов. Сначала игра ведет к тому, что женщина, наверное, умрет от тяжелых условий труда и жизни в лагере, от уменьшенного пайка и болезни, но нет — все происходит как бы по случайности, в которой напрямую никого нельзя обвинить. Линия с ухудшением здоровья родного человека обрывается очень внезапно — как будто в повествовании что-то решили переделать в последний момент.
Что характерно, сотрудники НКВД, с которыми Ася встречается в конце игры, поданы точно ничуть не менее мрачно, чем нацисты. Все в этой сцене — поставленный свет, ее монохромность, игра на контрасте ожиданий после возвращения домой, заложенная авторами, — на визуальном, непроговариваемом уровне убеждает игрока: чекисты если не «плохие», то, по крайней мере, не сильно хуже немцев. Хотя, по сути, ничего такого ужасного с Асей не делают. Сказали, что работать на врага, пусть и вынужденно, — это вообще-то плохо, намекнули, что придется поработать, помыв полы, и пообещали отправить ее в детдом, что, в общем, логично, чтобы не плодить беспризорщину. Но в итоге передумали, услышав про отца-героя, и отпустили со словами «ну, раз говоришь, что есть куда идти, — иди».
При этом все эти особенности не вызывают резкого негатива. Есть такое понятие в искусствоведении — наивное искусство. Это когда произведение создается талантливым художником-самородком, который не прошел всех ступеней существующей на тот момент художественной школы. Поэтому его работы кое-где наивны, кое-где нелепы, но в целом представляют интерес и коллекционную ценность.
С точки зрения подачи военно-исторической части все вышеописанные смыслы, заложенные в визуале Torn Away, воспринимаются скорее так — не как чернуха вроде «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» и не как склонный экзотизировать русских взгляд иностранца в Company of Heroes 2.
Поэтому элементы «серой морали» в такой щепетильной теме, как Великая Отечественная война, смотрится в Torn Away скорее особенностью, нежели попыткой оскорбить.
Играть можно — 6,5 баллов из 10 адвенчура вполне заслуживает. С учетом того, что в этом вопросе я не делал никаких скидок на инди, а думал только о том, насколько игра вызывает интерес, захватывает и дает получить удовольствие от себя, это более чем хороший результат.
Пока писался этот обзор, выяснилось, что Torn Away провалилась в продаже. «По справедливости» она этого не заслуживает — у разработчиков определенно есть талант и желание сделать хорошо. Но рынок — сущность жестокая и не прощает ошибок. Какую бы ошибку ни совершили создатели игры, хотелось бы, чтобы они пережили эту неудачу, учли урок и продолжили работу — Torn Away, несмотря на некоторые особенности, запомнилась и пробудила желание попробовать что-нибудь еще в таком же духе.
Оценка: 6,5\10