Найти тему
Петр Власов

Они летали на «Чайках» (пилоты И-15 – И-153)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

С подбором изображений истребителей-бипланов Поликарпова, на которых летали асы, есть свои сложности. Дело в том, что журналистов, благодаря фотографиям которых мы сегодня в основном и узнаем о маркировках и раскрасках асовских машин, всегда больше интересовали асы-истребители. Ведь их счета уничтоженных самолетов противника выглядели на страницах газет намного эффектнее, чем ничего не говорящие цифры боевых вылетов бомбардировщиков и штурмовиков. Именно поэтому наибольшее количество изображений асовских «Чаек» относится к самой немногочисленной версии - И-15. Ведь этому самолету довелось не только провести значительное число истребительных боев в годы гражданской войны в Испании, но и чаще всего попадать в фотообъективы. Потому что доступ журналистов на испанские аэродромы был более свободным, чем в СССР; да и в иностранной прессе не существовало такой цензуры, как в советской, строго соблюдавшей секретность. Версии же И-15бис и И-153, появившиеся позже И-15, к началу Великой Отечественной устарели, и чаще использовались для штурмовок, чем для воздушных боев. А значит, были менее интересны фотокорреспондентам. Да и не могли летчики, еще воевавшие на них как истребители, добиться на устаревших тихоходных машинах значительного количества побед, и потому особо в прессе не «фиксировались». Это и объясняет малое число имеющихся «именных» изображений «бисов» и И-153…

Павлов Иван Ульянович

-2

Иван Ульянович Павлов (1893-1936) – сын крестьянина, во время 1-й мировой войны – авиамеханик; в 1916 г. добился направления в авиашколу во Франции, по окончании которой в начале 1917 г. стал летчиком 1-й истребительной группы Александра Козакова. Свою единственную победу в 1-й мировой Павлов одержал 1 октября – в схватке «один против четырех» на «Ньюпоре» сбил германский «Роланд». После Октябрьской революции подполковник Козаков был смещен с должности командира авиагруппы, а его место занял унтер-офицер Павлов. Однако вскоре авиагруппа перестала существовать: что не успели захватить немцы, то растащили украинцы. Улетев на своем «Ньюпоре» из Украины в Советскую Россию, Павлов сформировал 1-ю Советскую истребительную группу, и руководил ею во время Гражданской войны. К окончанию войны он возглавлял всю авиацию Южного фронта. В 20-е гг. Павлов занимал различные командные должности, в 30-е гг. комбриг Павлов командовал авиацией Московского округа. Летал на истребителе И-15 с личной эмблемой – красным вымпелом и надписью «За ВКП (б)». Благодаря именно этой броской эмблеме фото его самолета появилось на страницах советских газет. В 1936 году комкор Павлов скончался от последствий ранений, полученных в Гражданской войне.

Ерёменко Иван Трофимович

-3

Капитан Ерёменко (1910-1986) воевал в Испании с мая 1937 по февраль 1938 г. в качестве командира эскадрильи бипланов И-15. Эта эскадрилья, состоявшая из советских добровольцев, действовала в районе Брунета, Мадрида и Сарагосы. Над Сарагосой Ерёменко и одержал самую выдающуюся свою победу: в ночь с 14 на 15 сентября в полной темноте нашел и сбил трехмоторный бомбардировщик Ju-52. Всего в Испании Ерёменко одержал 9 побед, что подтверждается записями в дневнике боевых действий и в журнале эскадрильи. 28 октября 1937 г. капитану Еременко было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения из Испании Еременко получил звание комбрига и должность командующего ВВС 25-й дальневосточной армии. В годы Великой Отечественной войны генерал Ерёменко командовал авиадивизией, а затем авиакорпусом Южного фронта.

Vicente Castillo Monzo

-4

19-летний Висенте Кастильо Монзо (1917-1981) в начале 1937 года проходил в СССР начальные ускоренные курсы пилотов, после чего в июне того же года вернулся в Испанию. С июля 1937 сержант Монзо в составе 2-й эскадрильи истребителей И-15 сражался над Брунетом, и уже в первом своем бою сбил Не.51. В августе его счет пополнился еще четырьмя победами, а в сентябре – еще двумя. В октябре его эскадрилья воевала над Эбро, где в основном занималась штурмовками вражеских аэродромов, а зимой 1937-1938 гг. участвовала в операции у Теруэля. В июле получивший звание лейтенанта Кастильо Монзо уже в качестве командира эскадрильи сражался над Леванте и Эбро, доведя к сентябрю свой счет до 13 личных побед. В декабре 1938 капитан Кастильо Монзо возглавил 26-ю авиагруппу; под его руководством авиагруппа сражалась над Эстрамадурой. После поражения республиканцев Кастильо был захвачен националистами и приговорен к расстрелу, однако затем расстрел заменили пожизненным заключением. Но в 1943 году Кастильо Монзо был освобожден по амнистии.

Степанов Евгений Николаевич

-5

Евгений Степанов (1911 – 1996) в 1933 г. стал летчиком, пилотом 12-й эскадрильи 111-й истребительной бригады Ленинградского округа. В августе 1937 под псевдонимом «Эухенио» Степанов отправился в Испанию для участия в гражданской войне, и находился там до конца июля 1938 года. За это время совершил на истребителе И-15 около 80 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил 8 самолетов лично (1 – тараном) и 4 в группе. Таран, который совершил Степанов, стал первым ночным тараном в истории отечественной авиации.

Затем в 1939 г. Степанов на Халхин-Голе совершил 100 боевых вылетов (5 первых вылетов на И-16, остальные на новейшем И-153) и сбил 4 японских самолета. В августе 1939 был удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны полковник Степанов работал в Управлении ВВС Московского военного округа.

Тинкер Фрэнк

-6

Фрэнк Тинкер - американец, летчик палубной авиации США, в 1936 г. под псевдонимом «Франциско Гомес» по контракту вступил в республиканские ВВС Испании, и стал пилотом истребителя И-15 в испанской эскадрилье «Чатос» соединения «Лакалле». С января 1937 г. Тинкер участвовал в боях при Яраме, защищал Мадрид. В этих боях его эскадрилья понесла большие потери; Фрэнк так же был сбит огнем бортстрелка Ju-52, но сумел совершить вынужденную посадку на республиканской территории. Весной 1937 в схватках над Гвадалахарой Тинкер уничтожил 2 Фиата-32 и 1 Не-51; кроме того, он неоднократно участвовал в штурмовках наземных войск. В мае 1937-го перешел в 1-ю эскадрилью «Москас» Константина Колесникова. В июле Тинкер сражался над Брунете, где сбил 2 Мессершмитта-109. В конце июля срок его контракта закончился, и Фрэнк уехал в Америку. Всего за полгода боев наемник уничтожил 8 франкистских самолетов, став богатым человеком: за свою службу он получал по 1000 долларов в месяц + 500 долларов за каждый сбитый самолет. Однако в США Тинкера встретили, как «красного»: друзья от него отвернулись, назад во флотскую авиацию его не приняли. Фрэнк впал в депрессию и запил, а в 1938 г покончил жизнь самоубийством.

Захаров Георгий Нефёдович

-7

Георгий Нефёдович Захаров (1908 – 1996) вступил добровольцем в Красную Армию в 1930 году, а летчиком стал в 1933-м. В 1936 году под именем «Энрике Лопеса» добровольно отправился в Испанию для участия в гражданской войне. Воевал на истребителе И-15 в эскадрилье Павла Рычагова в течение 5 месяцев (с конца октября 1936 по начало апреля 1937); за это время одержал 2 личные и 2 групповые победы. По возвращении из Испании командовал авиаотрядом в Ленинградском военном округе, а в ноябре 1937 отправился в Китай как советник и инструктор. В Китае Захаров находился по сентябрь 1938 г.; за это время кроме обучения китайских летчиков, он совершил 15 боевых вылетов на И-15бис, сбив 2 японских истребителя. Из Китая Георгий Захаров возвращался на трофейном японском истребителе А5М (перегонял для изучения советскими специалистами), но в горах потерпел аварию и получил травмы.

По возвращении получил звание полковника и занял должность командующего ВВС Сибирского военного округа. В Великую Отечественную войну генерал-майор Захаров командовал 43-й, а затем 303-й ИАД; в апреле 1945 он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Калачев Владимир Николаевич

-8

Владимир Калачев (1910-1942) был призван в Красную Армию в 1932 г.; в 1934 г. он окончил авиашколу и стал летчиком 21-й истребительной эскадрильи ВВС Забайкальского округа. Пройдя путь от рядового пилота до заместителя командира эскадрильи, Калачев переключился на политическую работу, и к декабрю 1938 стал летающим военным комиссаром в 22-м ИАП. В составе этого полка комиссар Калачев с мая по сентябрь 1939 г. участвовал в боях на реке Халхин-Гол; в июле он получил ранение, но на лечение не уехал, остался в полку. Поначалу Калачев летал на истребителе И-16, а после того, как в зону боев пригнали группу новейших И-153, пересел на такую «Чайку». Всего на Халхин-Голе Владимир Калачев провел 20 воздушных боев, в которых сбил 2 японских самолета лично, и 2 в группе (из них половину – на И-153). В августе комиссар Калачев был удостоен звания Героя Советского Союза.

По окончании боев с японцами Владимир Калачев участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Начало Великой Отечественной войны майор Калачев встретил командиром 17-го запасного авиаполка Уральского округа, и руководил подготовкой и отправкой на фронт шести истребительных полков. В начале июня 1942 Калачев стал командиром 15-го ИАП, воевавшего на Брянском фронте. Но 27 июня майор Калачев таранным ударом своего ЛаГГа сбил немецкий самолет-разведчик Hs.126, и при этом погиб сам.

Абрамов Владимир Фёдорович

-9

Владимир Абрамов (1921-1985) по окончании авиашколы в 1941 г. стал пилотом истребителя И-15бис в 71-м ИАП ВВС КБФ. Участвовал в боях Великой Отечественной войны с первого дня. В ноябре 1942 стал командиром эскадрильи; летал теперь на И-153. В 1943 был откомандирован в ВВС Тихоокеанского флота для передачи боевого опыта; в конце 1943 вернулся в свой 71-й полк, ставший к тому времени 10-м Гвардейским ИАП. В июле 1944 Владимир Абрамов был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за время войны гвардии капитан В.Ф. Абрамов совершил 599 боевых вылетов, провел 57 (по другим сведениям 67) воздушных боев и 90 штурмовок наземных объектов. Но вот по победам Абрамова точных сведений нет. В одних источниках говорится о 10 личных и 12 групповых победах, в других – о 7 личных и 12 групповых, в третьих о 7 личных и 17 групповых, в других – о 20 или 29 победах без расклада на личные и групповые. Тем более непонятно, сколько из них были одержаны на И-15бис и И-153, а сколько – на более поздних Як-7 и Ла-5…

Соловьев Константин Владимирович

-10

Константин Соловьев (1914 – 1942) вступил в Красную Армию в 1934-м; в 1939-1940 г. участвовал в советско-финской Зимней войне. С июня 1941 г. летчик 71-го ИАП КБФ Соловьев на истребителе И-153 сражался в боях Великой Отечественной войны. В июле 1942 командование полка направило руководству представление на капитана Соловьева к званию Героя Советского Союза (утверждено правительством в октябре 1942); на этот момент летчик совершил 427 боевых вылетов (из них 110 - на штурмовку и 50 - на разведку), провёл 65 воздушных боёв (26 – ночью), в которых сбил 4 самолёта противника лично и 8 - в составе группы (в том числе 3 в ночных боях). Все победы были им одержаны на И-153.

Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи 13-го ИАП КБФ капитан К.В. Соловьев погиб 27 декабря 1942 г. в тренировочном полете из-за ошибки ведомого, столкнувшегося с его самолетом при неправильном перестроении.

Кроме показанных здесь, существует еще некоторый ряд изображений «именных» И-153, летчики которых не добились особых результатов как истребители, а в основном занимались штурмовками. Их самолеты несли такую же стандартную окраску, как на выставленных выше рисунках, и отличались друг от друга только разными бортовыми номерами.

Речкалов Григорий Андреевич

-11

Один из самых результативных советских асов Великой Отечественной войны Григорий Речкалов (1920-1990) начинал свою боевую деятельность на устаревшем истребителе И-153 в составе 55-го ИАП. Правда, за день до войны медкомиссия забраковала Григория из-за обнаруженного у него дальтонизма, однако с началом боевых действий уже никого не интересовало, насколько хорошо летчик различает цвета. Речкалов приступил к боевым вылетам 22 июня 1941 г., а уже 26 июня он одержал первую победу – залпом РСов уничтожил истребитель Мессершмитт Bf.109. На следующий день Речкалов «завалил» немецкий самолет-разведчик Hs.126, а 11 июля он сбил бомбардировщик Ju.88. Однако его полк в основном выполнял штурмовые операции, и Речкалов вплоть до своего ранения занимался штурмовками наступающих немецких войск. После госпиталя в апреле 1942 летчик вернулся в свой 55-й ИАП, ставший к тому времени 16-м ГвИАП, который перевооружился на другие самолеты. Освоив американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», Григорий Речкалов воевал на нем до самого завершения Великой Отечественной войны, к концу которой на его счету числились 56 личных и 5 групповых побед (по последним исследованиям документов – 61 личная и 4 групповых).

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.